Правовые основы сертификации

Иваньков Григорий

Законодательная и нормативная база сертификации

 

Правовые основы сертификации

ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ (с изменениями и дополнениями на 31 июля 1998 года)

Документ с изменениями, внесенными;

Федеральным законом от 27 декабря 1995 года №--21;[-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации №1, 01.01.96);

Федеральным законом от 2 марта 1998 года №30-ФЗ («Российская газета», №43, 05.03.98);

Федеральным законом от 31 июля 1998 года №154-ФЗ («Российская газета», №150, 07.08.98).

Настоящий Закон устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов (далее продукция) в Российской Федерации, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации. Закон Российской Федерации о сертификации продукции и услуг [Текст]: федер. закон: [от 27 декабря 1995 г. №211-ФЗ] // Собрание законодательства Российской Федерации №1, 01.01.96.

Статья 1. Понятие сертификации.

Сертификация продукции (далее - сертификация) - процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям (часть в редакции, введенной в действие с 7 августа 1998 года Федеральным законом от 31 июля 1998 года №154-ФЗ). Брянский, А.Н. Метрология и сертификация. [Текст]/ А.Н. Брянский // Законодательная и прикладная метрология.- 1997.- №1

Сертификация осуществляется в целях:

· создания условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно- техническом сотрудничестве и международной торговле (абзац в редакции, введенной в действие с 7 августа 1998 года Федеральным законом от 31 июля 1998 года №154-ФЗ);

· содействия потребителям в компетентном выборе продукции; защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя); контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем. Лифиц, И.М. Основы стандартизации, метрологии, сертификации[Текст]: учебник / И.М. Лифиц.- М.: Юрайт, 2000

Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о сертификации.

Отношения в области сертификации регулируются настоящим Законом и издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства Российской Федерации.

Статья 3. Международные договоры.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации о сертификации, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Полномочия специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области сертификации (название статьи в редакции, введенной в действие с 7 августа 1998 года Федеральным законом от 31 июля 1998 года №154-ФЗ). Закон Российской Федерации о сертификации продукции и услуг [Текст]: федер. закон: [от 2 марта 1998 года №30-ФЗ] // «Российская газета», №43, 05.03.98.

Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации в соответствии с настоящим Законом (абзац в редакции, введенной в действие с 7 августа 1998 года Федеральным законом от 31 июля 1998 года №154-ФЗ):

· формирует и реализует государственную политику в области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории Российской Федерации и опубликовывает официальную информацию о них; проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации; опубликовывает официальную информацию о действующих в Российской Федерации системах сертификации и знаках соответствия и представляет ее в установленном порядке в международные (региональные) организации по сертификации;

· готовит в установленном порядке предложения о присоединении к международным (региональным) системам сертификации, а также может в установленном порядке заключать соглашения с международными (региональными) организациями о взаимном признании результатов сертификации; представляет в установленном порядке Российскую Федерацию в международных (региональных) организациях по вопросам сертификации как национальный орган Российской Федерации по сертификации.

Статья 5. Система сертификации.

1. Система сертификации создается федеральными органами исполнительной власти, организациями и представляет собой совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе в соответствии с настоящим Законом (абзац в редакции, введенной в действие с 7 августа 1998 года Федеральным законом от 31 июля 1998 года №154-ФЗ).

В систему сертификации могут входить предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения.

В систему сертификации могут входить несколько систем сертификации однородной продукции.

2. Системы сертификации подлежат государственной регистрации в установленном специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации России порядке.

Статья 6. Сертификат и знак соответствия.

1. Сертификат соответствия (далее - сертификат) - документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.

Обязательной составной частью сертификата соответствия является сертификат пожарной безопасности (абзац дополнительно включен с 10 января 1996 года Федеральным законом от 27 декабря 1995 года №211-ФЗ).

Порядок организации и проведения сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности определяется Государственной противопожарной службой федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации (абзац дополнительно включен с10 января 1996 года Федеральным законом от 27 декабря 1995 года №211-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 7 августа 1998 года Федеральным законом от 31 июля 1998 года №154-ФЗ).

2. Знак соответствия - зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.

Порядок государственной регистрации знаков соответствия устанавливается специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации России.

3. Правила применения знаков соответствия устанавливаются конкретной системой сертификации в соответствии с правилами, устанавливаемыми специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации России. Российская Федерация. Законы. О сертификации продукции и услуг [Текст]: федер. закон: [Принят Гос. Думой 31 июля 1998 г.: одобр. Советом Федерации 7 августа 1998г.] // Рос. Газ.- №150, 07.08.98.

Сертификация может быть обязательной и добровольной.

Статья 7. Обязательная сертификация.

1. Обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

При обязательной сертификации действие сертификата и знака соответствия распространяется на всей территории Российской Федерации (абзац дополнительно включен с 7 августа 1998 года Федеральным законом от 31 июля 1998 года №154-ФЗ).

2. Организация и проведение работ по обязательной сертификации возлагаются на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации России, а в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации в отношении отдельных видов продукции, могут быть возложены на другие федеральные органы исполнительной власти.

3. Формы обязательной сертификации продукции устанавливаются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации России либо другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на то в соответствии с настоящей статьей, с учетом сложившейся международной и зарубежной практики.

4. Подтверждение соответствия может также проводиться посредством принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации о соответствии. Декларация о соответствии является документом, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям. Перечни продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, требования к декларации о соответствии и порядок ее принятия утверждаются Правительством Российской Федерации. Декларация о соответствии, принятая в установленном порядке, регистрируется в органе по сертификации и имеет юридическую силу наравне с сертификатом.

(Пункт дополнительно включен с 7 августа 1998 года Федеральным законом от 31 июля 1998 года №154-ФЗ).

(Пункт 4 предыдущей редакции считается пунктом 5 настоящей редакции - Федеральный закон от 31 июля 1998 года №154-ФЗ).

5. Реклама продукции, подлежащей обязательной сертификации, осуществляется в порядке, установленном законодательством российской Федерации о рекламе (пункт в редакции, введенной в действие с 5 марта 1998 года Федеральным законом от 2 марта 1998 года №30-ФЗ).

Статья 17, Добровольная сертификация.

1. Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем. Добровольная сертификация проводится на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.

2. Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции. (Статья в редакции, введенной в действие с 7 августа 1998 года Федеральным законом от 31 июля 1998 года №154-ФЗ)

2.2 Понятие о сертификации и классификация услуг

Услуга - это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности по удовлетворению запросов потребителя.

Услуги разделяют на материальные, нематериальные (или социально-культурные) и производственные.

Под материальной услугой понимают деятельность ее исполнителя по удовлетворению материальных нужд потребителя. Результатом материальной услуги является, как правило, преобразованная продукция. Например, отремонтированный автомобиль (услуги по ремонту автомобилей), сшитая вещь (услуги пошива изделий), проданный товар (услуги торговли) и т. п.

Нематериальная или социально-культурная услуга - это деятельность исполнителя услуги по удовлетворению социально-культурных нужд потребителя. Объектом такой услуги является собственно потребитель. Например, пациент клиники (медицинские услуги); турист (туристские услуги); пассажир (услуги пассажирского транспорта); посетитель ресторана (услуги общественного питания), бассейна (услуги физической культуры), бани (услуги бань) и др.

Производственная услуга - это услуга по удовлетворению нужд предприятий и организаций. Понятие этой услуги выражается через термин «работа». Например, научно-исследовательская, опытно-конструкторская и технологическая работы; наладочные и пусковые, эксплуатационные работы и т. п. Соответствующие процессы называют «выполнением работ», «оказанием услуг». Они стали объектами сертификации, в частности вошли в документ «Перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации».

На рис. 2.1 показана современная отечественная классификация услуг (работ).

Приведенная на рисунке классификация еще несовершенна. Она не гармонизирована с международной классификацией, не охватывает ряд новых видов услуг, появляющихся регулярно в современной российской практике сертификации.

 
  Услуги (работы)    
       
населению   производству  
       
* бытовые * пассажирского транспорта связи * жилищно-коммунальные * учреждений культуры * туристические и экскурсионные * физической культуры и спорта * медицинские, санитарно-оздоровительные, ветеринарные * правового характера * банков * в системе образования * торговли, общественного питания, рынков и др.   * в сельском хозяйстве * на транспорте * в материально-техническом снабжении * в торговле * в промышленности, кроме машиностроения * в машиностроении * в строительстве * аудиторские * фрахтовые * трастовые * информационные * финансовые и др.  
       

Рис 2.1. Классификация услуг (работ)

2. 3 Номенклатура сертифицируемых работ и услуг

сертификация нормативный правовой качество

Как и продукция, услуги, потенциально опасные для жизни, здоровья и имущества потребителя находятся в поле зрения государства при защите его прав.

В перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации, включены следующие виды услуг:

· ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов;

· техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;

· химическая чистка и крашение;

· транспортные услуги (услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом);

· жилищно-коммунальные услуги (услуги гостиниц и прочих мест проживания);

· туристские и экскурсионные услуги;

· услуги парикмахерских;

· услуги торговли и общественного питания.

Однако в номенклатуру продукции и услуг, введенную с 1 октября 1998 г., вошли лишь те виды услуг из числа перечисленных выше, по которым имеются утвержденные системы сертификации. В стадии разработки находятся системы сертификации услуг розничной торговли и услуг парикмахерских. Вне сферы обязательной сертификации из-за отсутствия нормативной базы остаются такие важнейшие услуги, как услуги рынков и медицинские услуги. Число нормативных документов в настоящее время, по которым осуществляется сертификация услуг, составляет свыше 150, из них межгосударственных стандартов (ГОСТ) - 69, ГОСТ Р - 20, остальные нормативные документы - отраслевые стандарты, технические условия, инструкции, положения, приказы, руководства. В частности, разработано большое число отраслевых документов для сертификации услуг автосервиса и химчистки. Тем не менее, в целом нормативное обеспечение сертификации услуг (работ) находится на стадии формирования. Оно просто не успевает за возрастающей ролью услуг в современном производстве и потреблении.

2. 4 Состав участников сертификации работ и услуг

Состав и функции участников сертификации имеют ряд специфических особенностей. В состав участников Системы сертификации услуг входят:

· руководящий орган Системы сертификации услуг;

· центральные органы Системы сертификации услуг;

· научно-методический центр стандартизации и сертификации услуг;

· методические центры Системы;

· аккредитованные органы по сертификации и испытательные лаборатории;

· социологические центры (лаборатории, группы специалистов);

· аккредитованные органы по сертификации систем качества услуг.

Обязанности руководящего органа Системы сертификации услуг в настоящее время возложены на Госстандарт России. Руководящий орган системы:

· создает сеть органов по сертификации и испытательных лабораторий, аккредитуя и уполномочивая их на право проведения работ;

· проводит инспекционный контроль и управляет деятельностью органов по сертификации и испытательных лабораторий;

· определяет центральные органы систем сертификации однородных услуг и осуществляет контроль их деятельности;

· утверждает организационно-методические документы Системы, создает и утверждает системы и правила сертификации услуг;

· рассматривает апелляции по вопросам сертификации услуг;

· взаимодействует по вопросам сертификации услуг с отечественными и международными организациями.

Центральные органы по сертификации:

· формируют системы сертификации однородных услуг, координируют деятельность органов по сертификации;

· устанавливают порядок и процедуры проведения сертификации услуг;

· ведут учет органов по сертификации услуг, выданных (отмененных) сертификатов соответствия и лицензий на применение знака соответствия;

· участвуют в работах по совершенствованию нормативной документации по сертификации услуг;

· обеспечивают публикацию информации о правилах и работах Системы.

Методические центры:

· разрабатывают организационно-методические документы по сертификации услуг;

· формируют и совместно с техническими комитетами по стандартизации ведут фонд нормативных документов;

· обеспечивают документами участников Системы.

Методические центры в основном работают при центральных органах по сертификации услуг. Потребность в них возникла при сертификации услуг в связи со слабой нормативной базой, отсутствием стандартов на потребительские свойства и требования безопасности услуг. В качестве методических центров, как правило, утверждаются отраслевые НИИ (например, НИИАТ - автосервис, автоперевозки).

Функции аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий аналогичны соответствующим структурам систем сертификации продукции.

Состав участников Системы сертификации услуг постоянно изменяется и трансформируется в соответствии с меняющимися условиями практики сертификации. В настоящее время в Системе сертификации услуг ГОСТ Р аккредитовано более 200 органов по сертификации услуг утверждено пять центральных органов по сертификации. Среди них такие как Госкомитет по туризму и спорту - по туристическим услугам, Минтранс - по автоперевозкам и автосервису, и др.

2. 5 Порядок проведения сертификации работ и услуг

Сертификация услуг (работ) осуществляется в последовательности, аналогичной проведению сертификации продукции и предусматривает:

· подачу заявки на сертификацию;

· рассмотрение и принятие решения по заявке;

· оценку соответствия услуг (работ) установленным требованиям;

· принятие решения о выдаче сертификата;

· выдачу сертификата и лицензии на применение знака соответствия;

· проведение инспекционного контроля сертифицированных услуг (работ).

Таблица 2.1 Схемы сертификации услуг и работ

 
Номер схемы Оценка выполнения работ, оказания услуг Проверка (испытания) результатов работ и услуг Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг  
1 2 3 4  
1 Оценка мастерства исполнителя работ и услуг Проверка (испытания) результатов работ и услуг Контроль мастерства исполнителя работ и услуг  
2 Оценка процесса выполнения работ, оказания услуг Проверка (испытания) результатов работ и услуг Контроль процесса выполнения работ, оказания услуг  
3 Анализ состояния производства Проверка (испытания) результатов работ и услуг Контроль состояния производства  
4 Оценка организации (предприятия) Проверка (испытания) результатов работ и услуг Контроль соответствия установленным требованиям  
5 Оценка системы качества Проверка (испытания) результатов работ и услуг Контроль системы качества  
6 Оценка системы качества Рассмотрение декларации о соответствии (с прилагаемыми документами) Контроль качества выполнения работ, оказания услуг  
7 Оценка системы качества Рассмотрение декларации о соответствии (с прилагаемыми документами) Контроль системы качества  
         

При проведении сертификации услуг (работ) в силу их особой специфики используются следующие семь схем (табл. 2.1).

Схема 1 применяется для работ и услуг, качество которых предусматривает оценку мастерства исполнителя (образование, опыт работы, знание нормативной документации и т. д.), выборочную проверку результатов работы, а также инспекционный контроль. Схему рекомендуется применять для сертификации услуг, оказываемых индивидуальными предпринимателями и небольшими предприятиями.

Схема 2 предусматривает оценку процесса оказания услуги (проведения работ) через проверку технологического процесса, мастерства исполнителя, условий обслуживания, безопасность и стабильность процесса. Оценку процесса оказания услуги по схеме 2 можно осуществить также через оценку системы качества (схема 7).

Схема 3 применяется при сертификации производственных (материальных) услуг, например при ремонте и изготовлении изделий по индивидуальным заказам и т. п. Инспекционный контроль осуществляется путем выборочной проверки результатов услуги.

Схема 4 предусматривает оценку (аттестацию) предприятия, организации. При этом оценивают не только качество выполнения работ и оказания услуг по критериям схемы 2, но и правильность присвоения предприятию определенной категории, класса, звездности. Инспекционный контроль может осуществляться с использованием социологических методов. Схему 4 рекомендуется применять при сертификации крупных предприятий сферы услуг.

Схему 5 рекомендуется применять при сертификации наиболее опасных работ и услуг (медицинских, по перевозке пассажиров и пр.). Схема предусматривает сертификацию системы качества (схема 7) и последующий инспекционный контроль за стабильностью ее функционирования. Может применяться при сертификации всех видов услуг (работ).

Сертификация по схемам 6 и 7 осуществляется с использованием декларации о соответствии с прилагаемыми к ней документами, подобно сертификации продукции по схемам 9 и 10. Схему 6 применяют при сертификации работ и услуг небольших предприятий, зарекомендовавших себя как исполнители работ и услуг высокого уровня качества. Схему 7 применяют при наличии у исполнителя системы качества. Оценка выполнения работ, оказания услуг при этом будет заключаться в обследовании предприятия с целью подтверждения соответствия работ и услуг требованиям стандартов системы качества.

Учитывая специфику объектов сертификации, при проверке результатов работ и услуг кроме инструментальных и лабораторных методов широко используются социологические и экспертные методы (оценка качества через опрос клиентов; дегустация блюд; контроль знаний обучающихся и т. п.).

Заключение

Принаписании моей работы были сделаны следующие выводы:

Сертификация - это процедура подтверждения соответствия продукции (работ, услуг) установленным требованиям. Это процедура осуществляется независимой от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организацией, которая удостоверяет в письменной форме, что продукции, работы, услуги, а также процессы, системы качества и другие объекты соответствуют установленным требованиям.

Целями осуществления сертификации являются:

· создание условий для деятельности предпринимателей на едином товарном рынке РФ, для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве, международной торговле;

· содействие потребителям в компетентном выборе продукции;

· защита потребителя от недобросовестности изготовителя, продавца, исполнителя;

· контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья, имущества;

· подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

Специально уполномоченным органом исполнительной власти в области сертификации является Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии (Госстандарт России), который:

· формирует и реализует государственную политику в области сертификации;

· устанавливает общие правила и рекомендации по проведения сертификации на территории РФ и публикует официальную информацию о них;

· проводит государственную регистрацию систем сертификации и законов соответствия, действующих в РФ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: