Акаталептос, фантаси'я

По терминологии стоиков, представление, которое, по своему характеру противоположно каталептическому, т.е. неясное, неполное представление о реальности.

 

Академия.

Так называлась школа Платона (по имени героя Акадэма). Можно выделить следующие фазы в истории "Академии": математизированная, антиметафизическая, скептико-диалектическая. Филон из Лариссы сообщил ей направленность пробабилизма. Наконец, Антиох (или "пятая" Академия) придал ей окраску догматического эклектизма. Около 86 г. до н.э. Академия прекратила свое существование.

 

Симбебекос, акциденция.

Аристотель сделал этот термин техническим. В нем выделяются два смысла: 1) то, что принадлежит вещи не всегда, не по преимуществу, но иногда; 2) то, что ей принадлежит, но не входит в сущность самой вещи. Случайность есть наиболее слабое бытие, "нечто близкое к небытию". Основа случайного (акциденции) - материя, граничащая с чистой потенциальностью, и, будучи непредсказуемой по части причин, не может быть объектом науки.

 

Гидор.

Вода, начало всех вещей, по Фалесу. Для Эмпедокла, вода - один из четырех корней. Аристотель полагал воду одним из четырех элементов подлунного мира.

 

Акроаматико'с.

От слова "акроама" - устная лекция, то, что не предназначено для публики, для записи. Такие сочинения также назывались эзотерическими, т.е. для круга учеников школы.

 

Адиафория.

Термин, означающий поведение в духе всеобщего безразличия, которое, согласно стоикам и радикалам (подобно Аристону и Гериллу), должен сохранять мудрец перед лицом вещей, находящихся между добродетелью и пороком, воздерживаясь от движения к одному или другому полюсу. По Эгезию (один из киренаиков), адиафория - способ нейтрализации зла. Согласно скептикам, адиафория - это онтологическая индифферентность вещей.

 

Адоксия.

Недостаток величия и славы. Антисфен считал адоксию благом. Кратет видел в ней, наряду с бедностью, основу добродетели мудреца. Пиррон отождествлял адоксию с отказом от мнений и суждений (как положительных, так и отрицательных).

 

Афасия.

Ничего-не-произносить-о-природе-вещей (см. эпохэ).

 

Патос.

Страсть, аффект, возмущение души, вредные ее мутации.

 

Сингенейя.

Сродство, общность. Три уровня понятия: онтологический (структурная однородность мира вещей), антропологический (подобие души миру идей), религиозный (идея богоподобности человека).

 

То агатон.

Благо. Сумма всех ценностей в античной философии.

 

Агносия.

Недостаток знания, невежество (у Сократа и гностиков).

 

Аллегория.

Образ, фигура, выражение понятия, идей, скрытых от непосредственной видимости, прорастание смысла.

 

Гетеротэс, татерон.

Другой, отличный (по Платону, гетеротэс - один из пяти родов бытия).

 

Филия.

Любовь, склонность (по Эмпедоклу, причина встречного движения четырех элементов).

 

Хэксис, хабитус (лат).

По терминологии Аристотеля, предрасположенность вещи или существа к добру или злу, как в себе, так и по отношению к другим.

 

Анайдейа.

Свобода действия, граничащая с непристойностью (Киники).

 

Аналитикэ, эпистемэ.

Термин Аристотеля, позже - основная часть логики. Познание.

 

 

Аналогия.

В узком смысле - правильное соотношение между двумя или несколькими предметами, пропорциональность, соразмерность, соответствие, в логике, идентичность отношений между предложениями.

 

Анамнесис.

Воспоминание, реминисценция (по Платону - основа познания).

 

Анаподейктос.

Нечто самоочевидное, не нуждающееся в доказательстве.

 

Ангелой.

Ангелы, бестелесные существа, функция которых - посредничество между богом и людьми (упоминаются Филоном Александрийским, затем неоплатониками).

 

Дзоон.

Существо, наделенное жизнью и душой (животное).

 

Политикой дзоон.

Определение человека как общественного животного (Аристотель).

 

Дзоон логикой.

Рациональное животное (у Платона и Аристотеля).

 

Аномалия.

Ситуация беспорядка, имеющая место в бытии (по Энезидему, приводящая к сомнению).

 

Антропос.

Человек. Согласно герменевтической философии, бестелесное божественное существо.

 

Антология.

Противоречие. По Протагору, техника усиления наиболее слабого аргумента.

 

Антиномия.

Оппозиция между двумя законами (Апория).

 

Антирресис.

Противоречие. Техника опровержения, использованная скептиками для обоснования приостановки суждения (см. эпохэ).

 

 

Апатейя, апатия.

Бесстрастность, моральный идеал скептиков.

 

Апейрон.

Бесконечное, безграничное, беспредельное, неопределенное по качеству (Анаксимандр).

 

Апокатастасис.

Восстановление, реконструкция.

 

Аподейктикос.

Доказательство, демонстрация.

 

Апофасис, апофатикос.

Отрицание, отрицательное суждение (Аристотель).

 

Апония.

Отсутствие страдания и наказания.

 

Файноменон, феномен.

Видимость, явление, кажимость.

 

Орексис.

Аппетит.

Причина движения животных, по Аристотелю.

 

Алогос.

Две части души, лишенные, по Платону, разума.

 

Архэ'.

Первая и последняя реальность всех вещей (термин Анаксимандра).

 

Аретэ.

Добродетель (точнее, по Платону, особая активность вещей и существ в соответствии со своим предназначением).

 

Аэр.

Воздух, первоначало, по Анаксимену.

 

Гармония.

Термин космологии, антропологии, этики, музыки (берет начало от Гераклита).

 

Те'хнэ.

Искусство. Универсальное познание и его практическое применение.

Аскезис.

Аскеза, упражнение, жизненная практика темперирования тела и души под воздействием физических перегрузок.

 

Aсинкататезис.

Род активности души, согласной с чувственными представлениями.

 

Гомойосис то тео.

Уподобление Богу, моральный идеал, по Платону.

 

Аксиома.

Интуитивно верное предположение (Аристотель).

 

Атопон.

Абсурд - то, что онтологически, а потому и логически, невозможно.

 

Афайресис.

Операция отделения в уме особенностей вещей, которые в реальности не отделены.

 

Астрология'.

Паранаучная доктрина о влиянии звезд на человека

 

Астрономия'.

Наука, наиболее сходная с философией.

 

Атараксия.

Невозмутимость мудреца.

 

Атеотэс, атеос.

Атеизм. Безбожие или безразличие к Богу.

 

То атомон.

Неделимое, по Левкиппу и Демокриту.

 

Та гипархонта.

То, что приписывается объекту неслучайным образом.

 

Атифи'я.

Отсутствие иллюзий (Антисфен).

 

Автаркия.

Автаркия, автономия, самодостаточность.

 

 

Автогенетлос.

Интеллект Создателя как самопорожденного.

 

60. аутопсия.

Буквально означает: видеть собственными глазами. Как медицинский термин в патологоанатомической практике означает вскрытие тела.

 

Праксис, енергейя.

По Аристотелю, онтологическая характеристика движения в его специфической форме, вид законченного процесса.

 

То калон.

Прекрасное. Греческая теория прекрасного связана со следующими пятью фундаментальными понятиями: 1) меры, порядка, пропорции, определенного; 2) блага; 3) привилегированно интеллигибельного, "необычно очевидного"; 4) Эроса; 5) истинного. По поводу первого предельно ясно выразился Платон: "нет сомнений, что мера и пропорция суть красота в чем бы то ни было" ("Филеб"). Тесная связь между Прекрасным и Благом характерна для греческой ментальное(tm) вообще. Платон и Плотин сделали очевидной связь между Красотой и Эросом, видя в эротике путь к Абсолюту через Прекрасное. Кроме того, Бытие совершенное не может не быть в то же время Прекрасным, Благом, Правдой.

 

То термон.

Горячее, тепло. Это понятие фундаментально для космологии Анакси-мандра, а также в онтологии Стратона. Термон - начало всех качественных различий. Огонь и пневма, горячее дыхание, согласно стоикам, образуют силу, творящую природу.

 

Канон.

Критерий, норма. Техническим термином становится, начиная с Эпикура. "Канон" - название его книги о критерии истины и норме блага и зла.

Хаос.

Начало, из которого античные теогонии (особенно Гесиод) выводили Богов и все вещи. Хаос имеет два основных смысла: 1) беспорядок и смешение, 2) нечто, размещенное в пустом пространстве.

 

Характер, этос.

Специфическая черта поведения человека, его привычный способ действий. Наиболее известное феноменологическое описание характеров составил Теофраст.

 

Харис, атапэ.

Понятие любви как бескорыстного дара отсутствует в греческой мысли. Впервые тематика "харис" разрабатывается Филоном Александрийским на основе библейской теологии и теории творения как дара.

 

Аутоматос.

Случайное событие, случай. То, что произведено неопределенной причиной. Понятие случая тесно связано с понятием фортуны. Натуралисты (включая атомистов) принимали принцип господства Необходимости. Лишь у Эпикура случай становится причиной, продуцирующей вещи (теория "отклонения атомов"). Согласно стоикам, люди говорят о случае, когда неспособны понять причины событий.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: