КАНОН.
Творение преп. Иоанна Дамаскина, глас 1.
Песнь 1
Ирмос: Воскресения день! Просияем люди! / Пасха! Господня Пасха! / Ибо от смерти к жизни и с земли к небесам / Христос Бог нас перевел, / песнь победную поющих.
Припев: Христос воскрес из мертвых.
Очистим чувства и увидим / неприступным светом воскресения / сияющего Христа, / и говорящего: «Радуйтесь!» / ясно услышим, / воспевая песнь победную.
Припев: Христос воскрес из мертвых.
Небеса достойно да веселятся, / земля же да радуется, / да празднует и весь мир, / как видимый, так и невидимый: / ибо Христос восстал, веселье вечное.
Богородичны,
написанные преподобными Феофаном и Иосифом
Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас.
Умерщвления предел сломила Ты, / носив во чреве жизнь вечную, Христа, / из гроба воссиявшего в сей день, / Дева всенепорочная, / и мир просветившего.
Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас.
Воскресшим увидев Сына Твоего и Бога, / радуйся с Апостолами, Богоблагодатная, Чистая! / И первой слово «Радуйся», как причина радости для всех, / приняла Ты, Богоматерь всенепорочная.
Канон о слепом,
творение преподобного Иосифа, глас 5
Песнь 1
Ирмос: Землю, на которую солнце не светило / и не взирало никогда, / бездну, которую не видела нагою широта небесная, / Израиль прошел, ног не омочив, Господи; / и ввел Ты его на гору святыни Твоей, / поющего и играющего победную песнь.
Распятие добровольное приняв, Спаситель, плотию, / Ты миру источил благословение и жизнь, Владыка, / единый всеблагословенный и всего Создатель. / Потому мы благословляем Тебя, поем и славим, / воспевая и играя победную песнь.
Во рве глубочайшем / Тебя, Христе Долготерпеливый, / соделавшегося мертвым, / положил благородный Иосиф, / и привалил камень к двери гроба. / Но воскрес Ты, славный и мир воздвиг с Собою, / поющий и играющий победную песнь.
«Что вы благовония приносите со слезами?» / – возглашал явившийся почтенным женам Ангел, – / «Христос восстал. Бегите, возвестите боговидцам-ученикам, / скорбящим и плачущим, / да возликуют они и восторжествуют радостно!»
Чудеса преславные совершая, / исцелил Ты, Избавитель, и слепого от рождения, / смесью из земли помазав его очи и сказав: / «Иди и умойся в Силоаме, / да познаешь Меня, Бога, по земле ходящего, / плоть носящего по сострадательности сердца Своего.
Слава, Троичен: Единое Существо в Трех Лицах почитая, / прославим, верные, Отца, и Сына, и Духа правого, / Творца, и Господа, и Искупителя всех, / единого несозданного Бога, / с бесплотными взывая: / «Свят, Свят, Свят Ты, Царь!»
И ныне, Богородичен: Во чрево Твое, брака не знавшее, / вселился, Чистая, Господь, / по сострадательности сердца Своего / спасти желая человека, / истлевшего из-за козней врага. / Моли же Его город сей спасать / от всякого пленения и врагов нашествия.
Катавасия: Спасителю Богу, / по морю народ не омоченными стопами проведшему / и фараона со всем воинством потопившему, – / Ему единому воспоем, / ибо Он прославился.
Песнь 3
Ирмос: Придите, будем пить питие новое, / не из камня бесплодного чудесно изводимое, / но бессмертия источник, / пролившийся из гроба Христом, / на Котором мы утверждаемся.
Припев: Христос воскрес из мертвых.
Ныне все исполнилось света, / и небо, и земля и преисподняя: / пусть же празднует все творение восстание Христа, / на котором утверждается.
Припев: Христос воскрес из мертвых.
Вчера я погребался с Тобою, Христе, / – с Тобою воскресшим в сей день восстаю; / распинался я с Тобою вчера: / Сам прославь меня с Собой, Спаситель, / в Царстве Твоем!
Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас.
К жизни непорочной / перехожу я в сей день, / по благости Родившегося от Тебя, Чистая, / и все мира концы светом озарившего.
Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас.
Увидев Бога, Которого по плоти / носила Ты во чреве, Чистая, / из мертвых восставшим, как сказал Он, ликуй, / и как Бога, Непорочная, Его величай.
Канон о слепом. Ирмос: Сердце мое, Господи, / колеблемое волнами житейскими, утверди / к тихой пристани направляя, как Бог.
Сердца колеблющихся Ты утвердил, / поколебав всю землю, Долготерпеливый, / священным распятием Твоим, / которое претерпел Ты плотию.
В новом гробе Тебя, Милосердный, / Иосиф благородный положил; / но воскрес Ты в третий день из мертвых, / обновив нас.
«Что вы ищете Господа, как мертвого? / Воскрес Он, как сказал», / – Ангел женам возглашал, / блистая божественным обликом.
Некогда слепого от рождения, / прибегшего к Тебе, Ты исцелил, Всемилосердный, / и он стал славить промысл Твой и чудеса.
Слава, Троичен: Поклоняемся Богу Отцу пребезначальному, / Сыну и Духу Божественному, / всецело нетварному Естеству в трех Ипостасях, / единому Богу всего.
И ныне, Богородичен: Из чрева девичьего / родила Ты Бога воплощенного; / Его умоли, всесвятая Владычица, / явить сострадание к нам.
Катавасия: Силою Креста Твоего, Христе, / утверди мое помышление, / чтобы мне петь и прославлять / спасительное Твое вознесение.
Кондак Пасхи, глас 8
Хотя Ты и сошел во гроб, Бессмертный, / но уничтожил силу ада / и воскрес как победитель, Христе Боже, / женам-мvроносицам возгласив: «Радуйтесь!» / и Твоим Апостолам мир даруя, / Ты, дающий падшим воскресение.
Икос: Прежде солнца бывшее Солнце, / зашедшее некогда во гроб, / придя еще до наступления утра, / искали как дневного света мvроносицы-девы / – и одна к другой взывали: / «О подруги, давайте помажем благовониями тело, / источающее жизнь и погребенное, / плоть Того, Кто поднимает падшего Адама, / лежащую в гробнице. / Пойдемте, поспешим, как волхвы и поклонимся, / и принесем мvро, как дары / уже не пеленами, а плащаницею Обвитому; / и прольем слезы и воскликнем: / «О Владыка, восстань, дающий падшим воскресение!»
Седален, глас 8
Всех Владыка и Творец, проходя, / обрел на пути сидевшего слепого, / плакавшего и говорившего: / «Не видел я в своей жизни ни солнца сияющего, / ни луны, все светом озаряющей. / Потому взываю к Тебе: / Родившийся от Девы, чтобы все просветить! / Просвети меня, как милосердный, / дабы я восклицал, припадая к Тебе, Владыка Христе Боже: / Согрешений прощение мне даруй, / по множеству милости Твоей, Единый Человеколюбец!»
Слава, и ныне: повторяем то же.
Песнь 4
Ирмос: На божественной страже / Богословесный Аввакум да станет с нами / и покажет светоносного Ангела, / ясно возглашающего: / «В сей день – спасение миру, / ибо воскрес Христос, / как всемогущий».