К 5-й паре вам следует подготовить сообщения о выдающихся психологах прошлого и современности. Доклад не должен быть слишком объемным, акцент делайте на вкладе ученого-исследователя в психологическую науку.
Леонтьев Алексей Николаевич (1903-1979) - выдающийся отечественный психолог, основатель деятельностного подхода в психологии. Заведующий кафедрой, заведующий отделением психологии, декан факультета психологии МГУ. Как ученый отличался чрезвычайно широкими интересами и способностью глубоко и оригинально прорабатывать каждую тему. В его трудах разрабатывалась общепсихологическая теория деятельности, проблемы развития психики в фило-, антропо- и онтогенезе, механизмы психических процессов - восприятия, внимания, памяти, мышления, проблемы человеческого сознания, личности и многое другое. При исследовании этих проблем А.Н.Леонтьев работал не только как выдающийся теоретик, но и как блестящий экспериментатор. Вместе с Л.С.Выготским и А.Р.Лурией разрабатывал культурно-историческую концепцию развития высших психических функций. Выдвинул и детально обосновал общепсихологическую теорию деятельности, являющуюся признанным теоретическим направлением не только в отечественной, но и в мировой психологической науке. Разработал структуру деятельности. Основные идеи изложены в работах "Деятельность. Сознание. Личность", "Индивид и личность", "Проблемы развития психики", "Формирование личности", "Развитие памяти", "Потребности, мотивы и эмоции" и др.
|
|
К 6-й паре, вы готовите ответы на вопросы по Теме 1. По времени, ответ должен быть не более 5-7 минут.
Вопросы к семинарским занятиям
Тема 1. Психология как наука и учебная дисциплина.
1. Объект, предмет, задачи психологической науки. Категории и принципы психологии.
Психология — (с греч.учение о душе) это наука, изучающая психику в ее развитии и проявлении в различных видах деятельности.
Задачи психологии:
§ качественное изучение психических явлений;
§ анализ формирования и развития психических явлений;
§ изучение физиологических механизмов психики;
§ содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику жизни и деятельности людей.
Объект психологии — это закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных. Эта форма жизнедеятельности в связи с ее многоплановостью может изучаться в самых разнообразных аспектах, которые исследуются различными отраслями психологической науки.
Предмет психологии — это психика как высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.
|
|
Предметом психологии является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции; закономерности становления и функционирования психики человека: его способности отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним.
Категории — это формы мышления, основные, родовые, начальные понятия; это ключевые моменты, узлы, ступеньки в процессе познания той или иной сферы действительности.
2. История развития психологии.
История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.
Известный психолог конца XIX — начала XX вв. Г. Эббингауз сумел сказать о психологии очень кратко и точно — у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Под историей подразумевается тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и организацией собственного экспериментального метода. Это произошло в последней четверти XIX в., однако истоки психологии теряются в глубине веков.
Рене де Карт — биолог, врач, философ. Открыл систему координат, выдвинул идею рефлекса, идею рефлекторности поведения. Но объяснить поведение организма до конца не смог и поэтому остался на позиции дуализма. Разделить внутренний мир человека от его внутренних органов было очень тяжело. Создались предпосылки идеализма.
Был в истории психологии еще один подход к пониманию психики, разрабатывающийся отечественными психологами в русле философии диалектического материализма в советский исторический период. Суть данного понимания психики можно свети к четырем словам, формальное авторство которых принадлежит В. И. Ленину (1870-1924). Психика — это субъективный образ объективного мира.
3. Структура психологической науки.
Структура психологии как науки... Общая психология исследует индивида, выделяя в нем психические познавательные процессы и личность. Психология познавательных процессов изучает такие психические процессы, как ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь.
4. Психологическая культура специалиста.
Психологическая культура человека – это комплекс специальных потребностей в познании себя (как личности будущего специалиста) и окружающих, которая возможна при условии эффективной образовательной деятельности посредством педагогического общения, с учетом индивидуальных и профессиональных способностей.
5. Сферы практического применения психологического знания.
Сферы практического применения психологического знания. Одним из распространенных видов психологической практики является психологическое обеспечение деятельности предприятия. В России в последнее десятилетие вновь появились частные предприятия, и деятельность психолога на них имеет свою специфику. Психолог на коммерческом предприятии в зависимости от актуальности стоящих перед фирмой задач принимает участие:
- в рекруитменте и адаптации персонала;
- в асессменте персонала;
- в обучении и повышении квалификации персонала;
- в мотивировании персонала;
- в организации эффективного руководства персоналом;
- в анализе и оптимизации социальной структуры предприятия;
- в управленческом консультировании.
6. Роль психологии в самоорганизации и самообразовании личности
Школы психологии
Бихевиоризм (стимул реакция)
Необихевиоризм (
|
|
Психоанализ (глубинная психология) – душа разложение разраб Сигманом Фрейем
Гештальтпсихология
Маслоу Гуманистическая психология 40е 20 века США, личность как уникальную цел систему
когнитивная психология Миллер и Найс США 60е (изучает знания)