НАЧАЛЬНАЯ СТАДИЯ
РАБОТЫ ГРУППЫ
Имена — это важно
15 минут
Это широко распространенное упражнение, которое облегчает группе начало знакомства. Участники в игровой форме узнают и заучивают имена друг друга. Нередко сами участники бывают удивлены тому, насколько легко происходит запоминание п р и задействовании кинестетической памяти.
Материалы
Множество мягких игрушек или свернутые шерстяные носки.
1. Группа встает в круг.
2. Объявите, ч т о приглашаете группу кучастию в ритуале, который совершают при приветствии жители тропических островов.
3. Игру начинаете Вы. Поднимите выбранный для игры предмет (игрушку или носки) над головой и громко назовите свое имя. Затем передайте предмет своему соседу справа. Он также должен представиться и передать предмет своему соседу, и так далее: каждый, кто получает игрушку, называет свое имя и передает ее своему соседу справа. Когда игровой предмет, пройдя полный круг, снова окажется у Вас в руках, игра начинается по второму кругу, но в противоположном направлении. Снова громко произнесите свое имя и передайте предмет соседу слева. После завершения этого круга группа переходит к следующей, более динамичной части тренинга.
4. Теперь предмет может передаваться во всех направлениях. Начните первым: установив визуальный контакт с одним из участников, громко назовите его по имени и бросьте ему игрушку. Поймавший продолжает игру, также называя по имени другого участника и передавая предмет ему. Не останавливайте игру до тех пор, пока предмет не побывает в руках каждого участника хотя бы по два раза. Если группа велика по объему, обязательно убедитесь в том, что никого не забыли.
5. Теперь Вы приглашаете группу к следующей фазе упражнения. Попросите каждого члена группы сказать несколько слов благодарности тому, кто передает ему игрушку, обращаясь п р и этом к нему по имени. Например: «Большое спасибо, Мария». Но п р и этом может произойти так, что участник у передает игрушку человек, чье имя он еще не запомнил. В этом случае игрок говорит: «Большое спасибо...» и ждет, что «неизвестный» ему представится. Через некоторое время темп игры можно ускорить.
6. На этом этапе можно ввести в действие вторую и третью игрушки (в зависимости от величины группы) и продолжить процедуру знакомства. Обратите внимание на то, чтобы правила и г р ы соблюдались. Единственное отличие от предыдущего этапа состоит в том, что все участники должны быть еще внимательнее, поскольку в помещении станет шумно. Игроки должны по-прежнему передавать друг другу предметы и благодарить того, кто передал им игрушку. На этом этапе создается атмосфера живого экзотического ритуала, который помогает группе сделать первые шаги на пути к становлению ее как команды.
7. Остановите игру через 2 минуты и попросите любого желающего назвать имена всех членов группы. В группе из восемнадцати человек почти всегда находятся трое или четверо, у которых это не вызывает сложностей. По желанию группы можно усложнить правила: предложите участникам поменяться местами и спросите, может ли кто-нибудь теперь назвать все имена.
8. После этого Вы можете пригласить группу на «коктейль». Возьмите в левую руку воображаемый стакан, а в правую протяните соседу для рукопожатия и скажите следующее: «Паулина, я очень рад, что ты здесь». Затем перейдите к следующему участнику. Пригласите группу принять участие в этой воображаемой вечеринке, приветствуя других гостей рукопожатием или объятиями. Через несколько минут между у ч а с т н и к а м и должна завязаться самостоятельная беседа, которая будет свидетельствовать о том, что группу удалось расшевелить.
Измерим друг друга
20 минут
Микро группы выстраиваются в ряд по следующим критериям:
• по количеству братьев и сестер у каждого,
• по числу видимых пуговиц на одежде,
• по ширине улыбки,
• по размеру обуви,
• по длине волос,
• по длине большого пальца р у к и (от второго сустава до кончика пальца),
• по росту (ноги на полу, руки вытянуты вверх),
• по наиболее дальнему путешествию, предпринятому участниками.
1. Поделите участников на две команды по десять-двенадцать человек.
2. Объясните правила: например, команды должны встать так, чтобы имеющие наибольшее количество братьев и сестер стояли впереди, а обладатели наименьшего количества — позади.
3. Когда команда решит, что стоит правильно, ее у частники должны встать руки по швам и к р и к н у т ь: «Сделано!» Прежде чем Вы объявите н о в ы й к р и т е р и й построения, дайте построиться оставшейся команде. Проверьте, действительно л и первая команда построилась правильно.
Замечания
Это у п р а ж н е н и е дает возможность участникам хорошо познакомиться и сблизиться, координируя свои действия в команде.
Тройки
30 минут
Э т о упражнение хорошо использовать на начальных этапах работы в группе. Сначала все участники разбиваются на подгруппы по трое, знакомятся между собой в этих подгруппах, а на последнем этапе образуют общий круг.
1. Попросите группу разбиться на микро группы по три человека в каждой. Предложите участникам выбрать себе в партнеры кого-нибудь из тех, к о г о он и не знают, но с кем хотели бы познакомиться поближе. Затем на протяжении п я т и м и н у т каждый у ч а с т н и к рассказывает двум своим партнерам о себе. П р и этом п а р т н е р ы могут задавать говорящему вопросы, например, о том, ч т о (или кто) привело его в эту группу, каких религиозных или политических взглядов он придерживается, что изменилось в его ж и з н и в последнее время.
2. После того как каждый в тройке рассказал о себе, еще пять минут все трое обсуждают существующие между н и м и сходства и различия.
3. Затем каждый у ч а с т н и к получает прозвище, например, «Карл Смелый». Эти прозвища придумываются в тройках и должны подчеркивать лучшие качества участников (3 м и н у т ы).
4. Теперь все опять смешиваются в одну группу и становятся в круг. Все участники поочередно делают шаг вперед, объявляют свое прозвище и представляют небольшую импровизацию и л и танец. Остальные участники группы хором п о в т о р я ю т прозвища и воспроизводят увиденные движения.
Анкета
10 минут
В чем секрет успешной работы группы или сплоченной команды? На этот вопрос можно ответить кратко: в том, что члены группы или команды чувствуют себя нужными. А для того, ч т о б ы это почувствовать, они прежде всего должны ощутить свою востребованность и ответственность перед группой. Поэтому я советую Вам начинать каждое занятие с группой с поочередного опроса участников, в ходе которого они рассказывали бы о том:
• что чувствуют в настоящий момент,
• каких успехов они добились в жизни,
• что хорошего случилось в их жизни со времени последнего занятия,
• какие свои взгляды и л и переживания за это время о н и пересмотрели и обдумали,
• какие пожелания у них есть на это занятие.
В очень больших группах такой опрос может занять слишком много времени, поэтому его имеет смысл проводить в группе, численность которой не превышает двадцати шести человек. Если же группа больше, то надо разбить ее на подгруппы. Ч т о б ы учесть сиюминутное настроение участников, вы можете предложить им заполнить символическую анкету. Просто спросите: «С каким настроением вы начинаете это занятие? Если бы вам предложили выбрать п о г о д у под ваше настроение, какую бы вы выбрали?»
Вопросы могут быть следующими:
• Какое животное сейчас отражает ваше настроение?
• Какое растение?
• Какой цвет?
• Какая местность?
• Какое блюдо?
• Какое транспортное средство?
• Какое время года?
• Какое название книги?
• Какой знак препинания?
• Какая геометрическая фигура?
Работа в команде
10 минут
Это упражнение одновременно является ритуалом, игрой и экспериментом. Здесь должны быть задействованы все основополагающие качества для успешной работы в команде. Помимо коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия от участников потребуется творческая энергия и интуиция.
Материалы
Вам потребуется несколько в о з д у ш н ы х шариков, которые надо предварительно надуть, а также достаточно большое помещение, чтобы участники могли свободно двигаться.
1. Попросите участников разбиться на группы по три или четыре человека.
2. Тройки равномерно распределяются по помещению, так чтобы не мешать друг другу двигаться, и берутся за руки. Каждая команда получает воздушный шар.
3. Теперь их задача состоит в том, ч т о б ы удерживать шар в воздухе, не помогая себе п р и этом руками (можно задействовать лишь плечи или локти). Дайте командам немного потренироваться. Пусть во время тренировки они попытаются удерживать шар в воздухе при помощи разных частей тела.
4. После т р е н и р о в к и начинается сама игра: Вы называете ту часть тела, при помощи которой участники должны удерживать шар. Через 1 5 - 2 0 секунд вы называете другую часть тела (голову, колени, локти, нос, левое плечо, правая нога и т.д.).
5. После этого э т а п а можно усложнить задачу, комбинируя команды, н а пример: «Голова и локоть». Это значит, что и г р о к и должны сначала удерживать шар головой, затем — локтем (при этом не важно, кто из игроков подбрасывает шар, меняя положение тела, важно, ч т о б ы была соблюдена последовательность).
6. Вы можете называть и более изощренные комбинации (например, состоящие из трех и более позиций, причем в последовательности, которая будет наиболее неудобна для игроков). Напоминайте игрокам, чтобы они удерживали шар в воздухе и в перерывах между В а ш и м и командами. Когда Вы собираетесь закончить игру, дайте такую команду: «А теперь удержите шар, не используя при этом никакие части тела!» Пока игроки сообразят, что это можно сделать, только дуя на шар, у всех он наверняка упадет и игра сама собой завершится.
РАЗВИТИЕ ДОВЕРИЯ
Бутылочка
30 минут
Это упражнение развивает коммуникативные навыки, необходимые для выполнения других упражнений. В его основе лежит старая детская игра.
Материалы
Стеклянная пустая бутылка.
1. Вся группа садится в круг, в центр круга ведущий кладет заранее приготовленную бутылку.
2. Один из у ч а с т н и к о в (все равно кто) выходит в центр круга, где лежит бутылка и объявляет задание: «Тот, на кого сейчас укажет бутылка, должен будет нам рассказать о том, чем он особенно гордится». Затем он раскручивает б у т ы л к у и ждет, пока та остановится и покажет на кого-нибудь. Участник, н а которого оказывается направлено горлышко бутылки, должен выполнить задание. Затем он выходит в центр круга, дает свое задание, раскручивает бутылку и т. д.
3. Поощряйте такие задания, которые облегчают и углубляют знакомство участников между собой. Приведите несколько примеров:
Тот, на кого укажет бутылка, должен:
• сказать, каким было его первое впечатление обо мне (имеется в виду тот, кто спрашивает);
• сказать, пришел ли он сюда по собственному желанию или его кто-то направил;
• сказать о том, мешает ли ему своим присутствием какой-либо член группы;
• сказать, готов ли он еще принимать участие в подобных мероприятиях.
4. Задания могут заключать в себе не только просьбы рассказать о чем- либо, но и показать. Например, можно попросить участника:
• пройти через комнату, как прошел бы слепой;
• изобразить какого-нибудь человека, которого многие знают;
• сделать массаж спины своему соседу слева;
• подмигнуть и улыбнуться кому-нибудь из участников доверительной улыбкой и т.д.
Замечания
Подобные задания пробуждают творческую энергию участников и помогают им развивать в себе такие качества, как доверие. Команда, участники которой могут играть друг с другом, обычно бывает способна и к серьезной совместной работе.
Опасения
15 минут
Создание в группе доверительной атмосферы — процесс не быстрый. Конечно, в группе всегда есть люди, между к о т о р ы м и сразу же возни к а ю т доверительные отношения, но это скорее исключение, чем правило. Чаще у человека срабатывает в н утренний тормоз при встрече с н о в ы м и людьми. Некоторые члены группы кажутся нам чужими, неприятными, опасными и п о э т о м у не слишком симпатичными. Мы держимся от н и х на расстоянии, стараемся не показывать им н а ш и слабые с т о р о н ы и не рассказываем им о своих неудачах. Как правило, мы начинаем общаться с такими людьми только тогда, когда узнаем их поближе. Это упражнение представляет собой проверку н а доверие между людьми, которые опасаются и недолюбливают друг друга.
1. Предложите участникам выбрать себе в партнеры того, с кем им тяжело или не очень хочется общаться. Для этого достаточно, ч т о б ы х о т я бы один из партнеров испытывал неприятные чувств а и недоверие к другому. Лучше, если недоверие не будет взаимным.
2. Пары расходятся по комнате, так чтобы друг другу не мешать.
3. Тот, к т о испытывает к партнеру отрицательные чувства, имеет 5 минут, чтобы с о всех сторон изучить п р и ч и н ы своего недоверия. Он должен говорить своему партнеру фразы, которые всегда начинаются одинаково: «Я не доверяю тебе, потому что...» Например: «Я не доверяю тебе, потому ч т о ты намного больше меня и выглядишь сильнее... Я не доверяю тебе, потому что думаю, что ты превосходишь меня не только физически...» Партнер молча слушает эти фразы, не задавая вопросов и никак не комментируя их, тем более не в с т у п а я в спор. Вместо этого он пытается рассматривать все эти откровения (зачастую неприятные) как первый шаг на пути к сближению.
4. По истечении 5 минут тот человек, которому были адресованы «обвинения», п о л у ч а е т возможность дать на н и х ответ. Он подтверждает то, что, на его взгляд, было отмечено правильно, и обязательно г о в о р и т о том, в чем его партнер ошибается. Например: «Да, ты прав, я действительно чувствую себя сильным, но я вовсе не смотрю на т е б я свысока. Ты только ч т о сказал такие вещи, которые показались мне очень интересными». На этот процесс также отводится 5 минут.
5. После этого партнеры меняются ролями. (См. п. 3.)
САМОПОЗНАНИЕ
Автопортреты
45 минут
Это упражнение дает участникам возможность расширить представления о себе и увидеть себя с несколько иной точки зрения. Мы слишком часто навешиваем на себя ярлыки психологических понятий и с неудовольствием обнаруживаем, что играем надоевшие роли, что мы уже не живые люди, а «субличности», «субперсоналии», «архетипы», и это осложняет нам как профессиональную, так и личную жизнь.
Материалы
Дайте каждому члену группы лист бумаги и разноцветные фломастеры и л и маркеры.
1. Все садятся в круг. Участники отождествляют себя с каким-либо предметом, рисуя его на листе бумаги. Выбор предмета — целиком на усмотрение участника: л ю б о й из тех, ч т о попались на глаза и привлекли внимание. Например, можно представить себя домом, деревом, животным, фруктом, островом, цветком, растением, каким-либо блюдом, водным потоком или местностью. Или можно сделать это, используя абстрактные формы и краски (1 0 - 1 5 м и н у т).
2. После этого каждый у ч а с т н и к выходит в центр круга, показывает всем свой р и с у н о к и описывает себя от и м е н и предмета, в первом лице. Эта образная техника приводит к п о н и м а н и ю очень важных вещей: «Я — дерево с крепким мощным стволом. У меня сильные ветви, но одна толстая ветвь сломана. Мне чего-то не хватает. Мне не хватает этой в е т в и...»
3. Когда каждый расскажет о своей картине, то есть фактически о себе,
начинается подведение итогов:
• Какие части моей к а р т и н ы кажутся мне надежными, вызывают у меня чувство доверия?
• Что в картине удивило меня, показалось мне новым?
• Как я ощущал себя, когда рисовал?
• Что я чувствовал, когда отождествлял себя с картиной?
• Насколько гибко, мобильно и изменяемо мое представление о себе? Насколько статично?
• Когда произошло последнее важное изменение моего представления о себе?
• Чья картина произвела на меня особенно сильное и приятное впечатление?
• О ком я узнал нечто новое?
Варианты
• Каким бы предметом я хотел быть?
• Каким предметом и л и объектом я хотел бы быть, если бы начал жизнь заново?
• Представьте себя животным, которое вам нравится, которым вы бы хотели быть, и наоборот — животным, который вызывает неприятные эмоции.
ЦЕННОСТЬ
ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Ценности
30 минут
Сходные ценности образуют между членами группы невидимые связи, различие в системе ценностей разделяет людей и приводит к конфликтам между ними. Обычно мы можем многое п р о с т и т ь человеку, с которым чувствуем общность взглядов. Но в общении с человеком, чья система ценностей отличается о т нашей, мы часто чувствуем дискомфорт и соответственно испытываем раздражение и высказываем недовольство. Например, если кто-то из членов группы постоянно опаздывает на занятия, рано или поздно это неминуемо вызовет раздражение и недовольство у людей пунктуальных. В предлагаемом упражнении участники смогут высказаться о своих ценностях и обнаружить друг в друге как сходство, т а к и различия. Для проведения этого у п р а ж н е н и я Вам понадобятся листы с написанными на них незаконченными предложениями (см. Приложение к данному упражнению) — по одному на каждого участника.
1. Группа делится на две равные части и ставит стулья в два концентрических круга — один внутри другого. Участники садятся таким образом, ч т о б ы каждый человек, сидящий во внутреннем круге, находился лицом к лицу с человеком из наружного круга. Таким образом, образуются пары.
2. Каждый игрок получает листок с незаконченными предложениями (см. Приложение).
3. Сначала партнеры д о л ж н ы продолжить первое незаконченное предложение из списка и выслушать в а р и а н т ы друг друга. Их беседа должна продолжаться не более 2 - 3 минут.
4. Затем и г р о к и внешнего к р у г а пересаживаются на стул, стоящий слева от них, т а к ч т о у каждого теперь н о в ы й партнер. Далее о н и продолжают уже второе предложение и з списка. У ч а с т н и к и двигаются по кругу до тех пор, пока не пройдут его полностью.
• В конце у п р а ж н е н и я можно обсудить следующие вопросы:
Часто ли вы и с п ы т ы в а л и сходство с другими участниками, часто ли испытывали различие?
• Удивил ли меня кто-нибудь?
• Когда совпадение мнений было для меня важным?
• Какие ценностные конфликты наблюдаются в этой группе?
Приложение к упражнению «Ценности»
1. От хорошей команды я жду, что...
2. Руководитель команды должен прежде всего...
З. Я не выношу, когда кто-нибудь в группе...
4. Я чувствую себя угнетенным, когда...
5. В группе я прежде всего хочу...
6. Я чувствую себя лучше всего, когда д р у г и е...
7. От менеджера я жду...
8. Я бы хотел, ч т о б ы п о л и т и к и н а к о н е ц...
9. Я никогда н е...
10. Родители обязаны...
11. Я надеюсь, что мои дети...
12. Мир был бы устроен лучше, если бы...
13. Больше всего я опасаюсь того, что...
14. М н е совершенно все равно, когда...
15. Еще бы я хотел в своей жизни...
16. М н е нравятся люди, к о т о р ы е...
17. Я злюсь, к о г д а...
18. Я нахожу ситуацию сложной, у г н е т а ю щ е й, к о г д а...
19. Я требую о т себя, чтобы я...
20. К о г д а я совершаю ошибку, я...
21. Перемена — э т о...
22. Учиться — з н а ч и т...
23. Е с л и бы я мог пожелать ч т о - т о одно, я пожелал б ы...
24. От мужчин я ожидаю...
25. От женщин я ожидаю...
26. Деньги значат для м е н я...
27. Я считаю, что я достоин уважения, потому что я...
28. М н е сложно простить человека, е с л и...
29. Я хотел, ч т о б ы после моей с м е р т и...
30. П р и р о д а для меня значит...
31. Н и к т о не имеет права г о в о р и т ь обо мне, ч т о я...
32. Больше всего меня обязывает...
33. Лучше всего я чувствую и понимаю людей, которые...






