Аналитическая справка по итогам реализации муниципального сетевого проекта «В поисках смыслов» в 2019 – 20 уч.г

 

Проект «В поисках смыслов» был разработан как механизм организации работы педагогического сообщества над единой методической темой «Смысловое чтение как основа достижения метапредметных результатов». Поскольку и сама тема была достаточно новой для города, и организация работы над единой муниципальной темой требовала больших организационных и мотивационных затрат, было решено использовать проект как инструмент, объединяющий и интегрирующий внутрисистемные ресурсы, обеспечивающий организацию, координацию и мониторинг целенаправленной деятельности.

Целевые установки проекта связаны с созданием ресурсов для качественной работы педагогов по формированию и развитию УУД «Смысловое чтение». Проект рассчитан на два года. 2019 – 20 уч.г. – этап введения в тему, решающий задачи определения единого содержательного поля по теме, уровня готовности педагогов к работе по смысловому чтению и создания условий для формирования первичного опыта через использование таких форм как педагогические мастерские, минипроекты и работу ГМФ.

Проект предполагает организацию работы по трем проектным линиям:

1. Повышение общепедагогической компетентности через овладение теоретическими знаниями.

Использованные формы: всеобуч (приняли участие 100% ОО), обучение на КПК (чел.). Есть основание отметить как результативную новую для нас форму образовательного интенсива, который был проведен для проектных команд ОО и имел целью подготовить их к обучению всех педагогов теоретическому минимуму по теме «Смысловое чтение». Несмотря на высокую степень интенсивности, большинство участников высказали одобрение по работе и в дальнейшем использовали эту форму при проведении всеобуча на уровне ОО.

Проведение стартовой и промежуточной диагностики по теоретическому минимуму показало, что педагоги освоили понятийное поле по теме «Смысловое чтение». Однако, итоговый опрос показал, что пока нет четкого и глубокого понимания по таким категориям как «умения», «практики», поскольку идет смешение с другими группами УУД. Это вполне объяснимо, т.к. материала абсолютно новый, предложенного минимума знаний явно недостаточно для системного понимания данного образовательного феномена. В новом учебном году нужно подумать над организацией курсов на уровне муниципалитета, причем сделать эти курсы направленными на конкретные компоненты темы.

2. Повышение технологической компетентности в аспекте темы «Смысловое чтение». Использованные формы:

ü педагогические мастерские (32 ПМ: 7 – на базе дошкольного образования, 2 – в УДО и 21 – в школах. 37 педагогов – мастеров, 90 занятий мастерских, обучено 407 педагогов). Поступили многочисленные предложения продолжить работу ПМ, так что на следующий год нужно будет определить содержание и формат их деятельности.

ü минипроекты (Разработано 10 минипроектов, реализованы 7, все связаны с работой учителей-предметников. Общее количество участников:)

ü ГМФ: ГМФ руководителей курсов по смысловому чтению, проектное бюро «Проект по ключ» (справки прилагаются)

ü ГМММ: презентационно – образовательная экскурсия, МПО номинация «Смысловое чтение» и ярмарка образовательных практик «Симфония текста» (справки прилагаются)

3. Диссеминация инновационного опыта по формированию и развитию УУД «Смысловое чтение»: выявление результативных образовательных практик по смысловому чтению (выявлено 32 мастера), презентация опыта работы 8 краевых апробационных площадок (проведено образовательных экскурсий на базе ОО по этой теме)

 Управление реализацией проекта на муниципальном уровне осуществлялось через работу муниципальной проектной команды и Штаба проекта.

В муниципальную проектную команду вошли 6 человек, ведущие мастера – педагоги, компетентные в вопросах теории и практики по смысловому чтению. Они выполняли следующие функции:

  • участие в определении содержательного минимума по теме «Смысловое чтение как УУД»
  • участие в разработке заданий для мониторинговых мероприятий
  • разработка и участие в проведении образовательного интенсива по смысловому чтению (всеобуч)
  • консультативная помощь участникам проекта по теме «Смысловое чтение»
  • участие в проведении ГМММ по плану проекта

В целом, со своими задачами команда справилась. На новый учебный год есть необходимость продолжить работу.

Штаб проекта (руководители проектных команд ОО) работал организованно и достаточно результативно. Благодаря систематической работе удалось обеспечить четкую и целенаправленную работу проектных команд, решить возникающие вопросы, обеспечить оперативную связь муниципального и институционального уровней. Необходимо отметить хорошую согласованность и высокую ответственность членов Штаба, что позволило обеспечить выполнение плана реализации проекта практически на 100%. На следующий год работу Штаба планируется продолжить.

На уровне ОО управление реализацией проекта осуществляли проектные команды ОО. В основном в их состав вошли до 5 педагогов, имеющих достаточный опыт по смысловому чтению. В задачи работы входило:

  • составление плана действий по реализации проекта на уровне ОО и обеспечение его выполнения
  • организационно-методическая и консультационная помощь педагогам ОО в выборе формы участия в проекте и по иным вопросам, связанным с работой в проекте
  • организация участия педагогов в подготовке и проведении ГМММ, проходящих в рамках проекта
  • организация постоянного информирования педагогического сообщества о ходе реализации проекта в ОО
  • анализ итогов реализации проекта на уровне ОО

Большинство команд справились с поставленными задачами и продолжат работу в новом учебном году.

Для своевременного информирования о работе в проекте был создан информационный ресурс сетевое сообщество «В поисках смыслов», в котором регулярно публиковались новости по проекту. На сегодняшний день 370 педагогов являются подписчиками. Наибольшая активность наблюдалась в период работы педагогических мастерских, что объясняется большим количеством участников ПМ. Недостаточно активно используется ресурс для освещения событий, происходящих непосредственно в ОО. Этот вопрос обсуждался на заседании Штаба, где было принято решение не объявлять размещение новостей от ОО как обязательное действие, однако, считаю, что следует в новом учебном году вернуться к этому пункту и продумать более системную работу ОО в сетевом сообществе. 

Как определенно положительный момент считаю нужным отметить высокую продуктивность проводимой в проекте работы. За этот учебный год были созданы:

ü альбом образовательных практик «Симфония текста»

ü 5 сборников материалов по результатам работы ПМ

ü 6 сборников материалов по результатам минипроектов

ü 1 сборник материалов по результатам работы группы на КПК

ü сборник «»Проекты по смысловому чтению

 

 

Оценка по критериям результативности работы в 2019 – 20 уч. г.:

Критерий Показатель эффективности Результат
1. Количество педагогов – участников Не менее 70% от общего числа педагогов ЛГО выполнен
2. Повышение компетентности педагогов по теме «Смысловое чтение» (по результатам мониторинга) На 50% Выполнен или Будет видно по итогам реализации проекта за два года
3. Количество ОО – участников проекта  Не менее 80% от общего числа ОО ЛГО 100%
4. Количество ОО, представивших наработанный опыт по теме проекта по результатам его реализации Не менее 70 % от числа ОО – участников проекта  Будет видно по итогам реализации проекта за два года
5. Выполнение плана реализации проекта Не менее 80 % 100%

 

Удалось предотвратить предусмотренные риски:

 

Риски проекта

Риски Пути предупреждения Отметка о выполнении
Большое количество педагогов, не владеющих достаточными знаниями по теме · проведение всеобуча в форме образовательного интенсива (обеспечит овладение теорией с помощью деятельностных методов) · определение теоретического минимума знаний по теме (упорядочение и сокращение объема информации для изучения) +     +
Перенасыщенность другой тематикой методической работы ·  принятие решения о введении единой муниципальной методической темы · ответственность проектной команды ОО за создание необходимых условий для участия каждого педагога в проекте · ограничение содержания деятельности сотрудников МАУ ДПО «ЦНМО» в плане излишнего разнообразия проводимых мероприятий (направленность всей ММС на ЕМТ) +     +     Не удалось

 

Можно сказать, что проявились и предполагаемые положительные эффекты проекта:

  • активизация внимания педагогов к собственной профессиональной компетентности в свете требований ФГОС
  • развитие творческого потенциала педагогов
  • усиление внимания педагогов различных уровней образования к работе друг друга (коллег)

 

Вывод по результатам реализации проекта в 2019 – 20 уч.г.:

работу по реализации проекта «В поисках смыслов» считать успешной, т.к. план реализации выполнен, поставленные задачи решены.

 

Предложения:

ü основной задачей в новом учебном году считать создание условий для освоения образовательных практик по формированию СЧ

ü скорректировать план реализации проекта с учетом новой задачи (освоение образовательных практик)

ü продолжить работу педагогических мастерских и минипроектов

Руководитель проекта ________________Котова Е.И.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: