1. Планирование защиты населения и территорий в ЧС, обусловленных террористическими актами, на любом уровне должно отражаться в «Плане действий по предупреждению и ликвидации ЧС».
Планирование мероприятий по противодействию терроризму осуществляется на федеральном уровне и уровнях субъектов Федерации соответствующими оперативными штабами, на муниципальном уровне — ОУ ГОЧС данного уровня с отработкой соответствующих документов.
Данное положение должно особенно учитываться при планировании таких заблаговременных мероприятий, как инженерно-технические, повышение устойчивости функционирования критически важных и потенциально опасных объектов в различных условиях, медико-профилактические мероприятия.
2. Создание и поддержание в постоянной готовности сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС, обусловленных терактами.
Силы и их предназначение. Для непосредственной борьбы с терроризмом на различных его этапах привлекаются, как правило, органы управления и структурные подразделения следующих министерств и ведомств Российской Федерации: Федеральной службы безопасности, Министерства внутренних дел РФ, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы охраны РФ, Министерства обороны РФ, Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.
Средства. Средства, используемые для борьбы с террористической деятельностью, можно условно разделить на группы средств предупреждения террористических актов и средств, используемых при ликвидации последствий этих актов.
Средства предупреждения террористических актов:
- а) агентурные средства — специальные средства, используемые соответствующими спецслужбами и ведомствами;
- б) информационные и пропагандистские средства — СМИ и другие аналогичные средства;
- в) средства непосредственного контроля территории охраняемого объекта:
- - комплекты оптических приборов;
- - приборы ночного видения;
- - тепловизионные системы наблюдения;
- - разведывательные комплексы.
3. Обеспечение населения средствами индивидуальной защиты.
Обеспечение населения СИЗ соответствующего типа следует предусматривать в зависимости от наличия в районах его проживания различных потенциально опасных объектов, в первую очередь радиационно (ядерно) и химически опасных, которые могут стать объектами террористических актов.
Кроме этого, населению, особенно в крупных городах, где вероятность террористических актов более высока, чем в сельской местности, целесообразно иметь набор медикаментов и перевязочных средств первой необходимости.
4. Контроль обстановки.
Основной целью контроля обстановки в предвидении возможных террористических актов является своевременное обнаружение их подготовки путем проведения мониторинга в данной сфере и последующего прогнозирования событий..
Главными задачами контроля являются выявление источников и путей финансовых потоков, подпитывающих террористические группировки, и снабжения их оружием и другими средствами проведения террористических актов.
Данные мониторинга направляются в структуры основного субъекта руководства борьбой с терроризмом — Правительства РФ, далее — в антитеррористическую комиссию и в заинтересованные министерства и ведомства для прогнозирования обстановки и принятия решения о необходимости тех или иных действий.
Для непосредственного контроля с целью предотвращения провоза (проноса) оружия и различных средств терроризма на федеральном, региональном и территориальном уровнях на таможнях государственной границы, в аэропортах, на вокзалах и в других подобных местах организуются посты контроля пассажиров и их ручной клади, режимного контроля, почтового контроля, оснащенные соответствующими приборами и системами.
5. Поддержание в постоянной готовности систем оповещения и информации населения.
Оповещение и информация населения о террористических актах осуществляются в основном по централизованной и комплексной системам оповещения и информации.
При наличии достоверной информации о возможных террористических актах население должно быть информировано об этом в кратчайшие сроки и с соответствующими инструкциями о правилах поведения в данной обстановке.
6. Подготовка населения к действиям в условиях угрозы либо возникновения чрезвычайной ситуации, обусловленной террористическими актами.
Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, обусловленных террористическими актами, должна осуществляться с учетом особенностей в данной области защиты населения и территории.