Пропозициональные связки

ЗАДАНИЯ ПО ЛОГИКЕ

1. Выбор варианта письменной работы осуществляется по начальной букве фамилии студента.

На- чаль- ная буква фами- лии студен- та Вари- ант работы На- чаль- ная буква фами- лии студен- та Вари- ант работы На- чаль- ная буква фами- лии студен- та Вари- ант работы На- чаль- ная буква фами- лии студен- та Вари- ант работы
А 1 З 8 П 15 Ц 22
Б 2 И 9 Р 16 Ч 23
В 3 К 10 С 17 Ш, Щ 24
Г 4 Л 11 Т 18 Э 25
Д 5 М 12 У 19 Ю 26
Е, Ё 6 Н 13 Ф 20 Я 27
Ж 7 О 14 Х 21    

 

 

Определившись с номером варианта, студенту необходимо внимательно ознакомиться с вопросами соответствующего варианта.

 


 

 


Варианты контрольных работ

ВАРИАНТ 1

Задание 1.. Произведите анализ определений через род и видовое отличие; укажите определяемое и определяющее понятия, в последнем - род и видовое отличие.

Пример:

 

Суд (А), орган государства (В), рассматривающий гражданские и уголов- ные дела в соответствии с установленными процессуальными правилами (с). А - определяемое понятие, Вс - определяющее. В - род, с - видовое отличие.

1. Держава - большое независимое государство, ведущее самостоятельную политику.

2. Клика - группа людей, стремящихся к достижению каких-либо корыст- ных, неблаговидных целей.

3. Бунт - стихийное восстание.

4. Халатность - должностное преступление, состоящее в невыполнении или ненадлежащем выполнении должностным лицом своих обязанностей вслед- ствие небрежного или недобросовестного к ним отношения, причинившее су- щественный вред государственным или общественным интересам либо охра- няемым законом правам и интересам граждан.

5. Девиз - краткое изречение, выражающее руководящую идею поведения, деятельности.

6. Реформа - преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры.

7. Дееспособность - способность лица приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за совершен- ные правонарушения.

8. Сепаратизм - политическое движение за отделение части государства и создание нового государственного образования.


 

9. Коллизионная норма - правовая норма, определяющая право какого гос- ударства должно быть применено к гражданскому, семейному, трудовому и иному правоотношению международного характера.

10. Фреска - живописная картина, выполненная водяными красками по сы- рой штукатурке.

11. Проступок - противоправное деяние, влекущее по закону дисциплинар- ную или административную ответственность.

12. Вакансия - незамещенная должность.

13. Биологические ритмы - циклические колебания интенсивности и харак- тера процессов жизнедеятельности животных и растительных организмов.

14. Инсинуация - клеветническое измышление с целью опорочить кого- либо.

15. Акцепт - согласие принять предложение контрагента о заключении до- говора.

Задание 2.. Дайте полную логическую характеристику понятиям.

Пример:

 

«Юрист» — понятие общее (нерегистрирующее), конкретное, положитель- ное, безотносительное.

1. Государство. 2. Западная граница государства. 3. Невиновность. 4. Учи- тель. 5. Демонтаж. 6. Законность. 7. Кража. 8. Бескорыстие. 9. Отечество. 10. Министерство юстиции. 11. Подвиг. 12. Мужество космонавта Леонова. 13. Социальная справедливость. 14. Судимость. 15. Созвездие Большой Медве- дицы. 16. Рота. 17. Случайность. 18. Атеист. 19. Невменяемость. 20. Сонет. 21. Фронт.


Задание 3.

Заспорили как-то муж с женой. И в пылу спора муж неосторожно ска- зал жене: - Ты не права, дорогая. И «дорогая» ему ответила:

- По-твоему, я говорю неправду! Выходит, я обманываю! Значит, я вру!

Брешу, так сказать? Значит, я собака? Мама! Он меня сукой обозвал!


 

Как называются в теории аргументации подобные «аргументы»?

Приведите аналогичные примеры.

Как называются в логике рассуждения подобного типа? Покажите их несостоятельность.


Задание 4. Тесты

1.Опираясь на закон непротиворечия и исключенного третьего, устано- вите, какие из пар суждений могут быть одновременно ложными.

1. Все дети непослушны. Некоторые дети все-таки послушны.

2.Льюис Кэрролл является автором книги «Алиса в стране чудес». Льюис Кэрролл не является автором книги «Алиса в стране чудес».

3. Всякая ложь заслуживает порицания. Ни одна ложь не заслуживает пори- цания.

2.Укажите, какой из формальных законов логики нарушен в следующем рассуждении: «Этот человек не болен, ведь у него не повышена темпера- тура».

1. закон тождества; 2.закон непротиворечия;

3. закон исключенного третьего;

4. закон достаточного основания.

 

3. Виды опровержений бывают:

- полное

- прямое

- частичное

- косвенное

 

 

4. Какими методами осуществляется прямое подтверждение тезиса?

- Апагогическое подтверждение тезиса

- Индуктивное подтверждение тезиса


 

- Дедуктивное подтверждение тезиса

- Разделительное подтверждение тезиса

 

 


ВАРИАНТ 2.

Задание 1. Используя условную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающему, б) по отрицающему модусу, постройте их схему в символи- ческой записи. Если условная посылка явно не выражена, сформулируйте ее в явной логической форме (со связкой «если..., то...»).

Задание:

1. Если будет засуха, посевы погибнут.

2. Если суд придет к выводу о подложности документа, он устранит его из числа доказательств.

3. Одно и то же лицо не может быть защитником двух обвиняемых, если интересы одного из них противоречат интересам другого.

4. Из-за неблагоприятной погоды рейс может быть отложен.

5. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет (Крылов).

6. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридиче- ской силы.

7. Трудоспособные дети обязаны заботиться о своих родителях.

8. Для усыновления требуется согласие усыновляемого при достижении им десятилетнего возраста.

9. Если условия среды становятся для клетки неблагоприятными, то функ- ции ее постепенно ослабевают.

10. Предметы и ценности, добытые преступным путем, при обыске подле- жат изъятию.

11. Если нападают, надо защищаться.

12. Беда, коль пироги начнет печи сапожник (Крылов).

13. Не наловишь рыбы — не сваришь ухи.

14. Когда Борис хитрить не перестанет,


 

Давай народ искусно волновать (Пушкин).

15. Кто вино любит, сам себя губит.

Задание2. Дайте полную логическую характеристику понятиям.

Пример:

«Юрист» — понятие общее (нерегистрирующее), конкретное, положитель- ное, безотносительное.

1. Государство. 2. Западная граница государства. 3. Невиновность. 4. Учи- тель. 5. Демонтаж. 6. Законность. 7. Кража. 8. Бескорыстие. 9. Отечество. 10. Министерство юстиции. 11. Подвиг. 12. Мужество космонавта Леонова. 13. Социальная справедливость. 14. Судимость. 15. Созвездие Большой Медве- дицы. 16. Рота. 17. Случайность. 18.

Атеист. 19. Невменяемость. 20. Сонет. 21. Фронт.


Задание 3.

«Эй, старуха, ты торгуешь тухлыми яйцами! – говорит покупательница торговке. – Что?! – кричит та. – Мои яйца тухлые?! Сама ты тухлая! Ты мне смеешь говорить такое про мой товар! Ты! Да не твоего ли отца вши в канаве заели, не твоя ли мать с французами крутила, не твоя ли бабка сдохла в бога- дельне! Ишь целую простыню на платок извела! Знаем, небось, откуда все эти тряпки да шляпки! Если бы не офицеры, не щеголять тебе в нарядах! По- рядочные-то за своим домом следят, а таким – самое место в каталажке!

Дырки бы на чулках заштопала!» (Г. Гегель. «Кто мыслит абстрактно».)

Дайте характеристику «аргументации» торговки. Вспомните другие аналогичные примеры.

 

Задание 4. Тесты

1. Закон противоречия нарушен в следующем высказывании :

1. Я знаю только то, что я ничего не знаю. (Сократ)

2. В детстве у меня не было детства. (А.П. Чехов)

3. История учит только тому, что она ничему не учит. (Г.Ф.Гегель)

4. Ни в одном из этих высказываний.


2. В этом шуточном четверостишии

Мы ходили по Неглинной, Заходили на бульвар, Нам купили синий-синий,

Презеленый, красный шар.

(С.В. Михалков) преднамеренно нарушен закон

1. тождества;

2. непротиворечия; 3.исключенного третьего; 4.достаточного основания.

 

 

3. Что не входит в структуру доказательства.

- Аргументы

- Тезис

- Регламент

- Демонстрация.

 

 

4. Какая ошибка допущена в данном утверждении? \\ «Студенты Соколов и Еремеев на занятиях сидят за одним столом. Значит, они дружат»

- Поспешность обобщения

- Обобщение без достаточного основания

- Подмена причинной связи.

- Подмена условного безусловным.

 

 

ВАРИАНТ 3.

Задание 1. Сделайте вывод из посылок, определите фигуру силлогизма. С помощью правил установите, следует ли вывод с необходимостью.

Пример:

1. Делаем вывод из посылок: Некоторые юристы (М) – адвокаты (Р). Семе- нов (S) – юрист (М). Семенов (S) – адвокат (Р).


 

2. Определяем фигуру: М Р 1-я фигура S М

3. Нарушено правило большей посылки, которая должна быть общей.

Задание:

1. Все студенты юридических вузов изучают логику. Соколов не студент юридического вуза. Следовательно…

2. Все студенты юридических вузов изучают логику. Федоров изучает ло- гику.

3. Некоторые студенты – отличники. Сидоров – не отличник.

4. Некоторые студенты – отличники. Семенов – студент.

5. Некоторые врачи – кардиологи. Все присутствующие на совещании – кардиологи.

6. Каждый участник долевой собственности имеет право на отчуждение своей доли другому лицу. Н. – участник общей долевой собственности.

Задание 2. Сделайте вывод (если это возможно) путем обращения, со- ставьте схему вывода.

Пример:

(А) все студенты нашей группы (S+) являются успевающими (Р-).

(I) Некоторые успевающие (Р-) – студенты нашей группы (S+). Схема вывода: Все S есть Р. Некоторые Р есть S.

Задание:

1. Работники милиции принимают присягу.

2. Некоторые студенты Финуниверситета первокурсники.

3. Ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной ответствен- ности.

4. Некоторые ученые (и только ученые) академики.

5. Иванов - квалифицированный специалист.

6. Все преступления - общественно опасные деяния.

7. Некоторые студенты первого курса не сдали зачет по иностранному языку.

8. Многие страны Африки завоевали политическую независимость.


 

9. Все материалисты (и только они) признают первичность материи.

10. Лица, занимающиеся контрабандой, привлекаются к уголовной ответ- ственности.

11. Некоторые юристы - адвокаты.

12. Не всякий генерал от природы полный (Прутков).

13. Узурпация государственной власти - тягчайшее преступление.

14. Религиозные организации не выполняют государственных функций.

15. Кит - не рыба.

 

Задание 3.

Проанализируйте предлагаемые Вашему вниманию несколько опреде- лений понятия «аргументация». Выберите, какое из этих определений, по Вашему мнению, наиболее адекватно выражает содержание термина «аргу- ментация».

1. Аргументация (лат. Argumentatio - приведение аргументов) — при- ведение доводов, или аргументов, с намерением вызвать или усилить сочув- ствие другой стороны к выдвинутому положению; совокупность таких дово- дов.

2. Рациональное обоснование (аргументация) есть использование средств и методов рационального мышления с целью убедить кого-либо в ис- тинности некоторого высказывания или системы высказываний.

3. Аргументация – способ рассуждения, включающий доказательство и опровержение, в процессе которого создается убеждение в истинности тезиса и ложности антитезиса как у самого доказывающего, так и у оппонентов; обосновывается целесообразность принятия тезиса с целью выработки ак- тивной жизненной позиции и реализации определенных программ действий, вытекающих из доказываемого положения.

4. Аргументация – это явная речевая деятельность, цель которой - из- менить позицию какого-либо субъекта с помощью рассуждений.


 


Задание 4. Тесты

1. Закон структурно-смысловой связи элементов мысли между собой, при- дающий ей определенную форму, посредством которой выражается содержа- ние мысли – это формально-логическй …

2. Опираясь на закон тождества, установите, в каком случае сохраня- ется тождество суждений, если выделенное понятие заменить другим: Преступник, скрываясь от преследования, свернул в безлюдный переулок.

- глухой;

- темный;

- пустынный;

- узкий.

 

3. Какие из указанных соотношений понятий являются правильными?

- Понятие доказательства шире понятия аргументации;

- Понятие доказательства симметрично понятию аргументации;

- Понятие опровержения шире, чем понятие критика;

- Понятие аргументации шире, чем понятие доказательства.

 

 

4. Какими методами осуществляется прямое опровержение тезиса?

- Разделительное опровержение тезиса.

- Опровержение тезиса путем лишения основания.

- Апагогическое опровержение тезиса.

- Опровержение тезиса через опровержение вывода.

 

 

ВАРИАНТ 4.

Задание 1. Определите вид отношения между понятиями, изобразите его с помощью круговых схем.


 

1. Государство, федерация, унитарное государство. 2. Ученый, юрист, об- щественный деятель. 3. Участник Великой Отечественной войны, полковник, генерал. 4. Насилие, принуждение. 5. Наказание, лишение свободы, ссылка, высылка. 6. Университет, высшее учебное заведение, академия. 7. Автор ро- мана «Война и мир», русский писатель, писатель, мыслитель. 8. Верующий, атеист. 9. Еженедельник, периодическое издание. 10. Должностное преступле- ние, халатность, взяточничество. 11. Оружие, финский нож, пистолет, огне- стрельное оружие. 12. Брак, супружество. 13. Сын, отец. 14. Свободный, не- свободный. 15. Эрудиция, невежество.

Задание 2. Проверьте правильность обращения. Если обращение непра- вильно, сделайте правильный вывод.

1. Все студенты юридических вузов изучают логику. Все изучающие ло- гику - студенты юридических вузов.

2. Ни один студент нашей группы не является неуспевающим. Ни один неуспевающий не является студентом нашей группы.

3. Некоторые писатели - авторы исторических романов. Некоторые авторы исторических романов - писатели.

4. Некоторые ученые - авторы научной фантастики. Некоторые авторы научной фантастики - ученые.

5. Все экономические законы - объективны. Все объективные законы - экономические.

6. Некоторые юристы - преподаватели правовых дисциплин в вузах. Неко- торые преподаватели правовых дисциплин в вузах - юристы.

7. Некоторые европейские государства являются унитарными. Все унитар- ные государства являются европейскими.

 


Задание 3.

Проанализируйте следующее доказательство: выявите тезис, имеющи- еся или подразумеваемые аргументы, оцените эти аргументы с точки зрения


 

их обоснованности и связи с тезисом, покажите, следует ли тезис из аргумен- тов:

«Поскольку риск, как говорится, благородное дело, и очевидно, что дача взятки должностному лицу, безусловно, представляет собой риск, от- сюда с необходимостью по правилам логики следует, что дача взятки долж- ностному лицу является делом благородным».

 


Задание 4. Тесты

1. Умозаключение, в котором на основе принадлежности каждому элементу или каждой части класса определенного признака делают вывод о его принад- лежности классу в целом, называют

1. полной индукцией;

2. неполной индукцией;

3. научной индукцией.

2. Выраженное в суждении предписание в форме совета, пожелания, правила поведения или приказа, побуждающее человека к конкретным действиям яв- ляется:

-эпистемической модальностью суждения;

-деонтической модальностью суждения;

-алетической модальностью суждения.

3. Как делятся доказательства по форме умозаключения?

- Прямое доказательство.

- Индуктивное доказательство.

- Дедуктивное доказательство.

- Косвенное доказательство.

4. Тезис демонстрации должен отвечать требованиям:

- убедительность;

- ясность;

- общеизвестность;


 

- очевидность.

 

 


ВАРИАНТ 5.

Задание 1. Выясните, являются ли данные понятия безотносительными или соотносительными.

Примеры:

1. «Народный суд» — безотносительное.

2. «Начало» — соотносительное понятие.

1. Причина. 2. Рабочий. 3. Верх. 4. Политика. 5. Истец. 6. Ускорение. 7. Ко- пия. 8. Положение. 9. Проблема. 10. Опасность. 11. Взяткодатель. 12. Форма.

13. Право. 14. Племянник. 15. Практика.

Задание 2.. Сделайте вывод (если это возможно) путем обращения, со- ставьте схему вывода.

Пример:

(А) все студенты нашей группы (S+) являются успевающими (Р-).

(I) Некоторые успевающие (Р-) – студенты нашей группы (S+). Схема вывода: Все S есть Р. Некоторые Р есть S.

1. Работники милиции принимают присягу.

2. Некоторые студенты МГЮА первокурсники.

3. Ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной ответствен- ности.

4. Некоторые ученые (и только ученые) академики.

5. Иванов - квалифицированный специалист.

6. Все преступления - общественно опасные деяния.

7. Некоторые студенты первого курса не сдали зачет по иностранному языку.

8. Многие страны Африки завоевали политическую независимость.

9. Все материалисты (и только они) признают первичность материи.

10. Лица, занимающиеся контрабандой, привлекаются к уголовной ответ- ственности.


 

11. Некоторые юристы - адвокаты.

12. Не всякий генерал от природы полный (Прутков).

13. Узурпация государственной власти - тягчайшее преступление.

14. Религиозные организации не выполняют государственных функций.

 

15. Кит - не рыба.

 


Задание 3.

Найдите тезис, аргументы и укажите способ доказательства в следующих примерах.

 

1) «Таланты истинны на критику не злятся: их повредить она не может кра- соты». (И.А. Крылов)

 

2) «Назойлив только глупец: умный человек сразу чувствует, приятно его об- щество или наскучило, и уходит за секунду до того, как станет ясно, что он лишний». (Ж. Лабрюйер)

 

 

Задание 4. Тесты

1. Закон достаточного основания впервые был сформулирован:

1. Декартом;

2. Аристотелем;

3. Бэконом.

2. Целостный образ предмета, возникающий в результате его непосред- ственного воздействия на органы чувств, называется

1. ощущением;

2. восприятием;

3. представлением.

3. Какие их видов доказательства классифицируются по способу ведения?


 

- Индуктивное.

- Прямое.

- Косвенное.

- Дедуктивное.

 

 

4. Какое из приведенных определений раскрывает логическую сущность до- казательства?

- Это одна из форм научно-творческого познания и логического мышления, содержание которой составляет осознанное, зафиксированное противоречие между непознанной или необъясненной еще стороной объекта познания и уже имеющимся знанием.

- Это вероятностное предположение о причине каких-либо явлений, досто- верность которого при современном состоянии производства и науки не мо- жет быть проверена и доказана, но которое объясняет данные явления, без него необъяснимые.

- Это логическое рассуждение, в процессе которого обосновывается истин- ность или ложность какой-либо мысли с помощью других положений, прове- ренных наукой и конкретной практикой.

- Это систематизированное исследовательское и завершенное знание, истин- ность которого невозможно проверить эмпирически или она вовсе не рас- сматривается как существенный признак.

 


ВАРИАНТ 6.

Задание 1. Укажите положительные и отрицательные понятия.

Примеры:

1. «Законный» — положительное понятие.

2. «Незаконный» — отрицательное понятие.


 

1. Верность. 2. Безволие. 3. Беспорядок. 4. Гуманизм. 5. Произвол. 6. Нена- висть. 7. Контроль. 8. Антифашист. 9. Антиквар. 10. Анархия. 11. Ананас. 12. Аноним. 13. Недееспособность. 14. Принципиальность. 15. Антипатия. 16. Компетентность. 17. Халатность.

 

Задание 2. Рассмотрите сложные суждения, выразите их в символической записи. В импликативных суждениях определите вид объективной зависимо- сти.

1. Если рассмотренная в судебном заседании совокупность доказательств не убедила судей в виновности или невиновности подсудимого, то ими может быть принято решение об отправлении этого дела на доследование.

2. Преступное деяние могло быть совершено в состоянии физиологиче- ского или патологического аффекта.

3. Поэтами рождаются, ораторами делаются (Цицерон).

4. Все, кто служит делу правопорядка, должны быть кристально чистыми перед законом либо не должны работать в этой области.

5. В случае уклонения отца (или матери) от исполнения родительских прав и обязанностей алименты на содержание ребенка взыскиваются в судебном порядке.

6. Когда служащие нарушают дисциплину, администрация вправе потребо- вать у них объяснения.

7. Если я еще немного задержусь, то последний электропоезд уйдет.

8. Если обвиняемый совершил преступные деяния, нарушающие нормаль- ное функционирование транспорта и дезорганизующие другие звенья хозяй- ства, причиняющие или могущие причинить ущерб хозяйственной мощи страны, то в этом случае он должен быть привлечен к уголовной ответствен- ности.

9. Если бы М.В. Ломоносов не усомнился в незыблемости догмата: «Все возникает из ничего по воле божьей», то он не мог открыть закон сохранения массы тел.


 

10. Если москвичи считают лето иссушающе-жарким при длительно сохра- няющейся температуре + 25°, то ашхабадцы такое лето считают достаточно прохладным.

 

Задание 3.

Найдите тезис, аргументы и укажите способ доказательства в следующем примере.

«По-твоему, на свете только три несчастья и есть: жить зимой в холодной квартире, летом носить узкие сапоги да ночевать в квартире, где плачет ребе- нок, которого нельзя посыпать персидским порошком. У меня нет ни пер- вого, ни второго, ни третьего. Следовательно, нет у меня несчастья». (И.С. Тургенев. «Рудин».)

 

Задание 4. Тесты

1. Понятия «юрист» и «преподаватель» находятся в логическом отноше- нии:

1. подчинения;

2. пересечения;

3. тождества.

2. Какая логическая операция с понятием проведена в следующем примере:

«Посредник – один из соучастников преступления, содействующий соверше- нию преступлениями своими действиями»?

1. Определение понятия.

2. Деление понятия.

3. Ограничение понятия.

3. Определите соответствие:

1) Аргументы взаимозависимы (подкрепляют или дополняют друг друга);

2) Аргументы образуют иерархическую структуру;

3) Аргументы независимы друг от друга.


 

Какой структуре аргументации это соответствует:

A. Множественной;

B. Сочинительной;

C. Подчинительной? Варианты:

a) 1А, 2С, 3В

b) 1С, 2А, 3В

c) 1В, 2С, 3А

 

 

4. Аргументация является способом обоснования знания с применением при- емов …

а) только логических;

б) только психологических; в) только физических;

г) логических и внелогических.

 

 


ВАРИАНТ 7

Задание 1. Укажите антецедент и консеквент условных суждений, приве- дите их символическую запись.

Пример:

Если бы водитель тормозил (р) — на асфальте был бы смазанный след от протектора (q). Антецедент (основание) — р, консеквент (следствие) — q, p>q.

 

1. Я буду очень удивлен, если моя догадка не подтвердится.

2. Лес рубят — щепки летят.

3. Объяснение трудного в усвоении материала становится тем более понят- ным, чем проще и четче излагает его преподаватель.


 

4. Если Николаев является инвалидом Великой Отечественной войны, то на него распространяются права и льготы, присущие только этой группе людей.

5. Суд отказывает в иске истцу, если его исковые требования являются не- законными.

6. Курить — здоровью вредить.

7. Если по истечении срока временной работы с работником не был рас- торгнут договор, он считается принятым на постоянную работу.

8. Следователь вправе произвести следственный эксперимент, если необхо- димо уточнить данные по делу.

9. Если ты строг, то будь строгим, прежде всего, к себе.

10. Если люди сделали тебе добро - запомни это.

11. Если ты сам сделал добро людям - забудь об этом.

12. Автомобиль не мог бы пройти на скорости поворот, если бы у него были неисправны тормоза.

13. Птицы появились над морем - близко земля.

14. Если власть осуществляется избранными на определенный срок пред- ставительными органами, то форма государственного правления называется республикой.

15. Экран телевизора гаснет - если предохранитель перегорел.

16. Если Н. совершил преступление, то он привлекается к уголовной ответ- ственности.

Задание 2. Установите правильность следующих определений (в непра- вильных определениях укажите, какое правило нарушено; дайте правильное определение).

Пример:

Студент - это учащийся. Неправильное определение. Ошибка слишком широкого определения (А < Вс). Правильное определение: (студент — уча- щийся высшего учебного заведения (А = Вс).

1. Источники права - акты компетентных государственных органов, уста- навливающие или санкционирующие нормы права.


 

2. Феодализм - общественный строй, основанный на эксплуатации.

3. Кассационная жалоба - это жалоба на приговор или решение суда, не вступившие в законную силу.

4. Инкриминирование - предъявление обвинения в совершении какого- либо преступления.

5. Нация – устойчивая историческая общность людей.

6. Кража – тайное похищение общественного имущества.

7. Иск – юридическое средство защиты нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса.

8. Мошенник – человек, занимающийся мошенничеством.

9. Правоспособность – способность иметь права.

Задание 3.

Определите тезис, аргументы и способ следующих доказательств:

1. Поскольку геометрическая фигура является треугольником, то сумма внутренних углов этой фигуры равна 180.

2. Все области Республики Беларусь имеют свои центры. Их название совпадает с названием области. Значит, областным центром Брестской области является город Брест.

 

Задание 4. Тесты

1. Суждение «Переоценку долговых обязательств в связи с невозможностью их реализации можно производить максимум дважды» является:

1. единичным;

2. общим;

3. частным.

2. К какому логическому типу относится суждение «Основным правилом проведения оперативного эксперимента является искусственное создание определенных условий»?

1. Тип I: Некоторые S есть Р.


 

2. Тип A: Все S есть Р.

3. Тип О: Некоторые S не есть Р.

3. К какому виду опровержения относится опровержение тезиса фактами?

А. Прямое опровержение

Б. Косвенное опровержение

 

 

4. «Если студент посещал занятия, добросовестно изучал материал, выполнял все необходимые задания, то он готов к зачету. Студент Н. посещал занятия, добросовестно изучал материал, выполнял все необходимые задания. Значит, студент Н. готов к зачету». Это доказательствоявляется:

-прямым;

-косвенным «методом от противного»;

-косвенным «методом исключения».

 

 


ВАРИАНТ 8

Задание 1. Установите правильность следующих определений (в непра- вильных определениях укажите, какое правило нарушено; дайте правильное определение).

Пример:

 

Студент - это учащийся. Неправильное определение. Ошибка слишком ши- рокого определения (А < Вс). Правильное определение: (студент — учащийся высшего учебного заведения (А = Вс).

1. Источники права - акты компетентных государственных органов, уста- навливающие или санкционирующие нормы права.

2. Феодализм - общественный строй, основанный на эксплуатации.

3. Кассационная жалоба - это жалоба на приговор или решение суда, не вступившие в законную силу.


 

4. Инкриминирование - предъявление обвинения в совершении какого-либо преступления.

5. Нация – устойчивая историческая общность людей.

6. Кража – тайное похищение общественного имущества.

7. Иск – юридическое средство защиты нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса.

8. Мошенник – человек, занимающийся мошенничеством.

9. Правоспособность – способность иметь права.

Задание 2. Проанализируйте суждения: определите их вид, запишите с по- мощью символов.

Примеры:

 

1) Если ты обучаешься без отрыва от производства, то для сдачи экзаме- нов предприятие должно предоставить тебе отпуск. Условное (импликатив- ное) суждение (р>q).

2) Разбойное нападение может быть совершено одним человеком либо группой лиц. Дизъюнктивное суждение (p v q).

1. Сахар, брошенный в чай, тем быстрее растворяется, чем горячее чай.

2. Если я видел дальше других, то потому что стоял на плечах гигантов.

3. Укрывательство нацистских преступников несовместимо с принципами международного права, нормами морали и гуманизма.

4. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами (Всеобщая декларация прав человека).

5. Доверитель обязан уплатить поверенному вознаграждение, если уплата вознаграждения предусмотрена законом или договором.

 


Задание 3.


Установите вид доказательства. Определите, является ли обоснова- ние тезиса доказательным или вероятным:

1. Опрос 14 100 человек в 28 странах Европы, Азии и Америки о том, как долго они спят, когда ложатся и когда встают, показал, что меньше всех спят азиаты. Так, 91 % жителей Индонезии встают до 7 утра. Японцы не только рано встают, но и поздно ложатся: 41 % жителей Страны восходящего солнца спят за сутки менее 6 часов. В среднем из обитателей Азии 40 % ло- жатся в постель после полуночи, 69 % населения Тайваня отправляются спать только после полуночи.

2. Больше всех любят свою работу скандинавы. Согласно опросу, проведен- ному в странах Европы, 68 % трудящихся в Швеции, Норвегии и Дании ото- звались о своей работе как о любимой или очень любимой. В России и Гер- мании таких оказалось около 50 %.

 


Задание 4. Тесты

1. Какая логическая схема соответствует суждению: «Если должностное лицо отказалось принять взятку, взяткодатель несет ответственность за покушение на преступление, предусмотренную статьей 291 УК РФ»?

1. p º q

2. p Ú q

3. p É q

2. Форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком или отношения между предметами, называ-

ется:

1. понятием;

2. суждением;

3. умозаключением.

 

 

3. «Студент К. сдал сессию на «отлично», т.к. на обоих экзаменах – логики и философии – он получил пятерки». Но по философии у студента К. в


 

ведомости стоит «хорошо», а не «отлично». Следовательно, он не мог сдать всю сессию на «отлично».

В этом рассуждении использован метод опровержения:

-опровержение тезиса;

-критика аргументов;

-выявление несостоятельности демонстрации.

 

 

4. Что означает опровержение тезиса:

- недоказанность тезиса;

- ложность тезиса;

- несостоятельность демонстрации?

 

 


ВАРИАНТ 9

Задание 1. Выразите в символической записи комбинированные сложные суждения.

1. Лица, которые умышленно уничтожают, разрушают памятники куль- туры, охраняемые государством, привлекаются к уголовной ответственности.

2. Если вода, которую мы берем либо из естественных, либо из искусствен- ных водоемов, по показаниям анализов стала малопригодной для питья и при- носит некоторый вред, санэпидемстанция обязана принять срочные меры по оздоровлению источников.

3. Если он при пожаре выпрыгнет из окна, то рискует получить либо ожоги, либо травмы, либо то и другое.

4. Гражданину РФ начисляется пенсия, если он достиг пенсионного воз- раста и имеет необходимый стаж работы.

5. Брак расторгается, если судом будет установлено, что дальнейшая сов- местная жизнь супругов и сохранение семьи стали невозможными.

6. Автомобиль подлежит конфискации, если он служил орудием соверше- ния преступления или был добыт преступным путем.


 

7. Если предъявлению иска препятствовало чрезвычайное и непредотвра- тимое событие, то течение срока исковой давности приостанавливается.

Задание 2. Определите вид отношения между понятиями и схемы, соответ- ствующие этим отношениям.

Пример:

Организатор, пособник, соучастник преступления. Отношение соподчине- ния, схема 4.

1. Противоречие, конфликт. 2. Действие, бездействие. 3. Пролог, эпилог. 4. Гуманный, негуманный. 5. Коммерсант, делец. 6. Народный, антинародный. 7. Артиллерист, комендор. 8. Судебный исполнитель, филателист. 9. Крестьян- ское поселение, село. 10. Воздушный флот, авиация. 11. Налог, оброк. 12. Ди- пломат, посол, консул. 13. Договор, сделка. 14. Гармония, дисгармония. 15. Судебное решение, приговор, судебное определение.

 


Задание 3.

1. Определите тезис, аргументы и способ следующих доказательств:

1. Все области Республики Беларусь имеют свои центры. Их название совпадает с названием области. Значит, областным центром Брестской области является город Брест.

2. Если бы это было сердечное заболевание, то соответствующие приз- наки были бы видны на кардиограмме. Но кардиограмма - в порядке. Значит, это - не сердечный приступ.

 

Задание 4. Тесты

1. К какому из видов непосредственных умозаключений относится следую- щее умозаключение: «Ни один студент нашей группы не является неуспева- ющим. Следовательно, ни один неуспевающий не является студентом нашей группы»?

1. Превращение;


 

2. Обращение;

3. Противопоставление предикату.

2. Приведенный простой категорический силлогизм «Осмотр места проис- шествия имеет одной из своих задач обнаружение следов преступления.

Осмотр места происшествия – следственное действие. Значит, некоторые следственные действия имеют одной из своих задач обнаружение следов преступления» построен по:

1. I фигуре;

2. II фигуре;

3. III фигуре.

3.. Утверждение, принимаемое в теории в качестве исходного, называют:

- аксиомой;

- гипотезой;

- тезисом;

- догмой.

 

 

4. «Преступление совершил господин Н., так как он сам признался в этом и подписал показания. Но из того, что он признался и подписал показания, не следует с необходимостью, что именно он является преступником. Его могли заставить подписать показания или он выгораживает кого-то».

В этом рассуждении использован метод опровержения:

-опровержение тезиса;

-критика аргументов;

-выявление несостоятельности демонстрации.

 


ВАРИАНТ 10

Задание 1. Найдите основание и следствие в условных посылках, сделайте вывод, постройте его схему. Если условная посылка явно не выражена, сфор- мулируйте ее в явной логической форме (со связкой «если …, то …»).


 

1. Если будет снежная зима и дождливая весна, то горные реки выйдут из берегов. Если они выйдут из берегов, то их воды размоют дороги. Если дороги окажутся размытыми, то движение по ним станет невозможным и в результате многие населенные пункты окажутся без подвоза сырья и продовольствия.

2. Если лобная кора головного мозга повреждена, то взаимодействие лич- ности с внешней средой нарушается. В этом случае человек утрачивает реаль- ное восприятие действительности, а значит, превращается в раба ситуации.

3. Обмен жилыми помещениями может быть судом признан недействитель- ным, если он произведен с нарушением требований, предусмотренных Жи- лищным кодексом. В случае признания обмена недействительным стороны подлежат переселению в paнее занимаемые помещения.

4. Вузовская наука, стоящая у колыбели подготовки кадров, способна иг- рать созидательную роль, если она твердо встанет на рельсы творчества и раз- вития. Если наука будет играть созидательную роль, то она во многом будет определять сам ход собственного обновления, развитие политической куль- туры общества, перспективы самой науки.

5. Если средства производства находятся в руках отдельных лиц или части общества, то собственность приобретает частный характер. В этом случае люди становятся в неравное отношение к средствам производства. Если же люди становятся в неравное отношение к средствам производства, то в обще- стве возникают отношения господства и подчинения.

Задание 2. Сделайте вывод из посылок; с помощью общих правил силло- гизма установите, следует ли заключение с необходимостью. Определите фи- гуру силлогизма.

Пример:

1. Делаем вывод из посылок: Лицо, совершившее разбойное нападение (Р+), привлекается к уголовной ответственности (М-). П. (S +)привлекается к уго- ловной ответственности (М-). П. (S +)совершил разбойное нападение (Р-).

2. Из анализа посылок устанавливаем, что средний термин (М), занимающий место предиката в посылках, не распределен ни в одном из них. Нарушено 2-е


 

правило терминов. Значит, вывод не является необходимым, заключение не- достоверно.

1. Судебные эксперты обязаны давать правдивые показания. Свидетели обязаны давать правдивые показания. Следовательно…

2. Свидетели обязаны давать правдивые показания, а Иван - свидетель.

3. Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут быть представителями сторон в суде. М. не может быть представителем в суде.

4. Лицо, совершившее кражу личного имущества, привлекается к уголов- ной ответственности. Н. кражу личного имущества не совершал.

5. Некоторые студенты успешно сдали экзамены. Некоторые студенты — любители эстрады.

6. Некоторые офицеры имеют боевые награды. Некоторые военнослужа- щие — офицеры.

7. Человек осваивает космическое пространство. Сорокин — человек.

8. Лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, не освобожда- ется от уголовной ответственности. Н. не освобожден от уголовной ответ- ственности.

9. Все сочинения Чехова нельзя прочитать за один день. Рассказ «Попры- гунья» - сочинение Чехова.

10. Супруги должны материально поддерживать друг друга. М. и Н. под- держивают друг друга.

11. Картошка – не ананас. Все ананасы приятны на вкус.

12. Некоторые стихи оригинальны. Ни одна оригинальная работа не пи- шется по заказу.

 

Задание 3.

Установите несостоятельность аргументов или демонстрации:

1. Петров не совершал кражи, так как кража — это тайное похищение чужого имущества, а он унес компьютер из своего учреждения.


 

2. Во время судебного разбирательства адвокат заявил, что его подзащитный не мог брать взяток, ибо он это мягкий, интеллигентный человек, любящий муж и отец.

 


Задание 4. Тесты

1. Умозаключение, все посылки которого являются условными суждениями, называется

1. условно-категорическим;

2. условно-разделительным;

3. чисто условным.

2. Умозаключение, в котором на основе принадлежности некоторым элемен- там или частям класса определенного признака делают вывод о его принад- лежности классу в целом, называют

1. полной индукцией;

2. неполной индукцией;

3. научной индукцией.

3. Преднамеренные ошибки с целью запутать своего противника и выдать ложное суждение за истинное (внешне правильные доказательства ложных мыслей):

-софизм;

-паралогизм;

-противоречие;

-парадокс.

4. Какая ошибка допущена в данном утверждении? \\ Преподаватель, прини- мающий экзамен, был неудовлетворен ответами трех первых студентов и высказал суждение: «Ваша учебная группа плохо подготовилась к экза- мену».

- Поспешность обобщения

- Обобщение без достаточного основания


 

- Подмена причинной связи

- Подмена условного безусловным

 

 


ВАРИАНТ 11

Задание 1. Определите вид умозаключения, если необходимо сделайте заклю- чение. Проверьте правильность умозаключения.

Не все книги интересны, следовательно, неверно, что некоторые книги инте- ресны.

Любая столица является административным центром государства, поэтому любой административный центр государства не является не столицей.

Доказательство, полученное с нарушением закона, не имеет юридической силы. Следовательно, данное доказательство не имеет юридической силы, так как оно получено с нарушением закона.

Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, недействительна. В данной доверенности указана дата ее совершения. Следовательно, данная до- веренность действительна.

Все экономисты имеют высшее образование. Некоторые экономисты рабо- тают в производственных организациях. Следовательно…

Договор заключен, если между договаривающимися сторонами достигнуто со- глашение. Однако договор не заключен, значит, соглашение между договари- вающимися сторонами не достигнуто.

Трудовые договора заключаются на: неопределенный срок; на определенный срок не более трех лет; на время выполнения определенной работы. С Д. за- ключен трудовой договор на неопределенный срок. Следовательно,.....

Если Н. - подозреваемый, значит, он или задержан по подозрению в соверше- нии преступления, или является лицом, к которому применена мера пресече- ния до предъявления обвинения. Н. не был задержан по подозрению в совер- шении преступления или он не является лицом, к которому применена мера


 

пресечения до предъявления обвинения. Следовательно, Н. не является подо- зреваемым.

Задание2. Дайте объединенную классификацию суждений, изобразите от- ношения между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распреде- ленность субъекта и предиката.

Пример:

Суждение — форма мышления. Общеутвердительное суждение (A), S рас- пределен, Р не распределен.

1. По некоторым делам предусматривается законом обязательное проведение экспертиз.

2. Ничто не проходит бесследно.

3. Современный этап в развитии нашей страны характеризуется ростом демо- кратических тенденций.

4. Некоторые работники суда не имеют высшего образования.

5. 70% всего мирового грузооборота перевозится морским путем.

6. Все акты моей комедии при всем их разнообразии протекают в течение года (Монтень).

7. Некоторые промышленно развитые страны на современном этапе развития применяют нетрадиционные методы овладения ресурсами развивающихся стран.

8. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд (Всеобщая декларация прав человека).

9. Новодевичье кладбище — пантеон выдающихся представителей русской литературы, искусства, науки, общественно-политических и военных деятелей

— невозможно обойти за один день.

10. Некоторые лица, достигшие 15 лет, могут быть приняты на работу.

11. Ни один человек не должен страдать за правду.

 

 


Задание 3.


Определите тезис, аргументы и способ следующего опровержения:

 

Если бы Вы действительно читали эту книгу, то смогли бы назвать ее автора, пересказать ее содержание, сказать, как зовут героев книги. Но Вы не знаете ни того, ни другого, ни третьего. Значит, Вы ее не читали.

 


Задание 4. Тесты

1. Умозаключение, в котором обобщение стоится путем отбора необходи- мых и исключения случайных обстоятельств, называют

4. полной индукцией;

5. неполной индукцией;

6. научной индукцией.

2. Внешне правильное рассуждение, содержащее какую-то скрытую уловку,

– это:

1) софизм;

2) парадокс;

3) троп;

4) катахрезис;

 

 

3. Какая ошибка допущена в данном утверждении? \\ «Синичка в окно посту- чит - будет известие».

- Поспешность обобщения.

- Обобщение без достаточного основания.

- Подмена причинной связи.

- Подмена условного безусловным.

 

 

4. Аргументы тезиса демонстрации должны быть:

- проблематичными

- приблизительными

- общеизвестными


 

- непротиворечивыми

 


ВАРИАНТ 12

Задание 1. Определите логические отношения между следующими понятиями и выразите эти отношения с помощью круговой схемы:

Населенный пункт, деревня, город, Москва, Фили, улица, улица Олеко Дун- дича.

Студент, отличник, двоечник, спортсмен, победитель студенческой науч- ной конференции.

Участник ВОВ, полковник, генерал, Великая Отечественная война.

Книга, энциклопедия, философская энциклопедия, словарь по логике, автор словаря по логике.

Деньги, бумажные деньги. Электронные деньги, монеты, фальшивые деньги, советские деньги, российские деньги.

 

Задание 2. Составьте символическую запись следующих сложных суждений: Если проверенная контрольная работа по логике не набрала необходимое число баллов за успешно выполненные задания, она может быть возвращена студенту на доработку.

Управленческое решение заключается в выборе в качестве главной и реали- зуемой одной из альтернатив дальнейших действий.

Преподаватель за проверенную контрольную работу может поставить оценку

«отлично», или оценку «хорошо», или оценку «удовлетворительно», или оценку «неудовлетворительно».

Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в надле- жащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем обсуждаемым пунк- там.

 

Задание 3.


Выделите тезис и аргументы опровержения. Определите вид опро- вержения тезиса.

Когда великая княгиня Елена Павловна, по мысли Пиро- гова, предложила послать сестер милосердия в Севастополь, тогда самые грязные инсинуации, самые нечистые картины, са- мые постыдные предположения окружали ее, несмотря на ее высокое положение. Военное ведомство находило, что это вы- зовет отсутствие дисциплины в госпиталях, врачебное ведом- ство находило, что традиционный «фельдшер» гораздо лучше, чем сестра милосердия. Но император Николай I не внял этому, и мы знаем, как оправдалось это доверие. В настоящее время, кроме одной Крестовоздвиженской общины, основанной Еле- ной Павловной, мы имеем 57 общин с 2200 сестер милосердия. (1913г.). (А.Ф. Кони.)

 


Задание 4. Тесты

1. Логические труды Аристотеля, которые носят собирательное название

1) «Канон»;

2) «Органон»;

3) «Парфенон»;

4) «Декамерон».

 

 

2. Предметом логики являются формы и приемы … познания.

1) чувственного;

2) интуитивного;

3) эмоционального;

4) интеллектуального.

 

 

3. Какая ошибка допущена в данном утверждении? \\ «Студенты Соколов и


 

Еремеев на занятиях сидят за одним столом. Значит, они дружат»

- Поспешность обобщения.

- Обобщение без достаточного основания.

- Подмена причинной связи.

- Подмена условного безусловным.

 

 

4. Какая ошибка называется «подмена тезиса»?

- Доказывается новый тезис.

- Тезис сужается.

- Тезис расширяется.

- Доказательство тезиса подменяется оценкой человека

 


ВАРИАНТ 13

Задание 1. В условной посылке найдите основание и следствие, сделайте вывод, определите модус, постройте его схему.

Пример:

Если вина обвиняемого не доказана (основание - р), то он считается неви- новным (следствие - q). Вина обвиняемого не доказана (р). Обвиняемый счи- тается невиновным (q).

p,q, p - утверждающий модус - q

 

1. Ни одно предприятие, цех, участок, производство не могут быть при- няты и введены в эксплуатацию, если на них не обеспечены здоровые и без- опасные условия труда. Сборочный цех может быть принят и введен в эксплу- атацию.

2. Приговор не может быть оставлен в силе, если объективность свиде- тельских показаний вызывает сомнение. Приговор по делу П. может быть оставлен в силе.


 

3. Судья не может участвовать в рассмотрении дела, если он является по- терпевшим. Судья Л. потерпевший.

4. Судья не может участвовать в рассмотрении дела, если он участвовал в данном деле в качестве эксперта. Судья С. может участвовать в рассмотрении дела.

5. Суд оставляет иск без рассмотрения, если иск предъявлен недееспособ- ным лицом. Суд не оставил иск без рассмотрения.

6. В состав суда, рассматривающего уголовное дело, не могут входить лица, если они состоят в родстве между собой. Р. и родственники.

7. Если граждане моложе шестнадцати лет не являются лицами, участву- ющими в деле, или свидетелями, то они не допускаются в зал судебного засе- дания. К. четырнадцати лет и П. пятнадцати лет допущены в зал судебного заседания.

8. Если следственным экспериментом устанавливается лишь возможность течения события определенным образом, выводы из этого эксперимента будут только вероятными. Проведенный эксперимент установил лишь возможность течения события определенным образом.

9. Не могут служить доказательством фактические данные, сообщаемые свидетелем, если он не может сообщить источник своей осведомленности. Фактические данные, сообщенные свидетелем, могут служить доказатель- ством.

Задание 2. Определите, в каком примере произведено деление понятия, а в ка- ком операция расчленения целого на части; в каком примере высказывание является операцией определения понятия. Сделайте полный разбор определе- ния или деления. В примере деления установите: вид деления, делимое поня- тие, члены деления, основание деления. В примере определения укажите вид определения, произведите анализ определения через род и видовое отличие. Определите, является ли операция (определения или деления) правильной, если нет, то укажите какие правила нарушены.


 

Сделки бывают двусторонними, многосторонними и завещаниями. Гражданский кодекс РФ состоит более чем из четырех сотен статей. Барометр – это прибор, измеряющий атмосферное давление.

Суд - орган государства, рассматривающий гражданские и уголовные дела в соответствии с установленными процессуальными правилами.

 

Задание 3.

Выделите тезис и аргументы. Определите форму обоснования тезиса.

Английские исследователи на основе изучения сердца 250 здоровых женщин и мужчин в возрасте от 18 до 80 лет пришли к выводу, что в медицинском смысле женское сердце не ста- реет. Измерялся объем выброса при каждом сокращении, ско- рость кровотока и кровяное давление. С помощью УЗИ изме- ряли объем сердечных камер и толщину мышечных стенок.

Оказалось, что к 70 годам мощность сердца мужчин падает по сравнению с 18-летним возрастом на 20-25 %, а эффективность работы женского сердца практически не изменяется.

 

Задание 4. Тесты

1. Исходные высказывания, из которых выводится заключение, в логике называют:

1) гипотезами;

2) допущениями;

3) посылками;

4) суппозициями.

 

2. Анализируя человеческое мышление, логика исследует его:


 

1) форму;

2) содержание;

3) скорость;

4) гибкость;

5) глубину.

 

 

3. Рассуждение «3 и 4 – это два разных числа, 3 и 4 – это 7, следовательно, 7

– это два разных числа» является

-парадоксом;

-софизмом;

-паралогизмом;

-поспешным обобщением.

4. Аргументация «если рай существует, то есть ад. Значит, ад суще- ствует» содержит ошибку:

- расширение аргумента

- подмена тезиса

- от условного к безусловному

- предвосхищение основания

 

 


ВАРИАНТ 14

Задание 1. Сделайте вывод (если это возможно) путем обращения, со- ставьте схему вывода.

Пример:

(А) все студенты нашей группы (S+) являются успевающими (Р-).

(I) Некоторые успевающие (Р-) – студенты нашей группы (S+). Схема вывода: Все S есть Р. Некоторые Р есть S.

 

1. Работники милиции принимают присягу.


 

2. Некоторые студенты Финансового ууниверситета первокурсники.

3. Ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной ответствен- ности.

4. Некоторые ученые (и только ученые) академики.

5. Иванов - квалифицированный специалист.

6. Все преступления - общественно опасные деяния.

7. Некоторые студенты первого курса не сдали зачет по иностранному языку.

8. Многие страны Африки завоевали политическую независимость.

9. Все материалисты (и только они) признают первичность материи.

10. Лица, занимающиеся контрабандой, привлекаются к уголовной ответ- ственности.

11. Некоторые юристы - адвокаты.

12. Не всякий генерал от природы полный (Прутков).

13. Узурпация государственной власти - тягчайшее преступление.

 

 

Задание 2. В данных суждениях найдите субъект, предикат, кванторное слово и связку. Определите количество и качество суждений. Приведите суж- дение к логической форме, дайте объединенную классификацию суждений.

Изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера, устано- вите распределенность субъекта и предиката.

Президент Российской Федерации является главой государства. Экономические преобразования в постсоветской России преобразовали всю страну.

Законы физики неизменны.

Никаких прямых доказательств, подтверждающих точку зрения выступаю- щего, представлено не было.

Некоторые экономические соглашения не являются выгодными для одной из договаривающихся сторон.


 

Задание 3.

Проанализируйте монолог из пьесы А.Н. Островского «Семейная кар- тина» с позиций теории доказательства и опровержения.

«Ах, батюшки мои! Да чем же он плут, скажи, пожалуйста. Каждый праздник он в церковь ходит, да придет то раньше всех; посты держит; вели- ким постом и чаю не пьет-с. Так-то, голубчик! Не то, что ты. А если и обма- нет кого, так что за беда! Не он первый, не он последний; человек коммерче- ский. Тем, Антипушка, и торговля-то держится. Не помимо пословица-то го- ворится: «Не обмануть – не продать»».

 

Задание 4. Тесты

1. Умозаключение является правильным, если и только если его заключе- ние:

1) интуитивно очевидно;

2) не противоречит фактам;

3) является истинным;

4) представляет собой логический закон;

5) логически следует из посылок.

 

 

2. Умозаключение, в котором одна посылка – условное суждение, а другая – разделительное, называется

1. условно-категорическим;

2. чисто условным;

3. условно-разделительным.

 

 

3. Тезис демонстрации должен отвечать требованиям: а) убедительность;

б) ясность;

в) общеизвестность;


 

г) очевидность.

 

 

4. Индуктивную аргументацию усиливает:

а) минимальное количество посылок; б) бесконечное число посылок;

в) использование научной методологии; г) максимальное число посылок.

 


ВАРИАНТ 15

Задание 1. Сделайте вывод (если это возможно) путем обращения, со- ставьте схему вывода.

Пример:

(А) все студенты нашей группы (S+) являются успевающими (Р-).

(I) Некоторые успевающие (Р-) – студенты нашей группы (S+). Схема вывода: Все S есть Р. Некоторые Р есть S.

 

1. Работники милиции принимают присягу.

2. Некоторые студенты Финансового ууниверситета первокурсники.

3. Ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной ответствен- ности.

4. Некоторые ученые (и только ученые) академики.

5. Иванов - квалифицированный специалист.

6. Все преступления - общественно опасные деяния.

7. Некоторые студенты первого курса не сдали зачет по иностранному языку.

8. Многие страны Африки завоевали политическую независимость.

9. Все материалисты (и только они) признают первичность материи.

10. Лица, занимающиеся контрабандой, привлекаются к уголовной ответ- ственности.


 

11. Некоторые юристы - адвокаты.

12. Не всякий генерал от природы полный (Прутков).

13. Узурпация государственной власти - тягчайшее преступление.

 

 

Задание 2. В данных суждениях найдите субъект, предикат, кванторное слово и связку. Определите количество и качество суждений. Приведите суж- дение к логической форме, дайте объединенную классификацию суждений.

Изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера, устано- вите распределенность субъекта и предиката.

Президент Российской Федерации является главой государства. Экономические преобразования в постсоветской России преобразовали всю страну.

Законы физики неизменны.

Никаких прямых доказательств, подтверждающих точку зрения выступаю- щего, представлено не было.

Некоторые экономические соглашения не являются выгодными для одной из договаривающихся сторон.

 


Задание 3.

Проанализируйте монолог из пьесы А.Н. Островского «Семейная кар- тина» с позиций теории доказательства и опровержения.

«Ах, батюшки мои! Да чем же он плут, скажи, пожалуйста. Каждый праздник он в церковь ходит, да придет то раньше всех; посты держит; вели- ким постом и чаю не пьет-с. Так-то, голубчик! Не то, что ты. А если и обма- нет кого, так что за беда! Не он первый, не он последний; человек коммерче- ский. Тем, Антипушка, и торговля-то держится. Не помимо пословица-то го- ворится: «Не обмануть – не продать»».

 

Задание 4. Тесты


1. Умозаключение является правильным, если и только если его заключе- ние:

1) интуитивно очевидно;

2) не противоречит фактам;

3) является истинным;

4) представляет собой логический закон;

5) логически следует из посылок.

 

2. Умозаключение, в котором одна посылка – условное суждение, а другая – разделительное, называется

4. условно-категорическим;

5. чисто условным;

6. условно-разделительным.

 

 

3. Тезис демонстрации должен отвечать требованиям:

а) убедительность; б) ясность;

в) общеизв


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: