Отношения с традиционными внешнеполитическими партнёрами

Новая концепция внешней политики.

Процесс формирования современной российской внешнеполитической доктрины потребовал немало времени и прошёл через два этапа. Первый из них начался с декабря 1991 г., когда Российская Федерация юридически провозгласила себя государством — правопреемником СССР и по праву заняла его место среди пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН. Характерной чертой этого этапа было явное преобладание в руководящих кругах романтических представлений о месте и роли новой России в современном мире. Правительственные круги США и ряда стран Западной Европы, попав под влияние синдрома «победителя в «холодной войне», не рассматривали демократическую Россию в качестве равноправного союзника, а иногда даже ставили под сомнение необходимость сотрудничества с ней. В лучшем случае России отводилась роль младшего партнёра. Любое же проявление самостоятельности и стремления отстоять свои позиции воспринималось как рецидив советской «имперской» политики.

Этап явного «прозападного крена» российского руководства продолжался сравнительно недолго. С середины 1990-х гг. начинается второй этап формирования внешнеполитической доктрины. Его главной задачей являлась корректировка стратегического курса страны на мировой арене в целях последовательной защиты национальных интересов. К национальным интересам можно отнести: обеспечение надёжной безопасности, создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста, повышение жизненного уровня населения, укрепление единства и целостности страны, основ её конституционного строя, консолидация общества, защита прав граждан и соотечественников за рубежом. Внешняя политика должна быть сбалансированной. Исторический опыт убедительно доказал ошибочность попыток противопоставить друг другу различные географические направления внешнеполитических усилий России. Уже само её уникальное геополитическое положение как крупнейшей евразийской державы диктует необходимость в равной мере расширять сотрудничество со странами Запада, Востока и Юга.

Для России важно добиваться на мировой арене формирования многополярной системы международных отношений, реально отражающей многоликость современного мира с разнообразием его интересов. Эта задача приобрела исключительную важность и актуальность в ситуации, возникшей после распада Советского Союза и крушения так называемого биполярного мира (его силовую ось все послевоенные десятилетия составляло глобальное соперничество двух сверхдержав — США и СССР). Тогда практически сразу чётко обозначилась тенденция к созданию однополярной структуры миропорядка при экономическом, политическом и военном доминировании США: усилилась роль НАТО в решении вопросов международной безопасности. Роль же Совета Безопасности ООН, наоборот, значительно ослабла. Такая стратегия односторонних действий способствует дестабилизации международной обстановки, провоцирует межгосударственные противоречия, национальную и религиозную рознь.

Идее многополярности соответствует и такой принцип международной безопасности, как согласование национальных интересов. Центральное место в его реализации, безусловно, принадлежит Организации Объединённых Наций. При этом Россия исходит из того, что только Совет Безопасности ООН правомочен санкционировать применение силы для принуждения к миру правящих кругов тех стран, политика которых расходится с общепринятыми в мировом сообществе нормами и правилами. Эти базовые принципы и установки легли в основу Концепции внешней политики Российской Федерации, утверждённой в июне 2000 г. Президентом В.В. Путиным. Вошли они и в обновлённую редакцию Концепции, которая была подготовлена в июле 2008 г. под руководством Президента Д.А. Медведева.

Отношения с традиционными внешнеполитическими партнёрами.

В июле 1991 г. между СССР и США был подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). Но после распада СССР вступление в силу этого договора оказалось невозможным, так как суверенных обладателей такого вида вооружений стало больше. Ядерное оружие осталось, помимо России, на территории новых независимых государств: Украины, Белоруссии и Казахстана. Договор необходимо было преобразовать в многосторонний. В мае 1993 г. президенты Украины, Белоруссии и Казахстана подписали протокол, где гарантировали ликвидацию ядерного оружия на своей территории. Вскоре после этого договор СНВ-1 был ратифицирован. Важным событием явилось продолжение вывода контингентов бывшей Советской армии из стран Центральной и Восточной Европы, включая страны Балтии. В основном эта операция завершилась летом 1994 г.

В январе 1993 г. в Москве президенты России и США подписали договор СНВ-2. К 2003 г. предусматривалось сократить ядерный потенциал сторон на две трети по сравнению с уровнем, зафиксированным соглашением по СНВ-1. Полному уничтожению подлежали тяжёлые ракеты наземного базирования с разделяющимися боеголовками, которые в России (в отличие от США) составляют основу боевой мощи Вооружённых сил. С ратификацией договора российская сторона, однако, не торопилась. Крупным шагом на пути к безъядерному миру стал подписанный в сентябре 1996 г. при участии России «Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний». Он явился логическим завершением Московского договора 1963 г. о запрещении ядерных испытаний в трёх средах и договора 1968 г. о нераспространении ядерного оружия.

Президент Б. Н. Ельцин стал участвовать в заседаниях глав семи ведущих стран мира (США, Канады, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Японии). Летом 1996 г. было объявлено о превращении «Группы семи» в «Группу восьми» с участием России. В январе 1996 г. Российская Федерация была принята в Совет Европы, что явилось признанием миролюбивого курса нашей страны в международных делах и усилий по преобразованию общества на демократических началах. Большое внимание российское руководство уделяло взаимоотношениям с крупнейшим военно-политическим блоком Запада — Организацией Североатлантического договора (НАТО). В июне 1994 г. Россия присоединилась к программе «Партнёрство во имя мира», предложенной НАТО, а через три года подписала новый масштабный документ — «Основополагающий акт» о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности Россия—НАТО. В нём стороны брали обязательства «об отказе от применения силы или угрозы силой друг против друга или против любого другого государства любым образом, противоречащим Уставу ООН». Не менее важным было и обещание НАТО не размещать на территории новых государств — участников блока ядерного оружия (к 2004 г. в этот блок вступило семь бывших соцстран и три бывшие советские республики — Латвия, Литва, Эстония).

Однако последующее развитие событий стало вызывать у России беспокойство. Новая стратегия, вскоре взятая на вооружение НАТО, предусматривала расширение сферы его деятельности за пределы, установленные Североатлантическим договором 1948 г., и допускала применение силы без санкции Совета Безопасности ООН, т. е. в нарушение принципов международного права. Своего рода полигоном для отработки новой доктрины стало вооружённое вмешательство НАТО весной 1999 г. во внутренние дела Югославии, что вызвало острейший кризис с момента окончания «холодной войны» и нарушило стабильность в мире. Россия осудила боевые действия НАТО в центре Европы. Не встретили они одобрения и во многих других странах.

Заметное напряжение в конце 1990-х гг. проявилось и в отношениях России с США. Причиной этому стало намерение Вашингтона создать национальную систему противоракетной обороны, запрещённую Договором по ПРО 1972 г. По мнению российского руководства, нарушение этого договора было недопустимо, так как он признан в мире в качестве краеугольного камня стратегической стабильности. Руководство России во главе с В.В. Путиным предприняло шаги, направленные на активизацию процесса сокращения стратегических наступательных вооружений. В апреле 2000 г. был ратифицирован договор СНВ-2. Россия выразила готовность к скорейшему началу работы по подготовке договора СНВ-3 с целью дальнейшего сокращения ядерного оружия.

Президент РФ В.В. Путин неоднократно призывал мировое сообщество к объединению усилий в борьбе с международным терроризмом. Трагические события в США 11 сентября 2001 г., когда террористы, захватив пассажирские лайнеры, направили их на здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и Военного ведомства в Вашингтоне, подтвердили правоту российского Президента. Россия поддержала решение США и ряда других стран начать контртеррористическую операцию в Афганистане. Не возражала Москва и против размещения военных баз США в трёх странах СНГ: Киргизии, Таджикистане и Узбекистане. Были восстановлены прерванные в 1999 г. отношения России с НАТО: стали регулярно проводиться официальные встречи (саммиты) лидеров стран Североатлантического альянса и России.

В ноябре 2001 г. Президент РФ В. В. Путин нанёс официальный визит в США. Его важным результатом стала предварительная договорённость о новом сокращении числа ядерных боеголовок до уровня 2 тыс. единиц у каждой стороны. В мае 2002 г. последовал ответный визит президента США Дж. Буша в Москву, в ходе которого эта договорённость была закреплена в форме юридически обязывающего договора. Его подписанию не помешало решение американского руководства (январь 2002 г.) в одностороннем порядке прекратить действие Договора по ПРО 1972 г., с сожалением встреченное в России.

В апреле 2010 г. завершился долгий и трудный процесс согласования нового договора по ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). Он был подписан в Праге президентами США и РФ Б. Обамой и Д.А. Медведевым. Каждая из сторон должна была оставить не более 1550 ядерных боеголовок и 800 межконтинентальных носителей (баллистических ракет и бомбардировщиков). Подписание документа было сопровождено специальным заявлением российской стороны: Россия может выйти из договора, если масштабы развёртывания глобальной системы американской ПРО создадут угрозу национальным интересам нашей страны. По мнению специалистов, договор СНВ-3 можно считать сбалансированным и отвечающим интересам как двух ядерных государств, так и всего мирового сообщества.

На рубеже двух первых десятилетий XXI в. в отношениях между Москвой и Вашингтоном возникли новые трудности. США начали энергично размещать свою систему ПРО в Европе. Руководство РФ потребовало от американских властей предоставить юридические гарантии, что эта система не направлена против российского потенциала стратегического сдерживания. Данные гарантии даны не были, не встретила понимания и другая инициатива Президента Д.А. Медведева, озвученная в ноябре 2010 г. на саммите Россия — НАТО в Лиссабоне: о создании совместной с альянсом системы противоракетной обороны. Помимо отношений с США, другим приоритетом российской дипломатии было упрочение всесторонних связей с Европейским союзом. Регулярно проходили встречи Президента РФ с западноевропейскими лидерами, а также совещания «Группы восьми» и «Группы двадцати». Особо отметим, что в июле 2006 г. лидеры «Большой восьмёрки» впервые собрались на территории России — в Санкт-Петербурге.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: