Серебряный век» русской культуры

Эпоха рубежа XIX—XX веков является переломным моментом в духовном состоянии общества. Происходит переоценка ценностей, веками закладывающихся русскими классиками. Деятели ломают традиции, время контрастов и противоречий. Эпохе часто привязывают термин «декадентство» – творческий упадок, который характеризуется эстетизмом, индивидуализмом и имморализмом, хотя это период является весьма продуктивным (даже больше, чем «золотой век»).

Просвещение и образование. В конце 19 века Россия вошла в число наименее образованных стран Европы, в отличие от Запада в России не было закона о всеобщем начальном образовании. Однако потребности производства требовали профессионально образованных работников. Система образования включала 3 ступени: начальную (церковноприходские школы, народные училища), среднюю (классические гимназии, реальные и коммерческие училища) и высшую школу (университеты, институты). За короткое время (к 1914 г) в России открылось больше учебных заведений, чем за весь предыдущий период русской истории. Появляются крупные издательства, печатают книги и газеты по доступным ценам, чтобы приобщать народ к литературе. Образование прекращало быть привилегией лишь верхов российского общества и становилась доступным для широких социальных слоев населения.

Наука. Русские ученые выводят отечественную науку на мировой уровень. В естественных науках крупнейшее значение имело открытие Менделеевым Периодического закона химических элементов. В органической химии прославились Бутлеров, Марковников; Склифософский как хирург-новатор. Нобелевскую премию получили Павлов, разработавший учение о физиологии пищеварения и Мечников – автор теории иммунитета. Велики открытия в физике. Попов изобретает радиотелеграф, основатель аэродинамики – Жуковский, Циолковский разработал теорию полёта ракеты. Русские географы осваивали северные морские пути. Успешно развивались гуманитарные науки. Возрос интерес к историческим знаниям. «Курс русской истории» Ключевского стал классикой отечественной историографии. Взлёт философской мысли, новое осмысление природы и общества. Широкое распространение получил идеализм. Развились философско-религиозные искания (Соловьев, Бердяев). Также распространился марксизм как философская основа познания и преобразования общества (Плеханов). Философы склонялись к идее, что только через нравственное совершенствование можно создать справедливое общественное устройство.

Литература. На рубеже веков сохранялись традиции критического реализма. Толстой был мировым лидером критического направления в литературе. В работах Горького отразилась широкая картина русской жизни с идеей общественной борьбы. Также Чехов, Бунин, Куприн. Однако распространилось новаторство. Символизм (недосказанность, таинственность) – Мережковский, Гиппиус, Блок, Бальмонт и др. Акмеизм (конкретные образы, противопоставлен символизму) – объединились в «Цех поэтов» (Гумилёв, Ахматова, Мандельштам). Футуризм («искусство будущего», отрицали традиции и устои) – Маяковский, Северянин, Пастернак. Поэты-модернисты создавали произведения, призванные содействовать духовному развитию личности и влиять на общественно-культурную жизнь.

Театр, музыка, кино. Открытие Московского Художественного Театра – новая глава в драматическом искусстве. Возникали актёрско-режиссёрские школы. Станиславский – создатель русской актёрской психологической школы. Развитие музыкального театра связано с петербургским Мариинским и московским Большим театрами. Появлялись поющие актёры (Шаляпин). Композиторы – «Могучая кучка», Рахманинов, Чайковский, Скрябин. Русские постановки производили большое впечатление на европейского зрителя. Открытие «Русских сезонов» в Париже. Появляется киноискусство, сразу получившее большую популярность. Открываются «иллюзионы» (типа кинотеатров), показывают ч/б и немые фильмы. Выдающийся режиссёр – Протазанов, первые «кинозвёзды» - Мозжухин, Холодная.

Архитектура. Для второй половины 20 в. была характерна эклектика – разнообразное смешение стилей, с последующим преобладанием «русского стиля». Промышленный прогресс менял облик города. Сооружения нового типа (вокзалы, фабрики, банки) из нового материала (железобетон, металлоконструкция) были одновременно и эстетически красивыми, и функциональными. Возник модерн. Основные черты стиля: отказ от прямых и угловатых линий в пользу более естественных, использование новых технологий, увеличение роли декоративно-прикладного искусства, сочетание художественных и утилитарных функций, индивидуализированность образного стиля. С течением времени в модерне выделилось несколько направлений: неоромантизм, неоклассицизм, рационализм, иррационализм, неорусский, кирпичный стиль. Среди памятников архитектуры стоит отметить: Дом компании «Зингер» (Сюзор), магазин купцов Елисеевых (Барановский), Ярославский вокзал и Здание художественного театра (Шехтель).

Скульптура. Повышенное внимание к внутреннему миру человека, скульптура стала интимнее, ведущий жанр – портрет. Антокольский создал галерею скульптурных портретов исторических деятелей («Иван Грозный», «Петр 1»). Продолжалось увековечивание в бронзе царей (Александр 3 – Трубецкой). Образ трудящегося человека, народный оптимизм в скульптурах Коненкова: «Камнебоец», «Самсон, разрывающий узы», «Крестьянин». Близкие народу скульптуры Нефёдова-Эрьзя «Христос кричащий», «Народный трибун», «Жертвы революции 1905».

Живопись. Творческое объединение «передвижников», основанное в 1870, противостояло академизму и пропагандировало просветительскую деятельность. Искусство, свободное от рамок. Основные стили – реализм и импрессионизм. Репин («Бурлаки на Волге»), Суриков («Утро стрелецкой казни»), Васнецов («Алёнушка»), Крамской («Неизвестная»), Левитан («Март»), Саврасов («Грачи прилетели»). В художественной культуре появляются различные ассоциации, выдвигающие творческие программы. Восприятие мира более свободно от рамок реализма. Прямое отображение действительности сменяется представлениями авторов. Развиваются темы, связанные с народом и революцией (Иванов «Расстрел»). Предшественники абстракционизма проповедовали искусство «чистых» форм и беспредметности – Малевич («Скачет красная конница»), Шагал («Над городом»). Объединение «Бубновый валет» отрицало академизм. Для них – постимпрессионизм, кубизм, фовизм. Среди художников – Машков («Мальчик в расписной рубашке»), Фальк («Красная мебель»), Кончаловский («Сиенский портрет»). Позже от них выделилась группа «Ослиный хвост», тяготеющая к большему примитивизму, кубофутуризму. Среди них – Ларионов («Петух»), Гончарова («Жатва»). Объединение «Мир искусства» - начало нового этапа русской живописи, участники пропагандировали индивидуализм, свободу от социальных и политических проблем. Главное для них – красота и традиции русской национальной культуры. Рерих («Гонец»), Петров-Водкин («Купание красного коня»), Кустодиев («Купчиха»), Врубель («Демон сидящий»), Нестеров («Видение отроку Варфоломею») и др.

Итог. Переломный момент. В прошлом остались жанровая живопись, историко-реалистический роман. Новое искусство было ярким, экспрессивным, противоречивым, совершенно новым и разноплановым для нашей страны. Художественные эксперименты открыли русскому искусству путь в мировую культуру. В живописи, музыке и особенно поэзии отразилось стремление личности к свободе. Образ загадочной, но влекущей Вселенной вдохновлял творцов; тяга к постижению тайн вечности, жизни и смерти была свойственна художникам рубежа веков.

Культура «Серебряного века» сочетала традиционное и новаторское, современное и уходящее. Это эпоха контрастов и противоречий. К временам октябрьской революции 1917 г. русская культура уже представляла итог долгих и сложных исканий, основными чертами которых были гуманизм и идея народности, несмотря на подавление прогрессивной мысли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: