Культурная революция в СССР в 1920-1930-е годы

Направление и характер изменений определялись установками на формирование социалистической художественной культуры. Руководители страны опасались, что свобода мнений приведет к деятельности противников советского режима. Поэтому были организованы политшколы, совпартшколы, комуниверситеты. Для пропаганды марксистской философии было создано общество воинствующих материалистов (1924 г.). Был установлен контроль над печатью, деятельностью издательств, репертуаром кино и театров.

Проводилась работа по ликвидации неграмотности среди населения. В 1923 г. возникло общество «Долой неграмотность». В 1925 г. правительство приняло закон, предусматривающий введение в стране всеобщего начального обучения и расширение сети школ. Были введены новые правила приема в вузы. Зачисление студентов проводилось без экзаменов и без документов о среднем образовании. 

 Художественная жизнь 20-х годов развивалась сложно. Со своими декларациями выступили литературные группировки футуристов, лефовцев, конструктивистов. Общим для них был взгляд на искусство как на средство преобразования мира. Порвавшие с Пролеткультом писатели и поэты (М. П. Герасимов, В. В. Казин, И. Н. Садофьев и др.) организовали литературное объединение «Кузница». Группа объявила себя единственной организацией, выражающей интересы революционного рабочего класса. В начале 20-х годов возникли российская и московская пролетарские писательские ассоциации (РАПП и МАПП). Руководители обеих организаций ставили задачи в воздействии на читателя в «сторону коммунистического пролетариата». Была создана Российская ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ). Борьбу за пролетарское искусство вела Российская ассоциация пролетарских художников (РАПХ). Все они стремились отразить современную им действительность. На художественных выставках демонстрировались картины «Тяжелая индустрия» Ю. И. Пименова и «Тачанка» М. Б. Грекова. В театрах ставилась политическая оперетта «Белые и черные» В. Шмидтгофа и С. Тимошенко; «Мистерия-буфф» В. Маяковского. Деятели искусства стремились к утверждению агитационно-пропагандистских форм на театральной сцене. Поиски нового зрелищного театра отразились в постановках режиссера В. Э. Мейерхольда. Многие писатели и драматурги 20-х годов обращались к историческому прошлому страны (романы А. П. Чапыгина «Разин Степан» и О. Д. Форш «Одеты камнем»). Тема минувшей гражданской войны заняла большое место в творчестве писателя М. А. Булгакова (роман «Белая гвардия», пьеса «Бег») и драматурга К. А. Тренева (пьеса «Любовь Яровая»). Внутренняя перестройка произошла в поэзии С. А. Есенина и Н. Н. Асеева. В их произведения прочно вошла тема повседневной жизни.

С конца 20-х годов усилился контроль за развитием духовной жизни общества. Обсуждение вопросов культурного строительства проходило на съездах и пленумах ЦК партии. В постановлениях ЦК партии «О журнале "Под знаменем марксизма"» и «О работе Комакадемии» (1931 г.) были намечены направления развития наук. В постановлениях был сформулирован тезис о «обострении классовой борьбы на теоретическом фронте». Начались поиски «классовых врагов». В 30-е годы были репрессированы многие талантливые люди (П. Н. Васильев, О. Э. Мандельштам и др.). Был составлен единый план обучения чтению и письму взрослого неграмотного населения. В 1930 г. было введено обязательное начальное (четырехклассное) образование. СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление о преподавании гражданской истории в школах (1934 г.).

Во второй половине 20-х годов увеличилось число литературных объединений. Действовали группы «Перевал», «Леф» (Левый фронт искусства), Всероссийский союз писателей, Союз крестьянских писателей. Литературный центр конструктивистов (ЛЦК) и др. Несколько наиболее крупных литературных групп образовали Федерацию объединенных советских писателей (ФОСП). Одной из своих задач организация ставила в содействие строительству социалистического общества. В литературе этих лет получила развитие тема труда. В частности романы Ф. В. Гладкова «Цемент» и Ф. И. Панферова «Барсуки», очерки К. Г. Паустовского «Кара-Бугаз» и «Колхида». В 1932 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». В соответствии с ним были упразднены все литературные группировки. Писатели и поэты объединялись в единый творческий союз. В августе 1934 г. состоялся I Всесоюзный съезд советских писателей. В числе руководителей СП СССР в 30-е годы находились А. М. Горький и А. А. Фадеев. Был создан Союз советских композиторов. С возникновением творческих союзов ликвидировалась свобода художественного творчества. Основным творческим методом становился социалистический реализм, важнейшим принципом которого являлась партийность. 

Музыкальная культура этих лет была представлена произведениями Д. Д. Шостаковича (оперы «Нос» и «Катерина Измайлова»), С. С. Прокофьева (опера «Семен Котко») и др. Авторами песен выступали поэты В. И. Лебедев-Кумач, М. В. Исаковский, А. А. Прокофьев. В песенном жанре работали композиторы И. О. Дунаевский, братья Покрасс, А. В. Александров. В 30-е годы широкое признание получила поэзия А. А. Ахматовой, Б. Л. Пастернака, К. М. Симонова, В. А. Луговского, Н. С. Тихонова, Б. П. Корнилова, А. А. Прокофьева. Лучшие традиции русской поэзии продолжали П. Н. Васильев (поэмы «Христолюбовские ситцы» и «Соляной бунт») и А. Т. Твардовский (поэма «Страна Муравия»). Заметным явлением стали произведения А. Н. Толстого, А- А. Фадеева. Повысился интерес к прошлому страны. В 1937 г. Было торжественно отмечено столетие со дня гибели А. С. Пушкина. Большой популярностью пользовались фильмы на исторические темы («Александр Невский» режиссера С. М. Эйзенштейна, «Петр Первый» В. М. Петрова, «Суворов» В. И. Пудовкина и др.).

Значительных успехов достигло театральное искусство. В репертуаре театров прочно утвердились пьесы советских драматургов (Н. Ф. Погодина, Н. Р. Эрдмана и др.). Бессмертные творения были созданы художниками П. Д. Кориным и М. В. Нестеровым, Р. Р. Фальком и П. Н. Филоновым.

Возводились Дворцы культуры, рабочие клубы и здравницы. В проектировании их участвовали архитекторы И. В. Жолтовский, И. А. Фомин, А. В. Щусев, братья Веснины. Результатом поисков новых выразительных средств стали общественные здания, внешний облик которых напоминал то гигантскую шестерню — Дом культуры имени Русакова в Москве (архитектор К. С. Мельников), то пятиконечную звезду — театр Красной (ныне Российской) Армии в Москве (архитекторы К. С. Алабян и В. Н. Симбирцев). Широкий размах приобрели работы по реконструкции Москвы. В ходе строительных работ уничтожались ценнейшие исторические и культурные памятники (Сухарева башня и Красные ворота в Москве, многочисленные храмы и т. л.).

Частью отечественной культуры 20—30-х годов является творчество интеллигенции, оказавшихся за рубежом. За рубежом были основаны несколько русских издательств. Выходили в свет книги И. А, Бунина, М. И. Цветаевой, В. Ф. Ходасевича, И. В. Одоевцевой, Г. В. Иванова.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: