Цели исследования: выявление уровня развития целостного восприятия, анализа образца, умение действовать по подражанию, по образцу.
Оборудование: 4 плоские палочки одного цвета.
Процедура. Перед ребенком строят из палочек фигуру («молоточек», «крыша») и просят его сделать такую же. Для младших детей фигура предлагается из 2 палочек.
Обучение. Если ребенок не справляется с заданием, ему предлагают построить фигуру по показу.
Оценка действий. Принятие задания, действия по подражанию, по показу, по образцу, результат и отношение к нему.
Задание 9. Достань тележку!
Цели исследования: выявление уровня развития наглядно-действенного мышления, возможности использования вспомогательного средства.
Оборудование: тележка с кольцом, через которое продета тесьма.
Процедура. Перед ребенком на другом конце стола находится тележка, достать ее рукой он не может. В зоне досягаемости руки находятся два конца тесьмы, разведенные на 50 см. Ребенка просят достать тележку. Он должен догадаться соединить оба конца тесьмы.
Обучение. Проводятся на уровне практических проб самого ребенка: когда он тянет за один конец тесьмы, надо дать ему возможность попробовать еще раз. Педагог за экраном снова продевает тесьму через кольцо тележки и предлагает достать ее.
Оценка действий. Если ребенок тянет за оба конца тесьмы сразу (двумя руками или соединяя концы) – это высокий уровень выполнения задания. В тех случаях, когда ребенок тянет вначале за тесьмы и справляется с заданием после повторной пробы, отмечается положительное использование практических проб. Если он не догадывается использовать тесьму (пытается дотянуться рукой или подняться со стула и подойти к тележке) – это невыполнение задания.
Задание 10. Порисуй!
Цели исследования: выявление уровня развития предметного рисунка, ведущей руки и наличия согласованности действий рук.
Процедура. ребенку дают листок бумаги и карандаш, просят нарисовать «дорожку» или «домик» (обучение не проводится).
Оценка действий. Принятие задания, отношение к задаче и результату деятельности, соответствие рисунка инструкции.
Анализ рисунков: каракули, преднамеренное черканье, соответствие рисунка инструкции.
Количественная оценка в баллах:
1 балл - ребенок не сотрудничает со взрослым и ведет себя неадекватно по отношению к заданию, не понимает его цели;
2 балла - ребенок принимает задания, начинает сотрудничать со взрослым, стремится достичь цели, но самостоятельно выполнить задание не может, в процессе диагностического обучения действует адекватно, но после обучения не переходит к самостоятельному выполнению задания;
3 балла - ребенок начал сотрудничать со взрослым, принимает и понимает цель задания, но самостоятельно задание не выполняет, в процессе диагностического обучения действует адекватно, а затем переходит к самостоятельному способу выполнения задания;
4 балла - ребенок сразу начал сотрудничать со взрослым, принимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения.