Особенности организации образовательного процесса для каждого обучающегося, включая объем его учебной нагрузки, а также соотношение объема проведенных занятий с использованием дистанционных образовательных технологий или путем непосредственного взаимодействия учителя с обучающимся, определяются индивидуально на основании рекомендаций специалистов.
Дистанционное обучение не следует рассматривать как единственную форму проведения учебных занятий, полностью исключающую непосредственное взаимодействие обучающегося с учителем (учителями).
Желательным является сочетание дистанционной формы обучения с посещением детей на дому учителем. Для детей, состояние здоровья которых допускает возможность периодического посещения ими образовательного учреждения, наряду с дистанционным обучением и занятиями на дому целесообразно организовывать занятия в помещениях образовательного учреждения (индивидуально или в малых группах).
При наличии возможности следует также обеспечивать участие детей-инвалидов вместе с другими детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.
|
|
Вариант базисного учебного плана для школы надомного обучения (см. Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения. Письмо 27/2643-6 от 28.02.2003 г.). Он остается рабочим документом для школ, продолжающих традиционное надомное обучение.
БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ШКОЛЫ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Образовательные области | Классы | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
Языки и литература | 5 | 5 | 5 | 5 | 3,5 | 5 | 4 | 5 | 3,5 | 4 | 4 | 3,5 |
Общественные дисциплины | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | ||||
Естественные науки | 1 | 1 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3,5 | 3 | ||||
Математика | 3 | 3 | 3 | 3 | 2,5 | 2 | 2 | 2 | 1,5 | 2 | 3 | 3 |
Технология | 0,5 | |||||||||||
Всего | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 9 | 10 | 12 | 10 | 11 | 12 | 11 |
Обязательные коррекционные занятия | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||||||
Обязательная нагрузка обучающихся | 10 | 10 | 10 | 10 | 8 | 9 | 10 | 12 | 10 | 11 | 12 | 11 |
Занятия по выбору | 9 | 9 | 9 | 9 | 12 | 11 | 10 | 9 | 13 | 13 | 12 | 13 |
Итоговая нагрузка | 19 | 19 | 19 | 19 | 20 | 20 | 20 | 21 | 23 | 24 | 24 | 24 |
Использование дистанционных технологий в обучении дает возможность в тех же экономических условиях расширить учебный план ученика до Федерального базисного учебного плана, не отказываясь при этом от индивидуализации обучения, а углубляя ее, сохраняя щадящий режим обучения и учитывая его физические возможности. Индивидуализация обучения не сводится к формальному показателю – обучение одного ученика на уроке, что само по себе не означает реализацию индивидуального подхода к обучению, – акцент смещается в сторону выстраивания индивидуальной траектории обучения ученика в непрерывном образовательном процессе: во время индивидуальных и групповых уроков, в совместном с другими учениками решении образовательных задач и проектной деятельности, в самообразовании.
|
|
В качестве минимального объема учебной нагрузки детей-инвалидов могут рассматриваться нормы часов, содержащиеся в письме Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1987 г. №17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому». При этом его вариативная часть позволяет учитывать интересы обучающихся, их потребности и возможности. При наличии соответствующих рекомендаций специалистов количество часов может быть увеличено в пределах максимально допустимой учебной нагрузки, предусмотренной санитарно-гигиеническими требованиями для учащихся общеобразовательных школ.
Дистанционное обучение детей-инвалидов может осуществляться индивидуально или в малых группах (до 5 человек). При этом состав обучающихся в классах (группах) может варьироваться в зависимости от учебного предмета.
Занятия с обучающимися могут проводиться дистанционно в режиме реального времени с одним или несколькими учащимися, или в режиме отложенного времени (офф-лайн), что эффективно при изучении факультативных курсов, организации проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Проведение занятий в малых группах помогает в решении задач формирования коммуникативных навыков и социальной адаптации учеников.
Выбор вариантов проведения занятий зависит от особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, сложности структуры их дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания, рекомендаций лечебно-профилактического учреждения, психолого-медико-педагогического консилиума, отсутствия противопоказаний для занятий в группе.
Проблема индивидуализации получает очевидное решение: каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины. Поскольку предлагаемые учащемуся учебные материалы имеются в цифровом (электронном) виде, то не возникает проблемы, как учащимся с разным уровнем подготовки и способностей пользоваться одним учебником. Для каждого можно подобрать материал, соответствующий его зоне ближайшего развития, и корректировать его объем и трудность в соответствии с результатами учащегося.
Для решения задач школы надомного обучения следует организовать ее полноценное кадровое обеспечение. В случае, если школа организует процесс обучения учащихся с использованием дистанционных образовательных технологий, кроме должностей, включаемых обычно в штатное расписание школ надомного обучения следует включать такие должности, как: заместитель директора по дистанционному обучению, системный администратор, специалист инженерно-технической службы и т.п.
Заключение
Для обеспечения равных прав граждан Российской Федерации на получение качественного общего образования необходимо широкое использование электронного дистанционного обучения, позволяющее учащимся из удаленных уголков страны, а также учащимся, не имеющим возможности посещать школу из-за ограниченных возможностей здоровья и по другим причинам, учиться у тех же преподавателей, что и учащиеся, проживающие в крупных городах, получать широкий спектр образовательных услуг. Широкое использование возможностей электронного дистанционного обучения позволит решить проблемы обеспечения равных возможностей граждан к получению качественного общего образования, будет способствовать решению проблемы внутренней миграции.
|
|
Выделяются следующие основные дополняющие друг друга модели внедрения электронного дистанционного обучения в систему общего образования:
повышение качества общего образования в малокомплектных школах;
обеспечение доступности общего образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, имеющих поведенческие проблемы;
обеспечение доступности общего образования для детей, имеющих временные ограничения возможностей здоровья и не имеющие возможности регулярно посещать образовательные учреждения;
обеспечение доступности качественного общего образования на профильном уровне;
обеспечение возможности продолжения образовательного процесса в условиях введения карантина;
обеспечение возможности дополнительного образования;
обеспечение возможности обучения по отдельным предметам с использованием дистанционных технологий;
обеспечение возможности получения общего образования с использованием дистанционных технологий учащимися, не имеющими возможность посещать школу по различным объективным причинам.
Существующая нормативная база, а также нормативная база, формируемая новым законом об образовании, позволяет осуществлять электронное дистанционное обучение, однако необходимо внесение изменений в формы статистической отчетности для учета обучающихся, получающих общее образование дистанционно.
Для успешного внедрения электронного обучения необходимо развитие материально-технической базы, прежде всего каналов связи, для обеспечения высокой скорости доступа к интернет как для образовательных учреждений, обеспечивающих дистанционное обучение, так и для обучающихся, в том числе с домашних компьютеров.
Важным направлением работ, обеспечивающих качество электронного дистанционного обучения, является подготовка кадров, владеющих методиками электронного дистанционного обучения и обеспечение их методической поддержки.
|
|
Методические рекомендции по кадровому обеспечению электронного дистанционного обучения