Специализации в метаниях

 

Группа легкоатлетических метаний объединяет 7 видов олимпийской программы (4 – мужчины и 4 – женщины). По характеру двигательного действия, методике подготовки на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства все метания делят на 4 группы: толкание ядра, метание диска, метание молота, метание копья.

На этапе начальной специализации будущие толкатели ядра и метатели диска объединяются в одну группу. Возможно, на 1-м и 2-м годах занятий в учебно-тренировочных группах подключение к ним и юных метателей молота. В процессе многолетней тренировки очень важно постоянно придерживаться дидактических принципов доступности и постепенности. Для этого в разных возрастных группах используют снаряды различного веса. В Германии в 10-11-летнем возрасте в занятия включаются только толкание ядра и метание мяча. В Финляндии метают все снаряды уже с 11летнего возраста. В нашей стране все метания разрешаются проводить с 11 лет, а метание копья – только с 14 лет. К сожалению, наши предприятия мало выпускают детских снарядов различного веса, а копья поступают в спортивные школы только двух стандартных весов – 600 и 800 г. [43]

Дальность полета снаряда зависит от угла его вылета и начальной скорости в этот момент. В то же время оптимальный угол вылета будет зависеть от высоты, на которой снаряд покидает руку метателя, от скорости, сообщаемой снаряду в стартовом разгоне, от отношения величины силы воздействия на снаряд к весу снаряда. В финальном усилии снаряду сообщается 60-85% начальной скорости (за исключением метания молота – только 15-25%). А это значит, что уже на ранних этапах многолетней тренировки, при совершенствовании техники метаний, вес снаряда должен быть адекватен максимальной силе воздействия на него [31].

В ходе всего процесса метания сила к снаряду должна прилагаться непрерывно, а спортсмен должен поддерживать движение снаряда с ускорением, причем увеличение силы или пути ее воздействия будет увеличивать скорость вылета снаряда. Однако важно не только иметь большую силу, но и уметь мобилизовать ее в короткий промежуток времени. Эти качества воспитываются у легкоатлетов на протяжении многих лет. Раннее начало занятий с тяжелыми снарядами способствует закреплению неверных навыков метания. Кроме того, метание тяжелого снаряда, особенно ядра, может привести к травмам кисти. Использование тяжелых снарядов в тренировках и соревнованиях юношей приводит к появлению навыков выхода из круга и заступов, так как недостаток силы юный метатель часто стремится компенсировать чрезмерным «навалом» на снаряд. Таким образом, для каждого возраста должны быть свои снаряды соответствующего веса, а торопиться с переходом на более тяжелые снаряды нецелесообразно, так как это отрицательно влияет на формирование техники и ритма метания [1, 10].

Склонность детей к тем или иным видам метаний определяется на 2-3м году занятий, поэтому только после прохождения курса общей специализированной подготовки в метаниях следует переходить к совершенствованию техники движений отдельного вида.

Использование легких снарядов в раннем возрасте способствует созданию у метателя правильного ритма движений, что дает возможность выпускать снаряд с высокой скоростью под необходимым углом. Постоянно повышая силовые возможности, увеличивают и вес снаряда, сохраняя необходимые ритм движения, скорость и угол вылета.

Обучение техники начинается с главного элемента – финального усилия, которое необходимо правильно выполнять, последовательно используя усилия, развиваемые ногами, туловищем и рукой, как без смены ног, так и с перескоком. До тех пор пока спортсмен не овладеет финальным усилием, выполняя метание с легким снарядом и имитируя движение, не следует переходить к изучению разбега [23]. 

Однако для метания копья это правило не совсем подходит. В этом виде следует несколько раньше, чем в других, переходить к метанию с нескольких (обычно с трех) шагов разбега, при этом следует требовать от занимающегося создания ощущения твердой опоры под ногами. Метанию копья следует начинать обучать с вспомогательных снарядов - камней, хоккейных мячей, легких ядер (менее 0,5 кг).

Применяя вспомогательные снаряды, юному метателю не обязательно следить за точностью приложения усилий в ось снаряда. Он может полностью сосредоточить свое внимание на изучении других сложных деталей техники. После того как ритм движений с вспомогательным снарядом будет освоен, спортсмену будет легче научиться попадать в ось копья. При метании основного снаряда необходимо следить за тем, чтобы взгляд метателя и наконечник копья были направлены на определенный ориентир (дерево, столб и т. п.).

Важной задачей обучения метанию копья является изучение бега со снарядом, эта задача решается параллельно с изучением финального усилия.

При обучении метанию молота финальное усилие изучается параллельно с предварительными поворотами. Основным средством обучения является вращение снарядов разного веса правой, левой и обеими руками с последующим выбросом снаряда в сторону сектора. После овладения предварительными вращениями и финалом переходят к изучению поворотов и наиболее трудоемких элементов техники. Обучение начинается с имитации поворотов. Не следует задерживаться на метании молота с одного и двух поворотов, так как это тормозит дальнейшее образование навыка. Метать следует с трех и четырех поворотов. Нужно уже с имитационных упражнений учить занимающегося необходимому ритму метания, а также умению выполнять повороты с увеличением скорости [22].

Имитационные упражнения играют большую роль в обучении технике толкания ядра и метания диска. Особенно важны эти упражнения при изучении скачка, поворотов и овладении элементами перехода от разбега к финальному усилию. При обучении целесообразно выполнять вспомогательные упражнения: толкание и метание ядер, набивных мячей от груди, из-за головы, из разных исходных положений - стоя лицом, боком и спиной к сектору толкания ядра в цель с постепенным увеличением расстояния.

При обучении и совершенствовании техники метаний используются расчлененный и целостный методы обучения. Хорошая техническая подготовленность метателей может оцениваться показателями разности результатов в метании с разбега и с места: ядро - 1,1-1,4 м; диск – 7-9 м, копье – 15-18 м.

Если в соревнованиях юных метателей обычно используются облегченные снаряды, то в тренировочном процессе должны использоваться снаряды различного веса - легкие, нормальные и утяжеленные. В этом процессе должны также соблюдаться постепенность перехода от одних снарядов к другим.

На этапе начальной специализации (13-17 лет) необходимо одновременно совершенствовать техническое мастерство и физические качества юных спортсменов. Особое значение приобретает воспитание скоростно-силовых способностей метателя. На этом этапе должны широко использоваться неспецифические средства, такие, как: прыжки, упражнения с отягощениями, гимнастические и акробатические упражнения и упражнения из всех видов легкоатлетических метаний. Этим скоростно-силовым упражнениям на этапе отводится около 50% времени занятий. К концу этапа доля неспецифических скоростно-силовых упражнений уменьшается в пользу специальных. Упражнения со штангой включаются в большем объеме также на этапе спортивного совершенствования (17-19 лет). Для воспитания силы и скоростно-силовых качеств используются упражнения с малыми, средними отягощениями, со штангой большого и максимального весов.

Максимальным весом для юношей считается вес на 10-20 кг выше, а для девушек на 10-15 кг ниже собственного веса. Максимальные отягощения должны применяться не чаще одного раза в неделю [14].

В тренировку юных метателей должны включаться разнообразные упражнения: спринтерский бег на дистанции 20-60 м, прыжки с места и с разбега (длина, высота, тройной) и медленный бег до 1,5-2 км для развития аэробных возможностей и выносливости.

Метания представляют собой упражнения со сложнокоординационной структурой. При этом специфика выполнения разбега, как прямолинейного, так и вращательного, требует основательной подготовки вестибулярного аппарата, устойчивости организма к воздействию вестибулярных раздражителей и физическому утомлению. Возникающее в процессе тренировки вегетативное и сенсорное утомление характерно для состояния укачивания [35, 39].

Поэтому для метателей необходим подбор разнообразных упражнений, выполняемых на фоне раздражения вестибулярного аппарата при перемещениях тела по отношению к силам гравитации и опоры. Это обеспечит необходимую устойчивость к такому виду утомления и сохранит необходимую ориентацию движений.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: