Задание 87. Определите часть речи. Определите степень адъективации причастий

1. Варёный картофель входит всостав очень многих салатов. Картофель, варенный в кожуре, сохраняет больше витаминов.

2. Взволнованное лицо, взволнованные ребята, взволнованные новостью.

         3. Открытый взгляд, ясная улыбка, простая речь вызывали безоговорочное доверие к собеседнице. Мы решили посетить открытый на прошлой неделе книжный магазин.

Задание 88. Определите часть речи. Вставьте пропущенные буквы.

1. Вещи растерян_ы – глаза растерян_ы. Весы уравновешен_ы – дети уравновешен_ы. Руки скован_ы – движения скован_ы. Носки распущен_ы – дети распущен_ы. Решение согласован_о – работа согласован_а.

2. Разговоры изыскан_ы, ресурсы изыскан_ы экономистами, манеры изыскан_ы, ягоды подавлен_ы в корзине, люди стояли подавлен_ы и унылы, сумма собран_а по копеечке, речь стройна и собран_а, организован_ый концерт, собрание прошло организован_о, отчаян_ый крик, кричал отчаян_о, бешен_ый ритм, бешен_о мчаться, глядеть испуган_о, все трудности времен_ы, вещи утерян_ы в дороге, мука рассыпан_а, мадам очень надмен_а, толкнуть локтем нечаян_о, овощи сварен_ы в кастрюле, ворота отворен_ы сторожем, актёры неопытны и юн_ы, глядел рассеян_о, зрители спокойны и сдержан_ы, публика избалован_а гастролёрами, поля ограничен_ы рвом, злодеи тупы и ограничен_ы, векселя отправлен_ы по назначению, это было рискован_о.

Задание 89. Выполните морфологический разбор причастий.

Появилось лекарство, излечивающее чахотку. Никем не любимый ребёнок не сможет радоваться жизни. Работа переписана заново. Ученица, не знавшая истории, не сдала экзамен. За музыкой следовал разговор, прерываемый смехом. Он увидел селения, приютившиеся над рекой. В воздухе, пропитанном солнцем, кружились стрекозы.

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

Признаки деепричастия

Семантический признак Морфологический признак Синтаксический признак
Обозначает добавочное действие. Выражает это значения в категориях вида, залога, переходности. Не изменяется. Отвечает на вопрос как?, что делая? Может управлять существительным в В.п. Является обстоятельством.

       Как видим, деепричастия обладают признаками наречия и глагола. Это обстоятельство служит основанием для неоднозначного решения вопроса о частеречном статусе деепричастий: в истории лингвистики деепричастия включали в состав наречия[21], рассматривали в качестве атрибутивной глагольной формы[22], а также выделяли в качестве особой самостоятельной части речи[23]. 

Формообразование деепричастий  

Деепричастие НСВ Деепричастие СВ
Основа настоящего времени  + суффикс -а\ -я, -учи\-ючи читаjа, делаючи основа инфинитива (или прошедшего времени) + суффикс -в,-вши, -ши: прочитав, улыбнувшись, нёсши

Глаголы НСВ быть, знать, иметь могут образовывать деепричастия НСВ от основы прошедшего времени с суффиксом -в\-вши: не бы в (не бы вши), не зна в (не зна вши), не име в (не име вши).

Некоторые глаголы СВ образуют деепричастия как с суффиксом -в\-вши\-ши, так ис суффиксом -а\-я: принести - принес ши - принес я; подмести - подмет ши - подмет я; заметить - замети в - замет я; зайти - зашед ши -зайд я; прийти-пришед ши -прид я  и др.

Связь образования деепричастий с видом глагола

Глагол Деепричастие НСВ Деепричастие СВ
НСВ +   (рисуjа)
СВ +    (нарисовав)
Двувидовой + (датируjа) + (датировав)

Задание 90. От данных глаголов образуйте деепричастие.

Ночевать, переночевать,  разыграть, разыграться, красться, запереться, исчезнуть, брызгать, адресовать.

Задание 91. От каких глаголов образованы деепричастия?

Играючи, играя, создавая, не имея, столкнувшись, замерзши, возвратившись, едучи, озябнув, жалея, узнавая, подметя, возвратясь.

Образование и правописание деепричастий от глагола идти и глаголов с компонентом - йти

Инфинитив Идти Выйти (и все глаголы СВ с компонентом -йти, кроме прийти) Прийти
Прошедшее время Шёл вышел пришёл
Личная форма Иду выйду приду
Деепричастие Идя вышедши, выйдя пришедши, придя

Задание 92. Выполните морфологический разбор деепричастий. Определите относительное время деепричастий.

Робко свечу потушив, подхожу я к окну. Калитка вздрогнет, растворяясь. Цветы, закачавшись, сильнее запахнут. Изумлённо листья выпуская, почки разжимают кулачки. Она звенела на опушке, травинки наклонив конец. Каждый художник таков: труд свой окончив и мучаясь снова, звук, или цвет, или самое слово освобождает всю жизнь от оков.

Задание 93. Выполните морфологический разбор причастий. Найдите в текстах архаичные формы и не соответствующее современным нормам употребление

1.Гирей сидел, потупя взор. 2. Наудя рыб, попировать собрался. 3. Имея право выбирать оружие, жизнь его была в моих руках. 4. Дева тотчас умолкла, сон его лёгкий лелея, и улыбалась ему тихие слёзы ЛИЯ. 5. Но Ленский, не имев, конечно, охоты узы брака несть. 6.Случайно вас когда-то встретя. 7.Гуторя слуги вздор, плетутся вслед. 8.Накурившись, между солдатами завязался разговор. 9. В сердцах людей нашед измену. 10. Отыскиваем французов, ошибившись в их месте нахождения

 

НАРЕЧИЕ

Определение

Семантический признак Морфологический признак Синтаксический признак
Имеет категориально-грамматическое значение признака действия, другого признака (вторичного признака предмета). Является неизменяемой частью речи. В предложении обычно выступает в качестве обстоятельства.

 

Лексико-грамматические разряды наречий

Разряд 1 уровня

Обстоятельственно- характеризующие

Собственно- характеризующие

Значение

Обозначают признак внешний по отношению к его носителю, т.е. характеризуют временные пространственные, причинные целевые и количественные обстоятельства (при каких обстоятельствах было выполнено действие: когда?, где?, почему?, зачем?, каким количеством участников?)

Обозначают свойство, качество, способ действия, интенсивность проявления признака.

Разряд  2 уровня Времени Места Причины Цели Совместности Образа действия Качественные Срав нения Степени Количе ства дейст вия  
                       

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: