Виды акционерных обществ. Особенности публичных акционерных обществ

Е.А. Суханов отмечает, что “классическая модель акционерного общества представляет собой модель, в которой акции могут размешаться и обращаться на организованном финансовом рынке (на фондовых биржах)”[8]. Это позволяет практически мгновенно перемещать капитал из одной сферы предпринимательства в другую в соответствии со складывающейся экономической конъюнктурой. Параллельно ей существует и другая модель акционерного общества, которая не содержит таких возможностей, поскольку акции общества размещаются среди заранее известных лиц и имеют лишь ограниченное обращение (вне фондовых бирж).

Классические акционерные общества обычно именуются публичными, или открытыми, а общества, использующие вторую модель, - непубличными (закрытыми). Это деление акционерных обшеств отражено и в ГК РФ, и в ФЗ “Об акционерных обществах”. В соответствии с п. 1 и 2 ст. 66.3 ГК публичным признается акционерное общество, которое вправе проводить размещение акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в его акции, посредством открытой подписки, а его акции публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах, т.е. на организованных финансовых рынках. Свободное обращение акций публичного общества не допускает введения ограничений на количество акций, которые могут принадлежать одному акционеру, их суммарную номинальную стоимость и максимальное число голосов, предоставляемых акционеру.

Необходимо отметить, что публичные и непубличные акционерные общества - разновидности одной и той же организационно-правовой формы юридического лица, а не две самостоятельные. Поэтому процесс преобразования АО в ПАО не является реорганизацией. Поскольку при учреждении акционерного общества все его акции подлежат распределению между учредителями (что предполагает его создание за счет средств учредителей, а не третьих лиц), акционерное общество первоначально может быть создано только как непубличное (п. 3 ст. 99 ГК). В дальнейшем оно вправе изменить свой статус на публичный путем регистрации проспекта акций, подлежащих размещению по открытой подписке, и заключения договора с организатором торговли об их листинге (включении своих акций в список ценных бумаг, допущенных к организованным (биржевым) торгам) (ст. 7.1. п 1). Обязательно внесение в устав и фирменное наименование записи о публичном характере деятельности. Также необходимо известить об этом ФНС, как орган осуществляющий регистрацию юридических лиц. Со дня внесения им соответствующей записи в ЕГРЮЛ акционерное общество приобретает публичный статус (п. 1 ст. 7. 1 Закона об акционерных обществах).

Соответственно, отличительной особенностью ПАО является право публично размещать акции и ценные бумаги. Как следствие, предъявляются дополнительные требования, связанные не только с формальными критериями, но и с, во-первых, необходимостью вести свои дела публично, т.е. публиковать отчеты о своей деятельности и раскрывать иную предусмотренную законом информацию (ст. 92 Закона об акционерных обществах). Во-вторых, устанавливается повышенный минимальный размер уставного капитала - не менее 100 тысяч рублей. В-третьих, в обязательном порядке создается наблюдательный совет (п. 3 ст. 97 и п. 4 ст. 65.3 ГК, п. 1 ст. 69 Закона об акционерных обществах).

По первому требованию возникает ряд проблем и вопросов, как правило, в контексте привлечения к административной ответственности за его невыполнение. Например, АО “Мосэнергосбыт” оспаривал постановление административного органа о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ[9]. Судом было установлено, что в соответствии с пунктом 8.5.3 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 04.10.2011 № 11-46/пз-н, акционерное общество обязано опубликовать на странице в сети “Интернет” текст списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, не ранее даты окончания отчетного квартала и не позднее 2 рабочих дней с даты окончания отчетного квартала, а тексты изменений, произошедших в списке аффилированных лиц, - не позднее 2 рабочих дней с даты внесения соответствующих изменений в этот список. [10]

Тем не менее, общество вправе отказаться от публичного статуса путем исключения из своего устава указаний на то, что оно является публичным (ст. 7.2 Закона об акционерных обществах). Со дня государственной регистрации таких изменений общество утрачивает публичный статус.

Таким образом, российское законодательство предусматривает существование двух разновидностей акционерного общества: публичное акционерное общество и акционерное общество. Для первого устанавливаются повышенные требования в части размера уставного капитала, появляется обязанность публиковать и раскрывать информацию, предусмотренную законом, например, о наличии аффилированных лиц. Основное же отличие ПАО от АО заключается в том, что публичное общество размещает свои акции и эмиссионные ценные бумаги путем открытой подписки.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: