Контактная сеть является составной частью устройств электроснабжения, предназначенных для электроснабжения тяги поездов, устройств СЦБ идругих железнодорожных потребителей

Производство работ в районах контактной сети

 

К основным электротехническим устройствам электроснабжения относятся также тяговые подстанции, в том числе передвижные, транс­форматорные подстанции, распределительные и питающие пункты электрической энергии, электростанции, в том числе передвижные; посты секционирования и пункты параллельного соединения; линии электроснабжения, в том числе продольные, т. е. расположенные вдоль железной дороги, воздушные и кабельные распределительные сети; наружное освещение железнодорожных станций, остановочных пунк­тов, переездов и других объектов; система телемеханики устройств электроснабжения.

 

Обслуживание всех этих устройств возложено на дистанцию электроснабжения (ЭЧ) — структурное подразделение отделения желез­ной дороги (НОД) (производственного предприятия на железнодорожном транспорте). Техническое руководство хозяйством электроснабжения осуществляется в департаменте «Магистральные железнодорожные сети» (ЦЖС) АО НК КТЖ департаментом электрификации и электроснабжения (ЦЭ), в управлениях дорог (Н) — службами электроснабжения (ЭЧ.

 

Границы обслуживания дистанций электроснабжения, как правило, расположены в пределах отделений железных дорог. В состав крупных отделений на электрифицированных грузонапряженных направлениях и с большим объемом работ по электроснабжению организуют две и более дистанции электроснабжения. На железных дорогах всего их имеется около 300. В зависимости от объема работ дистанции электроснабжения подразделяются на четыре группы.

 

1. Проверка и регулировка секционного изолятора перед установкой его на контактную сеть

Секционные изоляторы являются одним из наименее надежных, но в то же время ответ­ственных узлов контактной сети. Над созданием надежного секционного изолятора, допускаю­щего движение с высокими скоростями, имеющего небольшую длину и массу, высокое качество и долговечность изоляции, работают много лет.

При эксплуатации необходимо тщательно следить за тем, чтобы направляющие 4 оттяж­ных струн на несущем тросе находились в горизонтальном положении, про­верять детали, обеспечивающие при изменениях температуры перемещение косых поддержива­ющих оттяжных струн 11, трущиеся детали смазывать негустеющей смазкой.

 

Не допускается эксплуатация секционных изоляторов с дефектами:

- трещины в оконцевателях, сползание или проворачивание их в заделке;

- сколы фарфора общей площадью более 3 см2 или видимые трещины;

- механические повреждения полимерных изолирующих элементов 9, разгерметизация защитного чехла 8 или покрытия, наличие токопроводящих дорожек (треков) на длине более 1 /3
пути утечки тока;

- разбитые или поврежденные втулки или износ их рабочей поверхности более 3 мм.

После очистки от загрязнения изоляционные элементы покрывают тонким слоем кремний-органического вазелина. Проверяют соответствие формы дугогасительных рогов б паспортным данным секционного изолятора. Износ рогов в плоскости скольжения не должен превышать 5 мм. Очень важным параметром для проверки является воздушный зазор между разнопотенци-альными элементами. Для секционных изоляторов контактной сети 27,5 кВ он должен быть не менее 200 мм, а для сети 3,3 кВ — 120 мм. Воздушный зазор устья между дугогасительными рогами должен составлять, соответственно, 150 ±20 мм и 60 ± 10 мм.

Проверяют длину пути утечки токов изолирующих элементов. Она должна быть не менее: для контактной сети 27,5 кВ у полимерных гладкостержневых изоляторов — 1000 мм, у ребрис­тых изоляторов — 1500 мм, у изолирующих скользунов — 1300 мм; для контактной сети 3,3 кВ— 600 мм для любого типа изолирующего элемента.

При необходимости подтягивают болты крепления всех деталей, кроме стопорных болтов узла крепления на отрезках («усовиках») контактного провода в оконцевателе изолирующего элемента, сборка которого выполнена по специальным правилам при изготовлении секционного изолятора.

Подгары и наплывы на контактном проводе удаляют напильником, измеряют высоту сече­ния контактного провода, регулируют натяжение дополнительных контактных проводов. Расстоя­ние от основного контактного провода до изолятора должно быть по вертикали 140—150 мм, а между основным и дополнительным проводами по горизонтали—не менее 300 мм у секционных изоляторов на 27,5 кВ и 100 мм у таких же изоляторов на 3,3 кВ.

Заменяют все зажимы и детали, имеющие трещины, дефекты литья и коррозию болтов. На резьбовые соединения наносят антикоррозионную смазку и окрашивают металлоконструкции. Провода в стыковых зажимах при правильной их посадке не должны выдавливаться из паза зажима, а зазор между торцами стыкуемых проводов не должен превышать I мм.

Проверка правильности положения секционного изолятора сводится к проверке положения его по высоте и по расположению его продольной оси: нижняя плоскость скольжения должна быть выше соседних точек крепления провода на 20—30 мм, а его продольная ось должна совпа­дать с осью перемещения полоза токоприемника ±50 мм. Регулировка по высоте производится струнами, а по горизонтали—изменением зигзага. Положение секционного изолятора по отно­шению к врезному изолятору должно быть таким, чтобы врезной изолятор находился вне зоны горения дуги на дугогасительных устройствах. Проверяют правильность регулировки перемеще­нием деревянного бруска вдоль секционного изолятора с усилием не менее 100 Н (10 кгс); брусок должен переходить с одного скользуна на другой без искривления и отрыва, независимо от сопри­косновения или несоприкосновения с поверхностью изолирующих скользунов, что зависит от кон­струкции секционного изолятора.

После окончания работы при завешенных шунтирующих штангах снимают временную шунтирующую перемычку с секционного изолятора, снимают шунтирующие штанги, убирают изолирующую съемную вышку и по приказу энергодиспетчера отключают секционный разъе­динитель, шунтирующий проверяемый секционный изолятор.


Монтаж разъединителей складывается из следующих операций: ревизии, подъема на опорные конструкции и крепления, проверки и регулировки основных и сигнальных контактов, проверки смонтированных разъединителя и привода в работе.

 

Перед установкой разъединители подвергают осмотру и ревизии: проверяют состояние фарфоровых деталей, отсутствие трещин, сколов, повреждений глазури; прочность армировки; надежность крепления всех узлов и деталей; исправность контактной системы; отсутствие раковин, вмятин, ржавчины.

Обнаруженные дефекты устраняют пришлифовкой и опиливанием, болтовые соединения подтягивают, трущиеся части смазывают тонким слоем технического вазелина, поврежденные фарфоровые детали заменяют. Ревизию разъединителей производят, как правило, в мастерских, вне зоны монтажа.

Разъединитель поднимают на место установки и закрепляют на болтах или штырях без затяжки гаек до отказа. В зависимости от массы его поднимают за раму вручную с помощью переносного штатива или талью. Не допускается подъем разъединителя за изоляторы или ножи.Одновременно с установкой разъединителя монтируют привод и производят сборку передачи между ними. Разъединитель и привод устанавливают так, чтобы осевые линии, выверенные по уровню и отвесу, не отклонялись более чем на ± 2 мм.

Разъединитель и его привод крепят к стене или конструкции прочно и надежно. Болты должны иметь полную резьбу; при затянутой гайке должен оставаться свободный конец болта, имеющий не более двух-трех ниток резьбы.

Крепление разъединителя и его привода выполняют по уровню и отвесу. Для регулировки их положения применяют подкладки из листовой стали с отверстием для прохода крепежных болтов. При выверке следят, чтобы положение валов привода и разъединителя было строго горизонтальным. При установке нескольких однополюсных разъединителей, соединенных в один комплект, их валики должны быть расположены на одной горизонтальной оси.

После установки и выверки взаимного положения разъединители и приводы к ним окончательно закрепляют, затягивая до отказа болты, гайки и контрящие приспособления, и производят окончательную сборку передачи. Для этого на каждый разъединитель и диск привода устанавливают рычаги, на оба конца тяги навинчивают вилки, а тягу закрепляют шпильками со шплинтами. Кроме того, для поддерживания тяги при поломке или расцеплении ставят тягоуловитель. Части передачи соединяют коническими штифтами. После тщательной выверки соосности и регулировки длин сопрягаемых частей просверливают отверстия цилиндрическим сверлом и развертывают конической разверткой под штифты соответствующего размера. Точно так же выполняют штифтование подвижного упора на валу привода и рычагов на валах

 

разъединителя и привода, но до этого должны быть завершены все работы по регулировке разъединителя с приводом (рис. 42, а, б).

 

Установка трехполюсного разъединителя с приводом ПР-10: а РВ, б - РВЗ; 1 - вспомогательные контакты, 2 -- привод, 3 и 4 -- вилки, 5 -разъединитель  

После установки разъединителей и приводов к ним, а также после сборки передачи осуществляют окончательные регулировку разъединителей и приводов и закрепление рычагов на валах упорными винтами. При регулировке соблюдают и выполняют условия, обеспечивающие нормальную работу разъединителей и приводов. Ножи располагают соосно без перекосов по отношению к неподвижным контактам. При выключении нож должен входить в неподвижный контакт. Для устранения недостатков во взаимном положении ножа и неподвижного контакта несколько смещают последний по отношению к изолятору, на котором он укреплен, либо смещают изолятор по отношению к раме, либо поворачивают изолятор вокруг своей оси. После того как нож и неподвижный контакт достигнут правильного положения, затягивают все болтовые соединения.

Одновременность замыкания контактов проверяют так: медленно доводят передачу на включение до момента соприкосновения с подвижным контактом и в этом положении измеряют зазоры, оставшиеся между неподвижными контактами и ножами остальных полюсов. Допустимыми считаются зазоры, не превышающие 3 мм для разъединителей до 10 кВ. При большой разновременности производят регулировку изменением длины звеньев передачи.

Измеряя усилие вытягивания ножа из неподвижного контакта, проверяют контактное давление динамометром или пружинными весами при сухих (обезжиренных) контактных поверхностях.

Угол поворота ножей задается заводом-изготовителем для каждого типа разъединителей. Например, для РВ-10/400 угол между отключенными и включенными положениями разъединителя равен 65°. Допустимое отклонение от нормы ±3°. При необходимости его регулируют изменением длины тяги.

При регулировке привода добиваются, чтобы включенное и отключенное положения разъединителя и привода соответствовали друг другу: при верхнем положении рукоятки рычажного привода разъединитель должен быть включен, при нижнем -- отключен. В обоих крайних положениях привод запирается защелкой. Регулировку считают законченной, если для включения и отключения разъединителя достаточно усилий руки одного человека.

 

 

     
 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: