Особенности реализации промышленной политики в городе Севастополе

Промышленность является одним из ключевых элементов развития национальной экономики. В наиболее развитых регионах Российский Федерации отрасли, связанные с промышленностью, занимают наибольшую долю в структуре валового регионального продукта. Следовательно, развитие как субъектов федерации, так и в целом государства существенно зависит от уровня развития данной отрасли экономики. Исходя из этого, на федеральном и региональном уровне реализуются различные меры управления, координации и поддержки субъектов промышленности [1].

Промышленная политика субъекта федерации – это совокупность правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие промышленного потенциала региона, повышения конкурентоспособности продукции, сбалансированное развитие отраслей промышленности в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона [2].

В городе Севастополе основополагающим нормативным правовым актом в сфере промышленной политики является закон города Севастополя от 18.12.2015 № 219-ЗС «Об основах промышленной политики города Севастополя» (закон № 219-ЗС), который определяет полномочия органов государственной власти и способы их реализации в целях развития промышленности.

Указанным нормативным правовым актом предусмотрены следующие виды поддержки субъектов промышленности:

1. Финансовая поддержка субъектов деятельности в сфере промышленности города Севастополя [2]. Осуществляется посредством различных льгот и преференций, которые не противоречат федеральному законодательству. В г. Севастополе предоставляется субсидия для частичной компенсации процентной ставки
по кредитам в соответствии с порядком, утвержденным
постановлением Правительства Севастополя № 255-ПП от 30.03.2017 [3].
Компенсация части процентной ставки произведена предприятию «Севмормаш-2М» в размере 60,1 тыс. рублей [5].

2. Имущественная поддержка субъектов деятельности в сфере промышленности города Севастополя [2]. На текущий момент указанная мера поддержки не реализовывалась.

3. Поддержка инновационной и научно-технической деятельности при реализации промышленной политики города Севастополя [2]. Данная деятельность регулируется постановление Правительства № 257-ПП от 30.03.2017. В 2017 средства на указанные мероприятия были исполнены в полном объеме – 14,810 млн рублей: предоставлено 4 субсидии предприятиями ООО «Уранис», ООО «Центр упаковки и дизайна», ООО «Завод Молот-Механика», ООО «Севлит». Прирост производства составил более 30 % [4, 5].

4. Информационно-консультационная поддержка субъектов деятельности в сфере промышленности города Севастополя [2]. 13 предприятий приняли участие в коллективных экспозициях и выставках с целью привлечения инвесторов. На указанную поддержку бюджетом города было предусмотрено 1,25 млн рублей [5].

5. Поддержка субъектов деятельности в сфере промышленности в сфере развития кадрового потенциала [2]. В 2017 году в рамках содействия в подготовке кадров для промышленных предприятий города было принято участие в научно-практической конференции под названием «Актуальные направления развития системы профессиональной ориентации молодежи». Также на предприятиях промышленности была проведена «Неделя без турникетов». В добавок, на предприятиях промышленности был проведен отбор по направлениям сварочные технологии и электромонтаж для участия во II Региональном чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) [5].

Несмотря на осуществление различных мероприятий, в городе Севастополе существует ряд проблем при реализации промышленной политики и, в частности, при применении упомянутых мер стимулирования:

1. Неразвитость банковского сектора не позволяет промышленным предприятиям в должном объеме привлекать средства. Данная проблема могла бы быть решена посредством создания государственного фонда развития промышленности города Севастополя, который может быть создан согласно статье 14 закона № 219-ЗС. Однако, по подсчетам сотрудников отдела, где мною была пройдена практика, в данный фонд необходимо привлечь порядка 1 млрд рублей средств. На данный момент, с учетом дефицита бюджета, это сделать невозможно.

2. Исходя из данный отчета о деятельности Департамента экономического развития города Севастополя, а также выводов моей курсовой работы, можно сделать вывод о старении кадров на предприятиях. В развитых промышленных регионах соотношение студентов, получающих среднее специальное (будущие работники предприятий, в т.ч. промышленных) и высшее приближено к 1, а в городе Севастополе студентов, получающих высшее образование в 4 раза больше.

3. Ограниченность бюджетных средств для реализации мер по финансовой поддержке промышленных предприятий при высоких критериях к участникам конкурса. В договоре устанавливается показатель результативности использования субсидии (прирост объемов производства должен составлять более 30 % по отношению к предыдущему году).

Между тем, можно наблюдать положительную динамику в развитии промышленности в городе (индекс промышленного производства более 100 процентов по итогам за 2017 год и также наблюдается положительная динамика в 2018 году), что, в свою очередь, позволяет привлечь дополнительный доход в бюджет города от налогов и в последствии выделять больший объем средств на поддержку предприятий промышленности.


 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: