Одаренность – системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими.
Виды одаренности определяются видом деятельности и обеспечивающими ее сферами психики, степенью сформированности, формой и широтой проявлений в различных видах деятельности, особенностями возрастного развития ребенка. В современной науке выделяют следующие виды одаренности.
Виды одаренности:
1. По критерию «вид деятельности и обеспечивающие его сферы психики» выделение видов одаренности осуществляется в рамках пяти видов деятельности с учетом включенности трех психических сфер и, соответственно, степени участия разных уровней психической организации. К основным видам деятельности относится практическая, теоретическая (учитывая детский возраст, мы предпочитаем говорить о познавательной деятельности), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой.
|
|
ü в практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную одаренность;
ü в познавательной деятельности находит реализацию интеллектуальная одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.);
ü в художественно-эстетической деятельности выделяются, например, хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная одаренность;
ü в коммуникативной деятельности, прежде всего, следует выделить лидерскую и аттрактивную одаренность
ü в духовно-ценностной деятельности одаренность которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
2. По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:
ü актуальную одаренность
ü потенциальную одаренность.
Актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка с такими наличными показаниями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. В данном случае, безусловно, речь идет не только об учебной, а о широком спектре различных видов деятельности.
Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала зависит от наличия или отсутствия ряда неблагоприятных причин (трудные семейные обстоятельства, недостаточная мотивация, и т.д.).
|
|
3. По критерию «форма проявления» можно говорить о:
ü явной одаренности;
ü скрытой одаренности
Явная одаренность проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Поэтому специалисты в области детской одаренности с большей степенью вероятности удается сделать заключение о наличии одаренности или о высоких потенциальных возможностях ребенка. Он может адекватно оценить «зону ближайшего развития» и правильно наметить программу дальнейшей работы с таким «перспективным ребенком». Однако не всегда одаренность обнаруживает себя столь явно.
Скрытая одаренность проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной форме. Вследствие этого проявляется опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить помощи и поддержки, необходимой для развития его способностей. Вместе с тем. Известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добиваются высочайших результатов.
4. По критерию «широта проявления в различных видах деятельности» можно выделить:
ü общую одаренность;
ü специальную одаренность.
Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступают в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей одаренности являются умственные способности, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности.
Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и др.).
5. По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать:
ü раннюю одаренность;
ü позднюю одаренность.
Решающим показателем здесь выступают темп психического развития ребенка, а также возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде. Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие раннее обнаружение дарований далеко не всегда связано с высокими достижениями в более старшем возрасте. В свою очередь, отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает отрицательного вывода, относительно перспектив дальнейшего психического развития личности.
Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности связаны с высоким уровнем выполнения деятельности, охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.
А. И. Доровской выделяет следующие признаки одарённости:
Раннее детство (1 - 3 года). Неуёмное любопытство, бесконечные вопросы, умение следить за несколькими событиями, большой словарный запас, увлечённость словесными раскрашиваниями, развитая речь, употребление сложных слов и предложений (развёрнутых). Повышенная концентрация внимания на чём-то одном, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна, способности к рисованию, музыке, счёту, нетерпеливость и порывистость, изобретательность и богатая фантазия.
|
|
Дошкольный период (4 -б лет). Отличная память, интуитивные скачки (перескакивание через этажи), яркое воображение, нечёткость в разграничении реальности и фантазии, преувеличенные страхи, эгоцентризм, тонкая моторная координация, предпочитает общество старших детей и взрослых. Добр, открыт, понятлив; превосходное владение искусством речевой коммуникации; громадная любознательность, изобретение собственных слов, склонность к активному исследованию окружающего; острое реагирование на несправедливость.
Задание
1. Изучить предложенный материал, составить краткий конспект в тетради по педагогике. Конспект высылать не надо.
2. Подобрать 2-3 диагностики ранней одаренности (в раннем и дошкольном возрасте).
Методические рекомендации.
- запишите в тетради название методики, фамилию и инициалы ее автора;
- определите цель предлагаемой методики; возраст обучающихся, для которых она предлагается;
- определите вид изучаемой методики (тест, проективный тест, методика незаконченных предложений, опросник и т.д.);
- определите особенности проведения методики (как подсчитываются баллы, как определяется вид одаренности).
Листы с анализом диагностик выслать на электронную почту eli4964@mail.ru
В теме письма укажите Фамилию имя студента.
Срок до 08.06.2020 года