Изучение одного из механизмов реализации промышленной политики в городе Севастополе

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА

Филиал Московского государственного университета

Им. М.В. Ломоносова в городе Севастополе

Факультет экономики и управления

 

УТВЕРЖДАЮ

_____________________

 

ФИО

Руководитель

практики от кафедры

 

Отчет

 

СТУДЕНТА 202 ГРУППЫ

 

Гладких АлександрА АлександровичА

О прохождении УЧЕБНОЙ практики

В Управлении БАЗОВЫХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ ДЕПАРТАМЕНТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ


 


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

РАЗДЕЛ I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕСТА (БАЗЫ) ПРАКТИКИ.. 4

1.1 Департамент экономического развития города Севастополя. 4

1.2 Управление базовых отраслей экономики. 5

1.3 Нормативно-правовые основы функционирования организации. Регламенты.. 7

1.4 SWOT анализ. 7

Выводы.. 9

РАЗДЕЛ II КАДРОВОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДАЛЕНИЙ, РАБОЧИХ МЕСТ. 11

2.1 Методы управления в организации. 11

2.2 Кадровое обеспечение. 12

2.3 Схема документооборота в организации. 13

2.4 Система электронного документооборота. 14

2.5 Техническое оснащение и необходимые навыки. 15

Выводы.. 18

РАЗДЕЛ III ОПИСАНИЕ ЛИЧНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ, РЕАЛИЗУЕМЫХ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ И ПРАКТИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДОСТИГНУТЫХ В ПРОЦЕССЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ.. 19

3.1 Личные функциональные обязанности и практические результаты.. 19

3.2 Изучение одного из механизмов реализации промышленной политики в городе Севастополе. 20

Выводы.. 20

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.. 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ... 24

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Учебная практика является составной частью учебного процесса. Её основная
цель – закрепление и углубление теоретических знаний, а также приобретение практического опыта по специальности «Государственное и муниципальное управление». Мною была пройдена практика в отделе промышленной политики и оборонно-промышленного комплекса Управления базовых отраслей экономики Департамента экономического развития города Севастополя.

Перед прохождением практики мною были поставлены следующие задачи:

– изучить структуру организации;

– ознакомиться с механизмом делопроизводства в организации, его принципами;

– ознакомиться с системой электронного документооборота (СЭД);

– ознакомиться с системой документооборота в организации, составить схему;

– использовать на практике полученные знания по специальности «Государственное и муниципальное управление»;

– ознакомиться с нормативной базой, на основании которой функционирует организация, а также с регламентами и другими нормативными правовыми актами (далее – НПА), которые обеспечивают ее деятельность;

– сформулировать выводы и рекомендации после проделанной работы.

Руководителем практики от организации являлась начальник отдела промышленной политики и оборонно-промышленного комплекса Виолетта Вениаминовна Воробьева.

Мною выполнялась работа на разных этапах подготовки документов наряду со специалистами отдела, которая подробно описана в разделе III отчета о прохождении учебной практики.


 

РАЗДЕЛ I
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕСТА (БАЗЫ) ПРАКТИКИ

 

1.1 Департамент экономического развития города Севастополя

Департамент экономического развития города Севастополя (далее – Департамент) – орган исполнительной власти, осуществляющий реализацию государственных полномочий в сфере экономической, промышленной и инвестиционной политики на территории города Севастополя. Целью функционирования данного органа является обеспечение устойчивого социально-экономического развития.

Департамент обладает правами юридического лица, имеет обособленное имущество (помещения, жилой фонд, средства связи, техническое и транспортное оборудование, прочие технические средства, которые закрепляются за Департаментом на праве оперативного управления), самостоятельный баланс, лицевой счет в Управлении федерального казначейства по городу Севастополю, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, иные печати, штампы и бланки со своим наименованием.

Департамент вправе от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, выступать истцом, ответчиков, третьим лицом в судах.

Целью деятельности департамента является обеспечение устойчивого социально-экономического развития, конкурентоспособности производимой в городе продукции, общего повышения благосостояния населения посредством реализации различных проектов (в т.ч. с применением механизма государственно-частного партнерства).

Департамент экономического развития города Севастополя включает в себя четыре управления: экономического развития и реализации государственных программ; инвестиционного климата и содействия предпринимательству; базовых отраслей экономики; сопровождения инвестиционных контрактов [7].

Рис. 1.1 – Структура ДЭР

Источник: составлено автором на основании Структуры и штатной численности Департамента экономики города Севастополя [].

 

Мною практика была пройдена в отделе отделе промышленной политики и оборонно-промышленного комплекса Управления базовых отраслей экономики Департамента экономического развития города Севастополя.

 

1.2 Управление базовых отраслей экономики

Управление базовых отраслей экономики (далее – управление) – одно из трех структурных подразделений Департамент экономического развития города Севастополя. Основными целями деятельности управления являются:

1. Повышение эффективности промышленного производства в г. Севастополе, конкурентоспособности продукции промышленных предприятий.

2. Обеспечение устойчивого развития промышленного комплекса, и повышения уровня жизни и занятости населения.

3. Формирование эффективно функционирующих отраслей промышленности, обеспечивающего повышение доходности промышленных предприятий.

4. Создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сфере промышленного комплекса.

Управление наделено соответствующими полномочиями в целях решения поставленных перед ним целей и задач. На рис 1.2 представлена структура управления [11].

Рис 1.2 – Структура Управления базовых отраслей экономики ДЭР

Источник: составлено автором на основании Структуры и штатной численности Департамента экономики города Севастополя [].

 

Управление базовых отраслей экономики включает в себя три отдела:

1. Отдел правового обеспечения и мобилизационной работы. В сфере правового обеспечения деятельности Управления организует документооборот и делопроизводство в целом, рассматривает устные и письменные обращения граждан, готовит предложения по корректировке штатного расписания и структуры Управления, готовит предложения о проведении аттестации, поощрении, назначении, перемещении гражданских служащих и так далее [8]. Численность отдела – 5 человек (1 заместитель начальника управления-начальник отдела, 1 заместитель начальника отдела, 2 главных специалиста-эксперта, 1 ведущий специалист) [6].

2. Отдел промышленной политики и оборонно-промышленного комплекса. Принимает участие в формировании, разработке, реализации и определении стратегии развития государственной политики в сфере промышленного производства (в том числе – в ОПК) в целях обеспечения устойчивого развития и повышения конкурентоспособности предприятий Севастополя. Разрабатывает проекты программ по развитию промышленного комплекса города Севастополя. Осуществляет отдельные функции согласно ФЗ «О промышленной политики в Российской Федерации» (поддержка) [10]. Численность отдела – 6 человек (1 заместитель начальника управления-начальник отдела, 1 заместитель начальника отдела, 1 главный специалист-эксперт, 3 главных специалиста) [6].

3. Отдел приоритетный отраслей экономики. Деятельность данного отдела схожа с отделом промышленной политики и ОПК, но в лишь в определенных (приоритетных) отраслях: судостроение, судоремонт, авиастроение, производства оптического оборудования, транспортных средств). Отдел осуществляет содействие развитию конкуренции и инновационного предпринимательства, разработка рекомендаций по стимулированию использования наукоемкий и энергосберегающих технологий на предприятиях [9]. Численность отдела – 6 человек (1 заместитель начальника управления-начальник отдела, 2 главных специалиста-эксперта, 3 главных специалиста) [6].

 

1.3 Нормативно-правовые основы функционирования организации. Регламенты

Департамент руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными актами федерального законодательства, законами города Севастополя, указами и распоряжениями Губернатора Севастополя, постановлениями и распоряжениями Правительства Севастополя, иными актами законодательства города Севастополя.

Департамент функционирует на основании Положения о Департаменте экономического развития города Севастополя, утвержденное постановлением Правительства Севастополя №870-ПП от 17.11.2017.

В отделе промышленной политики и оборонно-промышленного комплекса применяются следующие нормативно-правовые акты и регламента:

– ФЗ от 31.12.14 № 488 ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»;

– Закон города Севастополя от 18.12.15 № 219-ЗС «Об основах промышленной политики города Севастополя».

– Постановление от 30.03.2017 г. № 255-ПП «Об утверждении Порядка предоставления субсидий субъектам деятельности в сфере промышленности города Севастополя на компенсацию части процентной ставки по кредитам, полученным кредитных организациях».

– Постановление от 30.03.2017 г. № 257-ПП «Об утверждении Порядка предоставления субсидий субъектам деятельности в сфере промышленности города Севастополя (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям).

 

1.4 SWOT анализ

SWOT-анализ – один из самых распространенных методов, оценивающих в комплексе внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие компании (организации). Это анализ сильных и слабых сторон организации, а также возможностей и угроз.

В таблице 1.1 представлен SWOT анализ отдела промышленной политики Управления базовых отраслей экономики Департамента экономического развития города Севастополя.

Таблица 1.1 – SWOT – анализ управления

Сильные стороны Слабые стороны
1. Высокий уровень подготовки и квалификации работников. 2. Качественное обеспечение рабочего процесса нормативно-правовой базой. 3. Существенная интеграция рабочего процесса в систему электронного документооборота (СЭД), что, в случае хорошей работоспобности системы существенно ускоряет рабочий процесс.   1. Отсутствие единой операционной системы на всех компьютерах в структурном подразделении, что усложняет процесс работы с документами. 2. Взаимодействие с предприятиями исключительно на доверительной основе, ввиду отсутствия возможности лично контролировать все показатели (в т.ч. связано и с коммерческой тайной). 3. Дублирование функций сотрудниками отдела промышленной политики и по предоставлению информации, публикуемой Крымстатом в Минэкономразвития. (можно напрямую) 4. Низкое качество работы системы электронного документооборота (в частности – скорость; зачастую наблюдаются сбои).
Возможности Угрозы
 1. Развитие кадров, обучение новых специалистов. Высокий профессионализм работников структурного подразделения создает хорошую базу для подготовки как практикантов, так и «воспитания» следующего поколения работников в данной сфере, что позволит поддерживать высокий уровень качества работы организации. 2. Возможность оптимизации использования рабочего времени. Наличие всевозможных регламентов, инструкций позволяет ускорить исполнение документов, поручений и избежать различных споров, снижая работоспособность подразделения. 3. Возможность максимально интегрировать рабочий процесс в СЭД. При хорошем функционировании системы СЭД существует подобная возможность, что позволит увеличить производительность труда работников, а также существенно сэкономить бюджетные средства на обеспечение текущих нужд подразделения (бумага, канцелярские принадлежности, краска для принтера и так далее).   1. Снижение скорости рассмотрения документов, увеличение нагрузки рабочий персонал. Обусловлено материально-техническим обеспечением подразделения (разные операционные системы, нестабильность работы СЭД). Также связано с дублирование функций (п.3 слабых сторон). 2. Угроза принятия несвоевременных/некорректных решений ввиду получения недостоверной, несвоевременной либо неполной информации (от предприятий, Крымстата). Данный факт не позволяет специалистам составить точный прогноз и дать текущую оценку развития промышленности в г. Севастополе, что ставит под угрозу правильность принимаемых в последствии решений. Так как взаимодействие с негосударственными предприятиями осуществляется на доверительной основе, зачастую фиксируются факты несвоевременно подаваемой статистической информации для последующего составления прогнозов развития промышленности в г. Севастополе, что затрудняет принятие решений ввиду отсутствия исчерпывающей информации о ситуации в отраслях.  

Источник: составлена автором на основе личного наблюдения

 

Выводы

1. Департамент экономического развития города Севастополя является одним из ключевых структурных подразделений Правительства Севастополя, ответственный за обеспечение устойчивого развития города Севастополя. Департамент включает в себя 3 управления, общее количество штатных должностей – 79 единиц.

2. Управление базовых отраслей экономики делает упор на формирование и реализацию промышленной политики на территории города Севастополя в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития города – реализует главную цель функционирования Департамента экономического развития.

3. Департамент в своей деятельности руководствуется различными по иерархии нормативными правовыми актами. Данные документы можно условно разделить на базовые (Конституция, законы, регулирующие организацию государственной службы и так далее) и специальные (непосредственно связанные со сферой деятельности департамента).

4. В данном разделе был проведен SWOT-анализ деятельности организации на основании информации, полученной во время практики в отделе промышленности и ОПК Управления базовых отраслей экономики ДЭР. Был выявлен ряд сильных и слабых сторон, которые влекут за собой как возможности для развития организации, так и угрозы, препятствующие успешной ее деятельности. Существует хороший потенциал уменьшения затраты ресурсов на функционирования организации (трудовые и финансовые), однако, наряду с этим, существует и угроза снижения качества исполнения документов, составления прогнозов, реализации программ в следствие ряда факторов.

РАЗДЕЛ II
КАДРОВОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДАЛЕНИЙ, РАБОЧИХ МЕСТ

 

 

2.1 Методы управления в организации

Методы управления – это совокупность способов и средств воздействия управляющего субъекта на объект управления для достижения определенных целей. Выделают три вида методов управления: экономические, организационно-распорядительные (административные), социально-психологические.

Экономические методы управления заключается в воздействии субъекта управления на экономические интересы работников организации и целью обеспечения эффективной деятельности. Экономические интересы выражаются в размере заработной платы, премировании.

Организационно-распорядительные методы – оперативное воздействие субъекта управления на рабочий процесс в организации. Организационные методы рассчитаны на типовые ситуации (то есть создание основных правил, на основании которых функционирует организация, порядок организационной деятельности: устав, стандарты, правила оформления документов и так далее), распорядительные, в свою очередь, служат способом реагирования на конкретную ситуацию (приказ, постановление, распоряжение, инструктаж, рекомендация).

Социально-психологические методы управления основываются на мотивации исходя из потребностей личности, профессиональных связях людей, общении, творческой деятельности, инициируют творческую и профессиональную активность. К таким методам относятся:
       – моральное поощрение,

– убеждение, внушение,

– личный пример,

– регулирование межличностных и межгрупповых отношений,

– создание и поддержание морального климата в коллективе.

Отдельно стоит отметить значимость кодекса этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих города Севастополя.

Данный кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми следует руководствоваться государственным служащим города Севастополя и муниципальным служащим, независимо от замещаемой должности.

Целью кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения государственных и муниципальных служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета государственного муниципального служащего, доверия граждан к государственным органам и органам местного самоуправления и обеспечение единой нравственно-нормативной основы поведения государственных и муниципальных служащих [3].

Здесь прописаны требования к внешнему виду, к обращению со служебной информацией, к антикоррупционному поведению, к служебному общению. Ответственность за нарушение положений Кодекса.

Таком образом, Кодекс повышает эффективность работы государственных и муниципальных служащих Севастополя, увеличивает уровень доверия населения к власти.

 

2.2 Кадровое обеспечение

Кадровое обеспечение– это активная созидательно-организующая деятельность государства по реализации мер организационного, образовательного, экономического, управленческого характера, направленная на удовлетворение потребности государственных органов в кадрах определенной специализации и квалификации; система целенаправленных кадровых процессов по прогнозированию, планированию подготовки кадров, по обновлению и сохранению преемственности государственных служащих, их профессиональному развитию, стимулированию качества труда и служебного продвижения.

Количество должностей устанавливается штатным расписанием. Численность сотрудников ДЭР составляет – 78 человек. Управление базовых отраслей экономии насчитывает 18 единиц персонала: 1 начальник управления, 6 единиц – отдел промышленной политики и ОПК, 5 единиц – отдел правового обеспечения и мобилизационной работы, 6 единиц – отдел приоритетных отраслей экономики [6].

Набором кадров занимается Департамент аппарата губернатора и Правительства Севастополя. Условия и порядок поступления на государственную гражданскую службу города Севастополя основаны на общих принципах законодательства о государственной гражданской службе. Данная деятельность основывается на Федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и на Законе города Севастополя от 03.06.2014 №23-ЗС «О государственной гражданской службе города Севастополя».

 

2.3 Схема документооборота в организации

График документооборота – это индивидуально разработанная схема взаимодействия всех подразделений предприятия от момента создания (получения) документа до момента его передачи в архив (в места хранения). В Управлении Базовых отраслей экономики ДЭР документооборот выглядит следующим образом (рис 2.1)

 

Рис. 2.1 – Документооборот в отделе промышленной политики и ОПК в общем виде

Источник: составлено автором.

 

Документ может быть подан в канцелярии различных ведомств (Прокуратуры, Правительства РФ, Правительства Севастополя, Законодательного собрания и т.д.). В соответствии с ФЗ № 59 от 02.05.06 документ перенаправляется в канцелярию ДЭР (в соответствии с компетенцией). В случае, если автором документа является какое-либо из указанных ведомств, то документ направляется в канцелярию ДЭР.

Прямая связь (оранжевые стрелки).

Канцелярия ДЭР регистрирует документ и направляет его директору Департамента. В свою очередь, директор Департамента передает документ в управлении в соответствии с его компетенцией, затем начальник управления перенаправляет документ в соответствующий отдел. Заместителем начальника управления-начальником отдела назначается специалист, ответственный за исполнение документа.

Обратная связь (зеленые стрелки).

После исполнения документа он поэтапно согласуется с каждым вышестоящим звеном в организации и отправляется за подписью директора ДЭР. В случае, если рассматривалось обращение гражданина или юридического лица, то исходящий документ подписывается начальником управления базовых отраслей экономики.

Существенным направлением деятельности отдела является участие в выдаче субсидий промышленным предприятиям. Механизм подробно описан в разделе 3 части 2 отчета. Схематически это представлено на рисунке 2.2.

Рис 2.2 – Схема документооборота при выдаче субсидий промышленным предприятиям

Источник: составлено автором.

 

2.4 Система электронного документооборота

Система электронного документооборота в Правительстве Севастополя – автоматизированная информационная системы юридически значимого электронного документооборота исполнительных органов государственной власти (далее – ИОГВ) города Севастополя, включающая системное и прикладное программное обеспечение.

Временный порядок работы с документами в автоматизированной информационной системе юридически значимого электронного документооборота в Правительстве города Севастополя в период опытной эксплуатации системы.

В ИОГВ, где данная система не внедрена, делопроизводство осуществляется в соответствии с инструкцией по делопроизводству, на бумажных носителях. Соответственно, и входящие документы, и исходящие – на бумаге.

Входящие документы, направляемые по резолюции Губернатора города Севастополь и его заместителей в другие ИОГВ города Севастополя, поступают в ИОГВ в электронном виде в системе Company Media. Оригинал документа остается в Управлении секретариата, делопроизводства и контроля.

Исходящие документы за подписью Губернатора города Севастополь и его заместителей, подготовленные в ИОГВ, где СЭД внедрена, направляются в Управление секретариата, делопроизводства и контроля в электронном виде через СЭД для передачи на подпись и регистрации.

Проект исходящего письма готовится в СЭД в текстовом формате (MS Word) и прикрепляется в РК Исходящего документа.

После согласования документа в электронном виде проект документа направляется в системе на подпись и регистрацию. Для отправки внешним адресатам документ распечатывается из системы и подписывается руководителем, за чьей подписью издается документ. Подписанный документ сканируется и регистрируется в СЭД сотрудниками Управления секретариата, делопроизводства и контроля. Отправка адресатам подписанного бумажного экземпляра исходящего документа осуществляется согласно текущему порядку работы.

Аналогичный алгоритм при работе с документами в рамках Департамента [12].

Можно выделить ряд преимуществ СЭД (перечисление)

1) Снижение вероятности рассмотреть документ после установленного срока, так как в системе СЭД внедрены напоминания;

2) Наличие возможности отследить стадию работы над документом;

3) Наличие механизма для межведомственной работы (к примеру, если обращение/поручение требует работы различных департаментов, то СЭД позволяет отследить, какие структурные подразделения и что выполнили). В результате работы нескольких структур, в чьем ведении находится обращение, решается задача более быстро и эффективно.

По сравнению с 2017 годом, существенно был расширен функционал СЭД, однако сохраняется такая проблема как низкая скорость работы (частые сбои, недоступность сервера).

 

2.5 Техническое оснащение и необходимые навыки

Рабочее место специалиста оснащено столом, компьютером с операционной системой Windows или Linux, принтером, сканером, сканером (связанным с системой электронного документооборота), интернетом, пакетом Microsoft Office и прочим ПО, канцелярскими принадлежностями, кондиционером, телефоном.

Должностной регламент утверждается директором Департамента. Он включает в себя базовые квалификационные требования, профессионально-функциональные и иные.

Базовые квалификационные требования

– Гражданский служащий, замещающий должность ведущего специалиста, должен иметь высшее образование не ниже уровня бакалавра.

– Для должности ведущего специалиста требование к стажу государственной гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, указанными в п. 2.2.1, не предъявляется.

– Гражданский служащий, замещающий должность ведущего специалиста, должен обладать следующими базовыми знаниями и умениями:

1) знанием государственного языка Российской Федерации (русского языка);

2) знаниями основ:

а) Конституции Российской Федерации,

б) Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»;

в) Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

г) Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

д) Устава города Севастополя;

е) Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 г. № 6-ЗС «О системе исполнительных органов государственной власти города Севастополя»;

ж) Закона города Севастополя от 03 июня 2014 г. № 23-ЗС «О государственной гражданской службе города Севастополя»;

з) Закона города Севастополя от 11 июня 2014 г. № 30-ЗС «О противодействии коррупции в городе Севастополе».

3) знаниями и умения в области информационно-коммуникационных технологий.

– Гражданский служащий, замещающий должность ведущего специалиста, должен обладать следующими умениями.

Общие умения:

- умение планировать, рационально использовать служебное время и достигать результата;

- коммуникативные умения;

Профессионально-функциональные квалификационные требования.

Гражданский служащий, замещающий должность ведущего специалиста, должен иметь высшее образование по направлениям подготовки (специальностям) профессионального образования «Экономика», «Государственное и муниципальное управление», «Региональная экономика», «Экономика и управление» либо среднее профессиональное образование, для которого законодательством об образовании Российской Федерации установлено соответствие данным направлениям подготовки (специальностям), указанному в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.

Гражданский служащий, замещающий должность ведущего специалиста отдела, должен обладать следующими профессиональными знаниями в сфере законодательства Российской Федерации и законодательства города Севастополя:

1) Бюджетный кодекс Российской Федерации;

2) Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

3) Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

4) Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;

5) Федеральный закон Российской Федерации от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»;

6) Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

7) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»

8) Указ Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации до 2025 года»;

9) Морская доктрина Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации от 17 июня 2015 г. № Пр-1210

10) Закон города Севастополя от 18.12.2015 № 219-ЗС «Об основах промышленной политики города Севастополя»;

11) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 327-р «Об утверждении Стратегии развития внутреннего водного транспорта до 2030 года»

– Иные профессиональные знания ведущего специалиста должны включать:

1) Основы государственной политики в области социально-экономического развития Российской Федерации;

2) Основные аспекты региональной политики, управления и экономического развития;

3) Методологию комплексного анализа инвестиционных проектов в целях их реализации с использование механизмов государственной поддержки;

4) Основные формы и виды государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (в сфере промышленности);

5) Устройство, структура, специфика судостроительной промышленности;

6) Понятие промышленной политики в области судостроения, а также основных направлений развития, включая специальные направления политики государства в области науки и техники;

7) Основы управления работой морского и внутреннего водного транспорта, знание морских и речных портов и портовой инфраструктуры, технологии перевозки грузов морскими и внутренними водными путями, обработки грузов в морских и речных портах, гидротехнических сооружений морского порта и на внутренних водных путях;

– Гражданский служащий, замещающий должность Главного специалиста, должен обладать следующими профессиональными умениями:

1) Ведение статистико-аналитической базы;

2) Анализ социально-экономического развития региона, в части касающейся промышленной политик.

3) Правила делового общения и переписки;

– Гражданский служащий, замещающий должность ведущего специалиста, должен обладать следующими функциональными знаниями:

1) Понятие проекта нормативного правового акта, инструменты и этапы его разработки;

2) Понятие официального отзыва на проекты нормативных правовых актов: этапы, ключевые принципы и технологии разработки;

3) Классификация моделей государственной политики;

4) Задачи, сроки, ресурсы и инструменты государственной политики;

5) Понятие, процедура рассмотрения обращений граждан.

 

Выводы

1. В Управлении базовых отраслей экономики используется 3 вида методов управления: экономические, организационно-распорядительные, социально-психологические. Также следует отметить наличие документа – кодекса этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих города Севастополя, обеспечивающий регламентацию деятельности любого государственного служащего.

2. В разделе была рассмотрена в полном объеме схема документооборота в рамках ДЭР: начиная с регистрации входящего документа и заканчивая регистрацией исходящего документа и его отправкой.

3. В ДЭР внедрена система электронного документооборота, имеющая, в своем большинстве положительные стороны. Однако, сохраняется проблема качественной работы данной системы (нестабильное функционирование).

4. Требования к государственному служащему отдела базовых отраслей экономики и ОПК Управления базовых отраслей экономики ДЭР можно разделить на три раздела: базовые требования (общие навыки и умения, нормативно-правовые организации государственной службы в Российской Федерации), профессионально-функциональные требования (знание нормативных правовых актов, регламентирующих деятельности отрасли, находящейся в сфере деятельности отдела) и иные требования (теоретические знания в подведомственной отрасли (не правовые)). Стоит отметить, что данные требования не являются критериями при приеме на государственную службу. Описанные знания получаются также в рамках рабочего процесса.


РАЗДЕЛ III
ОПИСАНИЕ ЛИЧНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ, РЕАЛИЗУЕМЫХ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ И ПРАКТИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДОСТИГНУТЫХ В ПРОЦЕССЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ

 

 

3.1 Личные функциональные обязанности и практические результаты

На время прохождения практики был закреплен за отделом промышленной политики и оборонно-промышленного комплекса Управления базовых отраслей экономики Департамента экономического развития города Севастополя.

Главной задачей, в первую очередь, являлось получение знаний по различным направлениям деятельности сотрудников отдела, среди которых можно выделить следующие:

– изучение нормативно-правовой документации, которой в своей работе руководствуется отдел;

– работа в Государственной информационной системе промышленности;

подготовка проектов распоряжений о внесении изменений в государственные программы (в частности, «Развитие промышленности города Севастополя» на 2017 – 2020 годы (далее – государственная программа);

– работа над составлением/корректировкой комплексного плана по реализации государственной программы;

– формирование проектов подпрограммных нормативных правовых актов, реестра расходных обязательств и обоснования бюджетных ассигнований по мероприятиям государственной программы;

– ознакомление с процедурой проведения оценки регулирующего воздействия (ОРВ);

– формирование проектов нормативных правовых актов в рамках процедуры ОРВ;

– изучение механизма проведения государственных закупок: подготовка технического задания, формирование начальной (максимальной) цены контракта путем анализа на сайте государственных закупок;

– работа в системе электронного документооборота (обучение визированию, назначению исполнителей, формированию документов).










Изучение одного из механизмов реализации промышленной политики в городе Севастополе

Промышленная политика предполагает использование различных механизмов, предусмотренных федеральным и региональным законодательством. Специалисты отдела промышленной политики и ОПК задействованы в реализации одного из них – оказание финансовой поддержки промышленным предприятиям: субсидии предприятиям, реализующим проекты по перевооружению и внедрению передовых технологий; компенсация промышленным предприятиями части процентной ставки по кредитам [1, 2].

Данный механизм, как уже было указано, реализуется в двух вариациях:

1. Субсидии предприятиям, реализующим проекты по перевооружению в целях создания высокотехнологично конкурентоспособной продукции.

Процедура представляет собой следующие шаги.

1.1. Размещение на сайте Правительства Севастополя извещения о проведении конкурсного отбора

1.2. Формирование состава комиссии посредством издания приказа директора Департамента.

1.3. Затем начинается срок предоставления предприятиями пакета документов (минимум 10 дней).

1.4. После окончания срока в течение двух рабочих дней документы передаются на рассмотрение комиссии.

1.5. Комиссия в течение 5 дней рассматривает предоставленные документы и принимает решение о допуске/недопуске к конкурсу и затем определяет победителей.

1.6. По результатам работы комиссии формируется протокол и затем в течение 5 рабочих дней направляются проекты договоров руководителям предприятий-победителей конкурсов. В течение 10 дней предприятия должны направить подписанные договоры в Департамент (либо отказ от подписания).

2. Механизм выдачи субсидий на компенсацию части процентной ставки по кредитам аналогичен [4, 5].

 

Выводы

Во время прохождения учебной практики мною были рассмотрены важные направления деятельности отдела и приобретены соответствующие навыки, которые могут быть использованы в любом подразделении Правительства либо государственного предприятия: формирование проектов нормативных правовых актов, изучение контрактной системы государственных закупок, работа в системе документооборота, знание механизма делопроизводства в целом.


 

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

 

 

Департамент экономического развития города Севастополя (далее – Департамент) – орган исполнительной власти, осуществляющий реализацию государственных полномочий в сфере экономической, промышленной и инвестиционной политики на территории города Севастополя. Целью функционирования данного органа является обеспечение устойчивого социально-экономического развития

Управление базовых отраслей экономики (далее – Управление) – одно из трех структурных подразделений Департамент экономического развития города Севастополя. Он реализует полномочия Департамента в сфере промышленной политики (в т.ч. по привлечению инвестиций). Управление включает в себя 3 отдела. Мною была пройдена практика в отделе промышленной политики и оборонно-промышленного комплекса (численность – 6 человек).

В Управлении реализуются различные виды методов управления, которые грамотно скомбинированы и позволяют поддерживать устойчивый рабочий процесс.

Мною изучен документооборот структурного подразделения и составлена его схема документооборота - график или схема, которые описывают движение первичных документов на предприятии от момента их создания до момента передачи на хранение.

Таким образом, можно сказать, что мною были закреплены навыки по делопроизводству, полученные на практике после первого курса, а также в рамах изученных учебных дисциплин (маркетинг территорий; основы делопроизводства; информатика и прочие).

Инструмент SWOT-анализа, изученный в рамках дисциплины «маркетинг территорий», помог проанализировать работу департамента и, в частности, отдела, а также подведомственную сферу ведения. Был выявлен ряд как положительных, так и отрицательных факторов. На основании данного анализа можно дать следующие рекомендации по совершенствованию деятельности:

1. Необходимо скорректировать работу системы электронного документооборота по следующим направлениям:

– обеспечить бесперебойную работу локальной сети и интернета на всех компьютерах;

– увеличить пропускную способность каналов связи (действующие каналы не справляются с таким потоком документов, зачастую часть с сервером отсутствует);

– скорректировать работу СЭД с иными государственными органами, так как на данный момент они принимают документы исключительно на бумаге. Как итог, потеря времени и ресурсов.

2. Закупить новое оборудование, установить одинаковые операционные системы и ПО на все компьютеры. На данные момент на части компьютеров – Windows, на другой – Linux. Не все компьютеры подключены к принтерам (при перемещении запуске документа, созданного в Word, в LibreOffice изменяется структура документа – теряется время на повторном редактировании).

3. Порядками выдачи субсидий промышленным предприятиям поставлен довольно высокий критерий к увеличению прибыли предприятие (на 30 %) при относительно небольших субсидиях. В качестве рекомендации служит указание на необходимость снижение данной цифры до 10 % при компенсации процентной ставки по кредиту и до
20 % при проведении модернизации.

4. Исключить дублирование функций между отделом промышленной политики и ОПК и «Крымстатом». Минэкономразвития может напрямую запрашивать показатели в «Крымтстате» либо возложить обязанности на «Крымстат» по регулярному предоставлению информации.

5. Усилить работу с предприятиями. Заключить со всеми субъектами промышленной деятельности договоры в целях бесперебойного поступления информации об их текущей деятельности.

6. Актуальным остается вопрос создания государственного фонда развития промышленности. Необходимо либо привлечь дополнительные бюджетные средства, либо наполнять данный фонд посредством договоренностей с крупным бизнесом о добровольных отчислениях в указанную структуру.

 


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».

2. Закон Севастополя от 18.12.2015 N 219-ЗС «Об основах промышленной политики города Севастополя».

3. Кодекс этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих города Севастополя.

4. Постановление Правительства Севастополя № 255-ПП от 30.03.2017 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий субъектам деятельности в сфере промышленности города Севастополя на компенсацию части процентной ставки по кредитам, полученным кредитных организациях».

5. Постановление Правительства Севастополя № 257-ПП от 30.03.2017 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий субъектам деятельности в сфере промышленности города Севастополя, реализующих проекты по модернизации и техническому перевооружению технических мощностей промышленных предприятий, направленные на создание и (или) развитие производства новой высокотехнологичной продукции».

6. Распоряжение Правительства Севастополя от 30.11.2017 № 573-РП «Об утверждении структуры и штатной численности Департамента экономики города Севастополя».

7. Положение о Департаменте экономического развития города Севастополя.

8. Положение об отделе правового обеспечения и мобилизационной работы.

9. Положение об отделе приоритетных отраслей экономики.

10. Положение об отделе промышленной политики и оборонно-промышленного комплекса.

11. Положение об Управлении базовых отраслей экономики.

12. Порядок работы с документами в автоматизированной информационной системе юридически значимого электронного документооборота в Правительстве города Севастополь.

13. Правительство Севастополя [электронный ресурс] – URL: https://sevastopol.gov.ru/goverment/podrazdeleniya/dept-imzem/


ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
СХЕМА ДОКУМЕНТООБОРОТА В ОБЩЕМ И РАСШИРЕННОМ ВИДАХ

 

 

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
ТЕКСТ НАУЧНОЙ ПУБЛИКАЦИИ (ТЕЗИСОВ)

 









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: