Анализ текста научного стиля

Тема: Анализ текстов учебно-научного и официально-делового стилей речи

Задание 1.

1) ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ -я, ср. 1. Взаимная связь явлений. В. спроса и предложения. 2. Взаимная поддержка. В. войск (согласованные действия войск при выполнении боевой задачи).

2) ВОСПИТАНИЕ, -я, ср.1. см. воспитать. 2. Навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни. Хорошее в.

3) ОБЩЕСТВО, -а, ср. 1. Совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. Феодальное о. Капиталистическое.

 

Какие признаки указывают на то, что текст относится к научному стилю? - Специфические особенности этого стиля обусловлены предназначенностью научных текстов для передачи объективной информации о природе, человеке и обществе. Основной формой мышления в науке является понятие, поэтому научному стилю речи свойственна подчеркнутая отвлеченность и обобщенность, которая выражается в тексте употреблением слов абстрактной семантики и слов среднего рода с отвлеченным значением. Задачи общения в сфере науки, ее предмет, содержание речи требуют передачи общих понятий, к тому же понятий научных. Этому служит абстрактная лексика, специальная лексика и терминология.

 

Объект, предмет и функции педагогики

Во взглядах ученых на педагогику утвердились три точки зрения:

1) педагогика – междисциплинарная область человеческого знания. Такой подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теоретическую науку, т. е. как область педагогических явлений. В этом случае в педагогике представленными самые разные сложные объекты действительности (космос, культура, политика и др.);

2) педагогика – прикладная дисциплина, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания. Содержание такой педагогики составляет совокупность фрагментарных представлений об отдельных сторонах педагогических явлений;

3) педагогика – это относительно самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и Третья точка зрения, согласно которой педагогика рассматривается как самостоятельная научная дисциплина, является наиболее признаваемой. В отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения педагогика как наука обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она отвечает на вопросы, какие и почему происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Для определения педагогики как науки важно установить границы ее предметной области, ответив на вопрос: «Что же она изучает?» Поэтому необходимо осмысление объекта и предмета педагогики.

Объект – это область действительности, которую исследует данная наука. Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Таким явлением действительности является образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Предмет – это способ видения объекта с позиций данной науки.

Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс.

Под педагогическим процессом понимают специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

Педагогическая наука исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологию его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников (детей и взрослых).

Исходя из такого понимания объекта и предмета педагогики, можно сделать вывод, что педагогика – это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.

 

(Из учебника: Педагогика: Учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева и др.; Под ред. Л. П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. – 432 с. – С. 9-10.)

 

Задание 2. Какие признаки (стилистические, лексические, морфологические, синтаксические и др.) указывают на то, что приведённый текст относится к НАУЧНОМУ стилю? Проведите АНАЛИЗ ТЕКСТА, опираясь на сведения из выполненной вами таблицы «Научный стиль текста».

 

Анализ текста научного стиля

Данный фрагмент текста относится к научному стилю. На это указывают следующие признаки:

Стилистические признаки текста научного стиля:

1) цель, с которой мы говорим – информативная, с целью сообщения научных сведений о педагогических терминах;

2) сфера общения – научная деятельность; обстановка – официальная;

3) форма речи – письменная; вид речи – монолог; тип речи – повествование;

4) речевой жанр – научная речь;

5) стилевые черты речи:

Строгая логичность изложения определяется тем, что все части в нем строго связаны по смыслу и располагаются строго последовательно;

Объективность (принадлежность объективу);

Смысловая точность достигается тщательным подбором слов;

Отвлеченность и обобщенность определяется тем, что широко используются абстрактные понятия, которые трудно представить.

 

Лексические особенности:

а) широкое использование терминов (педагогика, объект);

б)употребление слов только в прямом значении (воспитание, индивид, сущность);

в) отсутствие образных средств: эпитетов, метафор и т. д.;

г) частая повторяемость ключевых слов (педагогика, объект, действительность).

Морфологические особенности:

а) преобладание имен существительных (педагогика, воспитание, объект, процесс);

б) отсутствие междометий;

в) отсутствие местоимений я и ты;

г) употребление отглагольных существительных (подход, воспитание)

д) не используются глаголы в 1-м и 2-м лице ед.ч.;

е) мало прилагательных (педагогическая, организационная);

ё) для связи предложений в тексте служа союзы (и, что, а);

Синтаксические особенности:

а) прямой порядок слов в предложении (объект – это область действительности, которую исследует данная наука.);

б) обилие сложных и простых предложений, осложненных причастным и деепричастным оборотами (педагогика – это относительно самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и Третья точка зрения, согласно которой педагогика рассматривается как самостоятельная научная дисциплина, является наиболее признаваемой.);

в) использование вводных конструкций (исходя из такого понимания объекта и предмета педагогики, можно сделать вывод, что педагогика – это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых);

г)четкое построение абзацев;

д)практически отсутствуют обороты разговорной речи.

На основе проведённого анализа можно сделать вывод, что текст относится к научному стилю.

Задание 3. Исправьте ошибки в ОДНОМ документе (на ваш выбор) в упр. 233 или упр. 234, с. 172-174 (Учебник Власенкова А.И., 2019). Запишите в тетради ИСПРАВЛЕННУЮ версию заявления или служебной записки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: