1.Что такое эффективность как научное понятие?
2. Каково соотношение понятий “эффективность” и ”стандарты”?
3. Проанализируйте основные модели эффективности социальной работы. Какая из них наиболее адекватна, на Ваш взгляд, современной практике социальной работы в России?
Темы рефератов
1. Современная дискуссия об эффективности социономической деятельности.
2. Минимальные социальные стандарты в России как практическая проблема.
3. Клиент социальной службы как субъект процесса измерения эффективности социальной работы.
Задачи и упражнения
1. Проанализируйте статьи из “Энциклопедии социальной работы” (т.2), посвященные эффективности социономической деятельности. Разделяете ли вы точку зрения К.Вуд относительно практики социальной работы?
2. Какую роль в организации практики социальной работы играет расположение помещения социальной службы?
3. Проанализируйте местную “Социальную газету”, на страницах которой еженедельно представлены материалы о практике социальной работы. Эффективна ли эта практика, если о ней судить по соответствующим текстам?
|
|
Заключение
Завершение книги можно рассматривать либо как конец, либо как начало пути. Надеюсь, что, перевернув последнюю страницу, Вы увидите себя в начале пути профессионального вхождения в практику социальной работы, полного открытий, которыми Вы поделитесь с другими людьми. Этот путь похож – воспользуемся метафорой К.Роджерса – на то, как капельки дождя соединяются друг с другом и сливаются в ручейки и потоки, которые, в конечном счете, превращаются в огромные реки и океаны. Без этих маленьких капелек высохнут реки и обмелеют океаны. И мы – тоже вроде этих капелек, и те пути, которые мы выбираем индивидуально и коллективно, влияют на других людей и изменяют будущее.
Изменениям в реке, как и в ситуации клиента, а это - наиважнейшая ценность социальной работы – нужно время, чтобы придать новую форму ландшафту. Эти изменения не выглядят пугающими, если мы лишь подводим клиента к источнику, пить из которого “он должен сам”.
Не все путешествия приятны. Бывает, что к свету приходится идти сквозь тьму. Но лишь преодоление пути делает нас чуть-чуть мудрее. Мудрость же приходит не со временем или возрастом. Ее дает принятие жизненных уроков из ошибок.
Через тернии - к звездам, уважаемый господин студент!
Приложение
Приложение 1
Клиент как объект и субъект социального действия
|
|
№ п/п | Объект | Субъект |
1 | Детерминированность: ожидание, отказ от решений, исполнительность | Активность: инициатива, принятие решений, самореализация |
2 | Опора на внешний мир, стимулы | Опора на внутренний мир, понимание |
3 | Неизменность, стабильность | Способность к изменениям |
4 | Репродуктивное поведение | Способность к саморазвитию |
5 | Бесперспективность, безнадежность | Видение перспективы, горизонта |
6 | Монопараметричность существования | Многомерность существования |
Приложение 2