Одноместные располагаются между соединяемыми частями | Неодноместные их компоненты размещены в каждой части соединяемой конструкции | |
текста или позиционно примыкают к одной из | многоместные | двухместные |
них | представляют собой сцепление нескольких позиционно разобщённых повторяющихся компонентов | представляют собой соединение двух формально не совпадающих и позиционно разобщённых элементов |
Ему удалось добиться своего, благодаря тому что его поддержали товарищи | Листья в поле пожелтели, икружатся,и летят. | Едва он вошёл в дом, как начался дождь |
Задание 114. Расставьте пропущенные знаки препинания. Найдите союзы и определите их функции. Найдите союзы одноместные, двухместные и многоместные.
1.Не порывай нить дружбы ибо если придётся опять её связывать то останется узел. 2. Но многие вероятно остались бы в твёрдом убеждении что если б гарнизон показал более храбрости то по крайней мере десятка два хищников осталось бы на месте. 3. Просека идёт такими зигзагами что если заблудиться в лесу никогда не поймёшь в какой же стороне находится эта просека. 4. Есть на нашей реке такие глухие и укромные места что когда продерёшься через спутанные лесные заросли заполненные к тому же крапивой и присядешь около самой воды почувствуешь себя в обособленном отгороженном от остального земного пространства мире.
|
|
5. Ноги женщины были обожжены и босы и когда она говорила то рукой подгребала тёплую пыль к воспалённым ступням словно пробуя этим утишить боль. 6. Этот барин особенно раздражал Самгина и если б Клим Иваныч был способен ненавидеть он ненавидел бы его. 7. Изредка маленькая снежинка прилипала снаружи к стеклу и если пристально вглядеться то можно было увидеть её тончайшее кристаллическое строение. 8. Этот беззвучный разговор так взволновал Лизу что когда она села за столик в большом зале её глаза не отвечая никому тоже говорили о смущении о любопытстве о стыде.
9. Да это был прекрасный хотя и несколько печальный город. 10. Для Алевтины Васильевны хотя и привычна, но тяжела была власть Ерофея Кузьмича. 11. Санин ощущал во всём существе своём если не удовольствие то некоторую усталость. 12. Брови Лизы не то чтобы нахмурились а дрогнули. 13. Мне было досадно однако ж что я не мог отблагодарить человека выручившего меня если не из беды то по крайней мере из очень неприятного положения.
Разряды нецельнооформленных союзов по характеру связи между элементами
Синтаксически немотивированные(несинтагматического типа) | Синтаксически мотивированные (синтагматического типа) | |||
Компоненты, образующие синтаксически немотивированный союз, объединены по принципу простого сцепления, это комбинация слов, лишённых словоизменения | В состав синтаксически мотивированных союзов входит местоименное слово ТО в разных падежных формах. Основная масса синтаксически мотивированных союзов образована при участии предлога и сохраняет смысловую и формальную связь с соответствующими предложно-падежными сочетаниями.В качестве строевого элемента этих союзов всегда выступает один из простых союзов как, что, чтобы, если, относящий все образования к классу союзов.
| |||
образование с местоименным словом ТО в позиции именной словоформы | образование с местоименным словом ТО в позиции согласуемой словоформы | |||
А именно, А также, Да и, Даром что, Совсем как, Едва лишь | подобнотому как, без того чтобы, во имя того что, в результате того что, исходя из того что | в тех целях чтобы, в том плане что, на тот случай если, с тем условием что |
Разряды союзов по образованию
Первообразные (Не имеют живых словообразовательных | Производные (Имеют живые словообразовательные связи, их значение в современном русском языке мотивировано) | |
связей, их значение в современном русском языке не мотивировано) | Образовались из местоимений, наречий. | Образованы путём присоединения к союзам и, а, что, чем, чтобы, если конкретизирующих слов: и + поэтому, и+ тогда, и + тем самым, и + стало быть, и + сверх того |
Пообещал прийти, но не пришёл. Не остался, а поехал с нами. | Он сказал, что придёт вовремя. Слышно,как капает вода. | Я не собираюсь ехать с вами,разве что в последний момент передумаю. Он шёл быстро и поэтому не опоздал. |
Задание 115. Определите, какой частью речи является выделенное слово
Я вышел, и крепкий ветер бросил мне в лицо запах прекрасного и бушующего моря. Деревья будто цеплялись за уходящее чистое небо и звали на помощь. Мне казалось, будто в мезонине говорят. Тихое утро было полно такой свежести, будто воздух промыли родниковой водой. Он (заяц) и внимания не обращал, что река кругом его островка с треском сбрасывала лёд.
Горизонт над морем, несмотря на ночь, был светел на десятки миль. Несмотря на то, что ветер свободно носился над морем, тучи были неподвижны. Я не понимал, почему рассказ выходит вялым и бледным, несмотря на содержание. Он читал книгу, не смотря по сторонам. Ещё снилось, якобы я иду по вековому лесу. В доказательство дед показывал порванные штаны: чёрт якобы клюнул деда в ногу.
Дома стояли тоже чёрные, крытые серебристой дранкой. Вот бы и простил мне… Тоже учитель. Смотрит на них ясный месяц да я – и всё тут. Ах, да что же я должен делать! Тут росло два десятка старых клёнов и лип, была одна ель, всё же остальное составляли фруктовые деревья. Кузнечик сверкнул розовой подкладкой своих крыльев и тотчас же затрещал свою песню.
Задание 116. Выполните полный морфологический разбор союзов.
1.Солома была гнилая и рыхлая, так что волчиха едва не провалилась. 2. Не только в настоящем, но даже впереди им улыбалось счастье. 3. Ледоход начинается чаще всего по тёмным ночам, после того как пойдут овраги. 4. Расплавленный полдень то погружал их в синюю тень, то обливал красным золотом.
ЧАСТИЦА
Определение
Частицы - это служебные слова, служащие а) для уточнения коммуникативной характеристики высказывания, б) для образования грамматических форм слов.