Вопрос Физическое воспитание дошкольников. Организационные и методические особенности. Содержание, средства, формы

Физическое воспитание детей дошкольного возраста

Первые семь лет жизни человека характеризуются интенсивным и непрерывным развитием всех органов и систем организма. Наиболее существенные изменения происходят на отдельных возрастных этапах, каждый из которых характеризуется достижением нового, более высокого уровня психомоторного и физического развития ребенка. В то же время сопротивляемость неблагоприятным влияниям низка, ребенок легко заболевает. Поэтому на первый план выдвигается забота о здоровье.

В этом периоде особенно велика потребность в движениях:

- хорошо организованный двигательный режим положительно влияет на всю жизнедеятельность, на эмоциональную сферу и настроение ребенка. У него постепенно формируются основные жизненно необходимые движения;

- расширяется круг контактов и общения. Двигательная деятельность является одним из главных путей познания ребенком окружающего мира и, таким образом, влияет на его психологическое и физическое развитие.

Физическое воспитание в дошкольных учреждениях осуществляется в соответствии с единой государственной программой «Программой воспитания в детском саду», которая, в частности, определяет задачи и формы организации занятий физическими упражнениями. В программе, в разделе «Физическая культура» для каждой группы указаны задачи и представлены основные виды физических упражнений.

На протяжении дошкольного возраста человек меняется очень быстро, поэтому различают следующие периоды в развитии детей до 7 лет:

1) Новорожденный – 1-10 дней, 2) Грудной – 10 дней – 1 год, 3) Раннее детство – 1-3 года, 4) Первое детство – 4-7 лет (или, собственно, дошкольный).

В грудном возрасте жизни ребенок начинает реагировать еще не координированными движениями на цвет и звуки, на появление и голос человека. К 3 месяцу он удерживает голову в положении лежа. К концу первого полугодия делает попытки ползать, вставать, а затем сидеть. В течение
2 полугодия у ребенка значительно совершенствуется понимание окружающего, расширяется опыт. Он ползает, встает у опоры, захватывает игрушки, выпускает их. Развитие движений происходит в основном в форме подражания действиям окружающих. В период раннего детства расширение запаса движений происходит одновременно с развитием произвольного управления ими.

Последующей оптимизации движений способствует учащение ходьбы и ее замена бегом. В 4 года ребенок овладевает простейшими формами передвижения на лыжах, езды на велосипеде. В 5 лет движения становятся экономнее, энергичнее. Возрастают возможности усложнения коллективных действий (игры и т. д.). На протяжении 6-7 года существенно возрастает мышечная сила, развивается координация движений, что способствует возможности для систематического обучения основами техники физических упражнений.

Дети от 2 до 4 лет составляют 1 и 2 младшие группы детского сада; 5 лет – старшую, и подготовительную к школе – 6-7 лет. В практике дошкольного учреждения в связи с этим употребляются термины: младшие, средние, старшие дошкольники. Физическое воспитание детей дошкольного возраста систематически осуществляется в семьях, яслях-садах. Определенная работа проводится в ДЮСШ по видам спорта, доступным дошкольникам (фигурное катание, плавание и т. д.).

Основными задачами физического воспитания детей до 7 лет являются:

1) Оздоровительные: а) Охрана жизни и укрепление здоровья; б) Повышение сопротивляемости организма под влиянием внешней среды;
в) Воспитание физических качеств; г) Содействие правильному и своевременному развитию костной системы, суставно-связочного аппарата, а также укреплению и пропорциональному развитию всех мышечных групп;

2) Образовательные: а) Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков (ходьба, бег и т. д.); б) Развитие качеств, обеспечивающих более рациональное выполнение движений: ритмичность, согласованность, умение рассчитывать усилия; в) Формирование первоначальных знаний, связанных с занятиями физическими упражнениями, соблюдение правильной осанки, навыков гигиены.

3) Воспитательные: а) Содействие умственному воспитанию – развитие внимания, памяти и т. д.; б) Содействие трудовому воспитанию – формирование навыков самообслуживания при гигиенических процедурах и на занятиях физическими упражнениями; в) Содействие нравственному воспитанию – воспитание умения вести себя в коллективе, уважения к другим детям и старшим, честности, выносливости, вежливости, аккуратности и т. д.; г) Содействие эстетическому воспитанию – воспитание эстетических чувств, вкусов, умения замечать красоту (т.е. воспитание положительных черт характера, нравственных и волевых качеств).

Процесс воспитания дошкольников характеризуется ярко выраженной комплексностью воздействия. Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения. В грудном возрасте применяются пассивные и пассивно-активные упражнения, выполняемые с помощью взрослого, а позднее – ползание, подготовительные упражнения к ходьбе, массаж, воздушные ванны и т. д.

Для детей от 1 до 3 лет применяются общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами, на предметах. Большое место отводится подвижным играм.

Для детей от 4 до 7 лет рекомендуются более сложные двигательные действия (различные виды ходьбы, бега, прыжки и т. д.). Подвижные игры с элементами спортивных игр. Особое внимание уделяется закаливанию, используются оздоровительные силы природы (воздушные ванны, купание) и гигиенические факторы. Наилучший эффект в работе с детьми дошкольного возраста дает комплексное использование средств физического воспитания.

 



Вопрос Организационное обеспечение школьных уроков физической культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: