Техническая производительность перегрузочной машины – это максимальное количество груза, которое может быть перегружено за один час чистого рабочего времени в определенных организационно-технических условиях при полном использовании технических возможностей машины с применением передовых методов и приемов труда.
Техническая производительность машин непрерывного транспорта - их паспортная характеристика, а для машин циклического действия, как правило, являющихся универсальными, оно зависит от рода груза, типа судна, условий производства погрузочно-разгрузочных работ и определяется по выражению
,
где
- масса груза в одном подъеме, т;
— продолжительность цикла крана, с;
3600 — переводной коэффициент.
Цикл перегрузочной машины состоит из рабочих и нерабочих операций. Продолжительность цикла перегрузочной машины – это промежуток времени между двумя последовательными захватами груза.
Цикл грейферного крана состоит из девяти элементов, и норма его продолжительности (для случая загрузки судна)
,
где
- время захвата груза (закрытия грейфера);
- время подъема груза из судна на высоту
, не совмещенную с поворотом;
- время поворота стрелы крана на угол
;
- время опускания груза на берегу на высоту
, не совмещенную с поворотом;
- время нацеливания и опорожнения грейфера (раскрытия грейфера);
- время подъема груза на берегу на высоту
, не совмещенную с поворотом;
- время опускания грейфера в судно на высоту
, не совмещенную с поворотом;
- время укладки грейфера на груз.
Значения нормативов а и b в формулах элементов цикла грейферного крана приводятся в нормативах времени на погрузочно-разгрузочные работы.
Схема пути перемещения груза по элементам цикла портального крана представлена на рисунке 2.
Техническая производительность рассматриваемого портального крана:
Рт=
=56,05 т/ч
Эксплуатационная производительность – количество груза в тоннах, которое может быть переработано перегрузочной машиной за один час эксплуатационного времени (времени с учетом нормированной продолжительности перерывов).
Эксплуатационная производительность определяется по формуле:
,
где toп - продолжительность чистого рабочего времени, ч;
tp - продолжительность рабочей смены, ч.
В общем случае продолжительность рабочей смены определяется следующим образом:
,
где tпз - подготовительно-заключительное время, ч;
tрп - регламентированные перерывы, ч.
Следовательно, продолжительность чистого рабочего времени определяется по формуле:
.
Для первой смены:
;
Для второй смены:
;
Для третьей смены:

Эксплуатационная производительность портального крана:
Рэ=
=46,91 т/ч
Механизированная установка (механизированная линия) – совокупность перегрузочных машин и механизмов, обеспечивающих законченное перемещение груза по определенному варианту производства погрузочно-разгрузочных работ.

Рисунок 2. Схема определения пути перемещения груза
а — вид сбоку, б — вид сверху
hc - высота подъема (опускания) в судне; hcп - высота подъема (опускания) от судна до уровня причала;
- высота несовмещенного подъема (опускания) над причалом при перегрузке в вагон или склад;
- высота подъема (опускания) в вагоне;
—высота подъема (опускания) на складе.
Техническая производительность механизированной установки определяется производительностью ведущей машины. Как правило, это ведущей является фронтальная перегрузочная машина, которая обычно является и наиболее производительной, и наиболее дорогой. При этом совокупная производительность вспомогательных машин на каждой операции перегрузочного процесса (судовая, транспортная, складская) должна обеспечивать реализацию производительности фронтальной машины.
Норма грузовых работ на причале (
) рассчитывается по выражению
,
где
- количество механизированных установок на причале, ед.;
- эксплуатационная производительность механизированной установки, т/ч.
БП/В=2*46,91 =93,82 т/ч






