Глава 2.Инструменты государственного регулирования экологического туризма

2.1 Характеристика инструментов государственного регулирования туризма

    Государственное регулирование туристической индустрии считается важнейшим моментом в делах контроля и продвижения всей индустрии. Качественная реализация туристической деятельности в РФ и на мировой арене возможна лишь при жестком контроле всех форм туризма на всех уровнях (региональном, федеральном).Из-за использования с конца двадцатого века рыночной модели экономики вместо плановой, наблюдались серьезные препятствия для рационального и качественного развития туристических возможностей Российской Федерации.В связи с недостаточной развитостью методологических разработок не представлялось возможным грамотно регулировать туристическую индустрию и реализовывать программы развития туризма. Со временем появлялась необходимость  усиления работы органов власти, связанная с проектированием мер по регулированию туризма. Необходимость развития государственного регулирования туризма привела к появлению следующих инструментов регулирования, которые можно разделить на несколько групп: 1)Административные (сертификация,аккредитация, аттестация, контроль соответствия стандартам и качеству, контроль за ценами)

2)Правовые (санитарное, хозяйственное, строительное законодательство, законодательство по обеспечению безопасности туристов)

3) Прямое регулирование (страхование, гос. закупки, целевое финансирование, льготное кредитование)

4) Косвенное регулирование (налоги). Любое средство из перечисленных по-своему уникально и может быть использовано в разных ситуациях поодиночке. На сегодняшний день правительственные органы по контролю за туристической индустрией в разных регионах используют весь набор инструментов регулирования.   

    Довольно результативным инструментом в плане защиты прав потребителей служит сертификация. Международная организация по стандартизации дает следующее определение сертификации: «Это процедура подтверждения соответствия результата производственной деятельности, товара, услуги нормативным требованиям, посредством которой, третья сторона документально удостоверяет, что продукция (процесс) или услуга, соответствует заданным требованиям». Для того чтобы подтвердить соответствие предоставляемой услуги или продаваемого продукта всем нормам существует сертификат соответствия,действие которого распространяется по территории всей нашей страны. После принятия Федерального закона «О Техническом регулировании» [79], сертификация перестала быть обязательной. Однако замена обязательной сертификации на добровольную отвечает международным требованиям ВТО, членом которой является Россия.

    Не менее важным инструментом для улучшения качества предоставляемых услуг на рынке туризма являются процедуры аккредитации и аттестации. Недостаточная квалификация некоторых представителей тур. индустрии (гидов, проводников) препятствует нормальному развитию туризма в регионах и формированию конкурентоспособного продукта. Для решения проблемы в 2019 году был разработан проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников» [80]. Практика запрета проведения экскурсий гидами без специального образования в Европейский странах считается стандартным явлением. Запрет же в России деятельности по оказанию услуг экскурсовода без аттестации,несомненно, «очистит» рынок от некачественных услуг и послужит хорошим стимулом для подготовки профессиональных кадров, что повлечет за собой улучшение качества услуги.

Одним из важнейших инструментов государственного регулирования туризма является контроль над соответствием стандартам и качеству. Подписание в 2018 году Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»[81] было обусловлено необходимостью очистить рынок от некачественного предоставления услуг в отелях и гостиницах,  а так же стремительным ростом въездного туризма. Обязательная классификация объектов туризма и присвоение соответствующих категорий звездности позволит потребителю выбирать соответствующие условия, что, несомненно,положительно скажется на качестве оказания услуг. Так, в 2019 году [82]Россию посетило более шести миллионов туристов и такая мера как классификация является необходимой для нормального функционирования рынка, где турист, планируя посетить пятизвездочный отель, попадает именно в пятизвездочный отель с соответствующими условиями.

Следующий довольно значимый инструмент, относящийся к прямому регулированию в туризме – страхование. Почти каждый турист так или иначе считается клиентом страховой компании. Это связано с риском столкновения туриста в поездке с разного рода проблемами. В зависимости от существующих видов страхования в туризме,застраховать можно:

1) туриста и его имущество;

2) туриста во время поездку за границу;

3)гражданскую ответственность;

4)риски туристских фирм;                                                                      Помимо этого существует добровольное и обязательное страхование. Разница между ними в том, что обязательное страхование необходимо осуществлять из-за законов страны, которую турист собирается посетить, а к добровольному страхованию относится, например, страхование багажа от потери. Добровольное страхование регулируется статьей 17 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». [83]Условия страхования, а так же список страховых случаев можно найти в договоре страхования. Страхование является неотъемлемой частью туристической индустрии, так как позволяет туристу чувствовать себя комфортно благодаря различным гарантиям безопасности на время поездки.

Косвенным, но довольно важным инструментом регулирования является  система налогообложения. Для нормального функционирования любого государства в каждой стране существует своя система налогообложения населения и организаций. Практика воздействия на индустрию туризма путем изменения налоговой ставки в зависимости от региона и развитости в нем туризма – обычное дело. Большую значимость приобретает  тема уплаты налогов в кризисные времена. Так, в связи с пандемией коронавируса  в мире в 2020 году и временным приостановлением деятельности различных туристских организаций, правительство РФ приняло решение об отсрочке уплаты налогов для сферы туризма и авиаперевозчиков [84]с целью минимизировать негативные последствия,грозящие индустрии туризма.

Важную роль для развития туризма играет контроль за соблюдением прав и интересов различных субъектов тур индустрии. Из-за несовершенства законодательства появляются несоответствия и противоречия в области права.  Ярким примером является Федеральный закон «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» [85]принятый в 2017 году, в соответствии с которым туристы обязаны платить за посещение определенных территорий, хотя в статье 27 Конституции РФ [86]сказано, что человек может свободно передвигаться по территории страны. Такой инструмент как правовое регулирование следует рассматривать более детально из-за большого влияния не только на индустрию туризма, но и на другие инструменты государственного регулирования, так как независимо от вида инструментов, большинство из них так или иначе связаны с законотворческой деятельностью.

С системной точки зрения, инструменты помогающие правительству регулировать туристическую индустрию, нужно рассматривать как комплекс государственных мероприятий, которые способствуют упрочнению и приспособлению существующей экономической системы к динамичным преобразованиям рынка и общества. Являясь механизмом корректировки экономических процессов, государственное регулирование распространяется на туристическую индустрию в целом,на государственный и частный сектор. Благодаря этому появляется шанс обеспечить поддержкой всю систему туристической индустрии. Поддержкой со стороны государства при данных обстоятельствах будет являться обеспечение комфортного климата для саморазвития всех сторон складывающихся экономических отношений. 

 

 

     

 

2.2 Правовое регулирование экологического туризма в России и мире


    В настоящее время роль экотуризма в общественной жизни людей приобретает все большую популярность и занимает одну из главных ниш в развитии индустрии туризма. Во многих странах экотуризм стал одним из приоритетов государственной и экологической политики. Одним из главных ресурсов для развития экотуризма являются особо охраняемые природные территории, привлекательные и познавательные для туристов. С каждым годом увеличивается количество туристов, посещающих охраняемые природные территории, увеличивается количество эко-маршрутов. Определенные факторы способствовали развитию экотуризма. Глобализация и экономический рост привели к увеличению числа мегаполисов, население которых, уставшее от шума и суеты, все больше стремилось к тихим  природным ландшафтам. Началось развитие массового неконтролируемого туризма. Был дисбаланс между туристами и природой. Это привело к негативным последствиям, истощению природных ресурсов, был нанесен большой вред окружающей среде. Существует острая необходимость в создании регулируемого экотуризма[87] при условии контроля использования природных ресурсов. Задачи, которые преследует экотуризм, включают в себя:

1) осуществление контакта с природой в более организованном порядке, создание маршрутов, экскурсий и т..;

2)уважение к природе, связь экологического туризма с природными ресурсами;

3)сочетание отдыха и развлечений с экологическим образованием, формирование у туристов бережного отношения к природе;

4)уважение к культуре и жизни местного населения, забота об их сохранении;

5) развитие экологического туризма должно быть экономически эффективным.

Экотуризм должен занять свое законное место в индустрии туризма. Он должен развиваться не только на благо общества или человека, но и на благо природы; содействовать устойчивому развитию природных ресурсов, минимизировать негативное воздействие на окружающую среду, способствовать устойчивому экономическому развитию регионов, быть сосредоточенным на уважении к местной культурной и социальной среде[88]. Для достижения этих целей туризм должен быть тщательно спланирован, должен контролироваться и быть должным образом управляем. Необходимо не заходить за рамки максимально разрешенного отдыха, правильно разрабатывать туристические маршруты, посещать природные зоны и соблюдать правила поведения на экскурсионном маршруте. Туристы должны получить знания о природе, нести ответственность за ее сохранение и иметь исчерпывающую информацию о предстоящем туре или экскурсии. Все должны понимать, что только экологически чистый регион может развивать экотуризм, создавать рабочие места, улучшать социальную инфраструктуру, предоставлять возможности для регионального развития[89]. В конечном итоге все это улучшит благополучие. Понятно, что, влияя на экологическое состояние используемых природных ландшафтов, экотуризм заинтересован в сохранении природной среды. Специфические свойства туристических ресурсов играют важную роль в привлечении туристов и отдыхающих. Они характеризуются такими свойствами, как целостность и надежность, уникальность и привлекательность, известность и экзотичность и т. д. К особо охраняемым природным территориям относятся, прежде всего, природные заповедники и национальные парки. В развитии экотуризма они являются ключевыми компонентами природных ресурсов.

Развитие туристической деятельности позволило классифицировать туризм в соответствии с оказанным на природу влиянием на «хороший» и «плохой». Под первым подразумевается устойчивый, ответственный туризм. [90]Стремительные темпы разрастания туристической индустрии по всему миру наносят серьезный ущерб некоторым экологическим системам[91]. Предположение, что экотуризм может быть исключительно «хорошим», не сбылось. Очевидно, что экотуризм широко признан в качестве устойчивой формы природного туризма, часто с культурными компонентами, но он не всегда способен достичь своих целей. Экотуризм считается туристическим направлением, имеющим множество правовых ограничений, касающихся визита на различные территории.Важное значения имеют ограничения на посещение ООПТ. Справедливость должна рассматриваться как ключевой принцип надлежащего управления и политики экотуризма, в том числе при установлении правовых ограничений [92]. Туристической индустрии необходимо основываться на критериях устойчивости, то есть быть экологически приемлемой в долгосрочной перспективе, этически и социально справедливой для коренного населения. В качестве требования рационального управления туризмом определяется устойчивость ресурсов, их обеспечение государством. Поэтому государственные органы не только могут, но и должны устанавливать рациональные (достаточные и необходимые) правовые ограничения, призванные содействовать устойчивому развитию, обеспечивать баланс между туризмом и природой.

    Большое количество законодательных актов РФ служат фундаментом правовой базы, помогающей в регулировании действий и процессов разного рода связанных с особо охраняемыми природными территориями: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 20.12.2004 г.№ 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»[93], Федеральный закон от 7.05.2001 года № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», [94]Федеральный закон от 1.05. 1999 года № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал»[95], Федеральный закон от 14.03.1995 года «Об особо охраняемых природных территориях»,[96] Федеральный закон от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Многие из этих законодательных актов являются основой для природоохранной деятельности.

    В первом пункте девятой статьи Конституции сказано, что природные ресурсы нашей страны используются и защищаются как основа жизни и деятельности народов, живущих на соответствующих территориях. Данное положение служит конституционным утверждением экологической функции страны и природоохранных субъектов.

    В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 31.12.2002 года[97](с изменениями на 27 декабря 2019 года) говорится, что процессы экономической деятельности и иные процессы, в которые вовлечены любые стороны (будь то органы государственной власти, местные органы власти, юридические или физические лица), так или иначе осуществляющие деятельность, которая может оказывать влияние на окружающую среду должны осуществлять свою деятельность в соответствии со следующими убеждениями:

1)уважение права людей на благоприятную окружающую среду

2)рациональное развитие и отсутствие вреда

3)приемлемость влияния любых видов деятельности на экологию с учетом ограничений, связанных с защитой окружающей среды

Федеральный закон от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об охраняемых природных территориях»  поясняет значимость специально охраняемых природных территорий для развития экотуризма и является документом, содержащим пояснения касательно существующих в России особо охраняемых природных районов, их принадлежности к национальным объектам, а так же регулирует отношения в области охраны и использования ООПТ с целью защитить уникальные природные объекты, объекты флоры и фауны,их генофонд. В «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. N 2129-р [98], такие основания для установления правовых ограничений для туризма, как «экологические», упоминается пропускная способность туристической территории и экологическая нагрузка на туристическую территорию. Под экологической емкостью туристической территории понимается величина допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и отдельные компоненты природной среды. Соответствие этой ценности обеспечивает устойчивое функционирование природных экологических систем и сохранение биоразнообразия; Экологическое бремя в туристической зоне понимается как совокупное воздействие всех источников на окружающую среду или отдельных компонентов природной среды в туристических зонах. Очевидно, что при установлении правовых ограничений эти категории должны быть приняты во внимание

Юридические ограничения на туризм также обусловлены его безопасностью. Так, ГОСТ Р 50644-2009 «Туристические услуги. Требования, предъявляемые к безопасности туриста», [99] в пункте 3.1. Заявлено, что безопасность туризма - это безопасность туристов, безопасность их имущества, а также отсутствие ущерба окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства при поездках. В Национальном стандарте Российской Федерации «Туристические услуги. Безопасность активных видов туризма. Общие сведения» [100]»  ограничения вызваны необходимостью учета природной и экологической обстановки, обеспечения экологической безопасности, минимизации вредного воздействия на окружающую среду. Концепция Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации [101] до 2025 года подчеркивает, что экотуризм ориентирован на отдых на природе.

На основании этих законодательных актов должна осуществляться защита исторических, культурных и религиозных объектов при любых обстоятельствах. Это должно быть основной обязанностью государства, а средства достижения целей правового регулирования должны быть осуществимыми, эффективными, недискриминационными и соответствовать приоритетам, законодательству и традициям. Так как речь идет об объектах, которые состоят как из природных ресурсов, так и из материальных ценностей, а их неконтролируемое использование может привести к их истощению или даже их полному исчезновению: «Удовлетворение туристических потребностей не должно наносить ущерб социально-экономическим интересам населения, окружающей среде, природным ресурсам, а также историческим и культурным местам». Правовое ограничение экотуризма должно основываться не только на важности гарантированного права человека на свободу передвижения, но и на необходимости сохранения природного разнообразия.. Огромное значение для сохранения и развития окружающей среды, культурного наследия, в повышение уровня жизни может быть сделано через рациональное управление туризмом. Установление правовых ограничений в экотуризме позволяет достигать этих целей.

Здесь появляется первая проблема - большинство перечисленных законодательных актов регламентируют общие требования по сохранению и защите окружающей среды, отдельных природных, историко-культурных объектов. Однако речь идет об экологическом туризме - одном из видов туризма, который стремительно развивается. Если государство преследует цель развития туризма, как сектора экономики, правовое регулирование деятельности его отдельных  видов, в частности экологического туризма, должно осуществляться более строго, а законодательные акты прорабатываться более детально. К 2020 году туристическая деятельность контролируется множеством законодательных актов, среди которых: ГОСТ Р 50690—94 «Туристко-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования»[102], ГОСТ Р 50645—94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц»[103], ГОСТ Р 50644—94 «Туристко-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов»[104], ГОСТ Р 50646—94 «Услуги населению» [105]и ГОСТ Р 50691—94 «Модель обеспечения качества услуг». [106]Большинство стандартов в вопросах организации и создания турпродукта не затрагивает экологическую составляющую и действия направленные на уменьшения отрицательного воздействия тур предприятий на окружающую среду. В  единичных случаях упоминается моменты, связанные  с не ухудшением экологической обстановки при организации туристической деятельности, но отсутствуют конкретные требования и меры защиты окружающей среды. В 2015 году появился   ГОСТ Р 56642-2015 «Услуги туристические. Экологический туризм / природный туризм. Общие требования»[107],который предусматривает, что при определении пригодности территории для посещения экотуристов необходимо учитывать:

 1) допустимые рекреационные нагрузки, количество водных, энергетических и других ресурсов используемые, даты посещения и формы контактов с объектами наблюдений и т.д.

 2) отсутствие в регионе и на прилегающих территориях: факторы потенциального антропогенного воздействия; свалки, захороненные в земле бытовые и промышленные отходы; агропромышленный комплекс, использующий пестициды, минеральные и органические удобрения; животноводческие фермы; промышленные предприятия (химические, нефтехимические, микробиологические, горнодобывающие); ТЭС, АЭС и т.д.;

3) отсутствие или вероятность стихийных бедствий; внезапные изменения погоды; внезапные изменения атмосферного давления, магнитные бури, ураганы, торнадо, извержения вулканов, землетрясения, наводнения, лавины, оползни, лесные пожары и т. д.;

4) экологическое состояние территории, санитарно-гигиеническое состояние атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, наличие источников питьевой воды;

5) информация о природно-очаговых заболеваниях, эндемических заболеваниях, опасных насекомых, млекопитающих, змеях, ядовитых рыбах, растениях, грибах;

6) наличие в лечебно-спасательных службах количества, состояния и близости травматологических пунктов к трассам экотуризма, специализированных медицинских учреждений, больниц; оказание экстренной медицинской помощи; наличие спасательных служб; поисково-спасательные, горно-спасательные и др.;

7) наличие жилья, объектов общественного питания, дорог, трасс экотуризма, оборудованных стоянок, туристической навигации и т. д.

Это один из немногих стандартов, в котором наблюдается конкретика в вопросах организации туристической деятельности и предотвращения негативного воздействия на природу при осуществлении этой деятельности с точки зрения формирования тур продукта, а не защиты экологии и окружающей среды в целом. Анализ законодательных актов и стандартов указывает на следующую проблему – в Российском законодательстве и в сфере регулирования туризма недостаточно объемно и недостаточно детально проработаны вопросы взаимодействия туристической индустрии с экологической составляющей. Количество законов, стандартов, положений и статей, входящих в них крайне мало. Ярким примером детального государственно-правового регулирования правовых ограничений в сфере туризма является Французская Республика. Основные нормы права, регулирующие общественные отношения в сфере туризма, сгруппированы в законе Французской Республики «Кодекс туризма», состоящим из более 780 [108]статей,а вопросы, связанные с экотуризмом, подробно регулируются экологическим кодексом Франции, в который к 2019 году входило более 40 законов. [109]

Детальное правовое регулирование различных процедур в экотуризме необходимо. Оно обеспечивает единство правоприменительной практики, помогает устранить правовые конфликты и негативное влияние.

 Экотуризм играет ведущую роль в реализации методов устойчивого развития в сфере туризма. Различные формы туризма, особенно экотуризм, должны стать важной основой для сохранения и устойчивого использования природы, а отсутствие должного  планирования и управления туристической деятельностью способствует ухудшению природных ландшафтов, создает угрозу для живой природы и биоразнообразия. Для развития природы в некоторых случаях можно использовать отказ от экотуризма.Но важно помнить, что наиболее эффективным ограничением туризма, в том числе экологического, является не запрет на посещение территории, а человеческая внутренняя гражданская обязанность. «Хороший» туризм, включая экотуризм, должен активно пропагандироваться в современном обществе, включая использование цифровых технологий, направленных на экологическое образование и повышение экологической осведомленности так как посетители этого направления несут ответственность за устойчивость окружающей среды, в том числе путем выбора конкретного маршрута путешествия.

Положительная роль экотуризма определяется его минимальным воздействием на окружающую среду. Между тем, некоторые экологические общества, такие как Зеленый Крест, Российский региональный экологический фонд, Всероссийское общество охраны природы, призывают запретить туристам посещать охраняемые территории, поскольку они обеспокоены увеличением потока туристов. Если государство, общество не в состоянии обеспечить «хороший» экотуризм, конечно, необходимо установить запрет на посещение определенных охраняемых территорий.

Юридические ограничения необходимы в интересах самого туризма, так как они должны способствовать решению экологических проблем и сохранению необходимого пространства для туризма. Нормативно-правовое регулирование в сфере экологического туризма должно быть справедливым и поддерживать тонкий баланс между природой и деятельностью человека. Поэтому государственные органы не только могут, но и должны устанавливать рациональные (достаточные и необходимые) правовые ограничения, призванные содействовать устойчивому развитию, обеспечивать баланс между туризмом и природой. Важно не только установить правовые ограничения, но и обеспечить их надлежащее соблюдение. Закон должен заранее регулировать общественные отношения, избегая негативных последствий для окружающей среды. Поощрение экотуризма, основанного на концепции морали человека, на высоком уровне экологической гражданственности и экологического сознания при справедливом правовом регулировании и саморегулировании будет способствовать гармоничному сочетанию сохранения природы и деятельности человека. Турист - это, в основном, человек, уважающий свою страну и ее природное наследие. Если продвижение туризма направлено на получение экономических выгод, не принимая во внимание сохранение природы, негативные последствия не заставят себя долго ждать

 

2.3Рекомендации по дополнению и изменению существующих инструментов государственного регулирования экологического туризма

 

Во времена мирового финансового кризиса тенденция разрастания туристической индустрии демонстрирует неоднозначность всего туристического комплекса. Это является стимулом к формированию и моделированию правительством различных стратегий для помощи туристской индустрии во время адаптации экономики и ее механизмов под кризисные ситуации. Качество развития туристической индустрии становится одним из ключевых моментов, которые влияют на устойчивость социально-политической ситуации в зонах отдыха различного уровня и являются фундаментом для постепенного и продолжительного улучшения туристической индустрии на территории всей страны.. Однако на туристическую индустрию негативно влияют недостатки и изъяны в системе регулирования и контроля туризма правительством.

    Для решения поставленных проблем необходимо поэтапное осуществление мероприятия связанных с законотворческой деятельностью, правильное использование лечебных природных ресурсов и зон отдыха в разных субъектах РФ, постепенное осуществление планов по продвижению курортных зон, создание проектов по продвижению туризма в регионах страны - все это даст шанс уменьшить вероятные отрицательные итоги реорганизации сферы туризма. Эти механизмы должны стать фундаментом для перестройки туризма в прибыльный сектор экономики страны.

    Главным стремлением улучшения туристической индустрии нашей страны должно стать формирование актуального и способного конкурировать в условиях современного рынка комплекса туристических услуг, базой которого будет являться рациональное потребление уникальных продуктов отечественной индустрии туризма, не имеющих аналогов в мире. Этот туристический комплекс должен быть направлен на решение следующих моментов:

1) Соответствие современным нормам и стандартам туризма, в связи с чем будет возможность предоставить туристам России, гражданам ближнего зарубежья и других стран качественную услугу.

2)Нарастание значимости туризма для улучшения экономической составляющей регионов

3)Поддержка и планомерная эксплуатация туристических резервов страны, курортных зон и культурно-исторического наследия

    Для плодотворного результата касающегося реализуемых намерений следует выявить список базовых принципов, среди которых:

1)Осуществление инвентаризации всех предметов имущества,относящихся к негосударственной сфере туризма, создание механизмов учета частных объектов и разработка специального списка для полного контроля.

2)Внедрение нормативно-правовых и законодательных механизмов для улучшения туристической индустрии, которые будут положительно влиять на жизнедеятельность разнообразных организаций индустрии.

3) Создание грамотного плана по экономическому регулированию индустрии и рационального влияния на неё налоговых механизмов,которые послужат толчком для осуществления более успешной деятельности туристических учреждений в различных субъектах РФ 

4) Формирование комплекса гарантий от правительства для вовлечения частных инвесторов в индустрию туризма    

5)Оберегание, постепенное потребление природных благ и ресурсов с последующей возможностью их реабилитации

6)Формирование механизмов взаимодействия учреждений индустрии туризма с различными структурами, имеющие прямое или косвенное воздействие на индустрию (транспорт, производство, инвестиционные фонды,страхование и реклама)

7)Осуществление более интенсивной помощи правительством РФ, контроля отрасли путем привлечения мировой системы сертификации услуг

8)Создание качественной системы, готовящей для отрасли высококвалифицированных специалистов   

9)Заимствование иностранного опыта в делах детализации законодательных актов, связанных с взаимодействием индустрии туризма и экологии.    

  Улучшение контроля государством туристической индустрии в регионах следует проводить через постепенное внедрение, которое будет включать:

1)Внедрение государственных и международных эталонов и понятий о качестве менеджмента предоставляемых индустрией туризма услуг.

2)Расширение списка закрепленных в законе понятий о сертификации и аттестации, относящихся к людям на управляющих должностях и другим задействованных в сфере туризма людям

3) Создание реестра туристических организаций и разделение их по видам действия и функционалу

4)Запрет осуществления деятельности туристических агентств, сотрудники или владельцы которых не имеют специального образования 

5)Формирование новой, либо заимствование у иностранных коллег уже существующей модели обучения новых, проф.пригодных кадров

6) Создание механизма, с помощью которого будет осуществляться координирование сотрудничества туристической индустрии с научной сферой(новации в туризме), сферой рекламы и маркетинга, как оказывающих на развитие индустрии весомое влияние

  Постепенная реализация перечисленных мер простимулирует развитие индустрии туризма в качественном плане, что будет способствовать более эффективному развитию туризма как сектора экономики, а так же принесет пользу социуму в виде роста числа рабочих мест. Помимо этого нужно помнить главные направления гос. политики, направленной на совершенствование туристической индустрии Российской Федерации:

1)Совершенствование индустрии и контроль за деятельностью всевозможных туристических организаций

2)Создание комплекса мер по предотвращению сокращения количества санаториев, действующих для оздоровления работающих на «вредных» государственных предприятиях граждан,а так же инвалидов, детей и др.

3)Строгое исполнение мер по переписи и осуществления контроля над комплексом ресурсов, имеющих оздоровительные свойства.

С целью выполнения ряда значимых для улучшения индустрии задач следует изучить возможность привлечения научного подхода к процессам государственного регулирования туристической индустрии в разных субъектах РФ. В общих чертах, регулирование туристической индустрии государством должно рассматриваться как комплекс непростых задач, к которым нужно отнести: формирование экономической политики и разъяснение её положений, избрание способов и инструментов для реализации данной политики. Под государственным регулированием туристической индустрии в различных субъектах РФ по предмету воздействия следует подразумевать деятельность по контролю за несколькими связанными друг с другом составляющими: ресурсами туризма, производством туристских и финансовых потоков в этой отрасли. Государственное регулирование в регионах должно зависеть от задач, которые ставит перед собой местное правительство. Не малое значение на это будут оказывать те инструменты регулирования, которыми правительственные органы регионов обладают. В современных условиях свободного рынка и конкуренции это может быть:

1)своевременное донесение информации до участников рынка туристических услуг об экономической ситуации в стране, шанса развития этой отрасли

2)разъяснение основных положений экономической политики туристической индустрии, проводимой правительством на действующем этапе развития экономики государства

3)Процедуры по улучшению государственного сектора туризма, как фундаментального метода по влиянию государства на индустрию.

В данном случае объектами и инструментами государственного регулирования туристической индустрии будут являться те процессы, адекватную работу которых в условиях рынка и без контроля государства обеспечить невозможно. Среди этих можно выделить основные:

 1)  экономические явления, например, ценообразование,экономический цикл, обращение денег, процессы вливания дополнительных средств(инвестиции), Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

2) Появление определенных фундаментальных секторов туристической индустрии с помощью реализации региональных целевых программ, например, «Стратегия развития туризма на территории тульской области на период до 2035 года»[110] и др.

3) Конкретные «гиганты» индустрии туризма и курорты федерального значения,  например, Краснодарский край;

4) Плавное и равномерное  улучшение туристической индустрии в разных регионах страны.

    Говоря подробнее о правовом инструменте регулирования нужно помнить, что в России много природных зон национального и регионального значения. Все эти объекты имеют особую экологическую, культурную и рекреационную ценность. По сравнению с другими территориями многие заповедники и национальные парки играют более значительную роль в развитии туризма. Экотуризм ставит перед собой конкретные задачи: развитие образовательных форм туризма, экологической и культурно-исторической направленности; разработка туристических маршрутов и экологических троп, где туристы и экскурсанты изучают и наблюдают за процессами и явлениями природы; воспитание экологической культуры поведения человека, уважения к природе. Использование природных объектов рекомендуется с учетом следующих критериев: расчет допустимого количества туристов, посещающих территорию, и распределение туристических потоков по сезонам; необходимость оценки инфраструктуры, определения скорости загрузки; учет положительного и отрицательного воздействие туристов на окружающую среду; учет развития туристических зон. Выполнение всех этих критериев на благо индустрии туризма и развития экологического туризма в частности возможно в первую очередь при повышенном внимании к правовому регулированию, которое нуждается в доработках и изменениях

Экологический туризм нельзя рассматривать как что-то отдельное, как обособленное от окружающего мира явление. Не углубляясь в нормативные акты, связанные с туризмом, можно перечислить ряд действий, после реализации которых положительный отклик будет как для экологического туризма, так и для множества сфер жизнедеятельности:

1) Ужесточение уголовного и административного наказания за незаконную вырубку лесов. 

Из-за изъянов в законодательстве, «черные лесорубы» вырубают огромные территории ЛЕГАЛЬНО, прикрываясь санитарной защитой, однако в большинстве случаев вырубаются абсолютно здоровые деревья. Штрафы для нелегально действующих граждан составляют от 50.000р до 3.000.000р[111] (при условии масштаба вырубки подходящего под статью УК,административные наказания предусматривают еще более меньшие штрафы) при том что доходы в теневом секторе лесной промышленности исчисляются десятками миллиардов рублей.[112]

Так, в Республике Коми, где находятся национальный парк Югыд-ва и Печоро-Илычский заповедник, в 2019 году сотрудниками правоохранительных органов было возбуждено более 20 уголовных дел за незаконную вырубку леса[113]. Очевидно – злоумышленники не боятся наказания – доход многократно превышает размер штрафа. Отсюда острая необходимость увеличения размера штрафов в несколько раз

    Не менее остро стоит проблема загрязнения воздуха. К примеру, в большинстве городов Московской области за десятилетний период, до 2016 года, отмечалось снижение степени загрязненности и выбросов на 77%,а степень загрязненности в целом оценивалась как низкая. Несмотря на это загрязненность все равно присутствует и находится на отметке выше нормы.[114]В других городах и субъектах Российской Федерации ситуации намного хуже. По данным Федеральной службы по мониторингу окружающей среды более чем в сорока городах России степень загрязнения воздуха – высокая. В двадцати субъектах России более 15% населения находится под воздействием очень высокого уровня загрязнения атмосферы, а в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге – более 70% населяющих города людей.[115] Что касается зон экологического туризма – ситуация во многих местах оценивается как приемлемая. Во многом это связано с более жестким законодательством близ особо охраняемых природных территорий. Так, вокруг национального парка Югыд-ва, во многих городах по состоянию на 2018 год загрязнение атмосферы находится на низком уровне, но все же чуть выше нормы. Источники загрязнения прежние - выбросы от транспорта, предприятий промышленности и теплоэнергетики [116].Исходя из этого следующая рекомендация по изменению правовых норм:

2) •Увеличение налога на владение транспортными средствами с экологическим классом ниже «Евро – 3».[117]

•Внесение поправок в УК РФ (введение статьи «Нарушение правил охраны атмосферного воздуха)

На дорогах России в 2018 в году в среднем 6 из 10 автомобилей наносят окружающий среде весомый урон. Увеличение налога на владение такими автомобилями не решит ситуацию, но несколько сгладит ее. Что касается выбросов от предприятий промышленности, то на данный момент за мелкие выбросы не существует даже уголовного наказания, а максимальный штраф по АК составляет 250.000 рублей[118], при том, что доходы предприятий многократно выше, а вред окружающим из-за экономии на фильтрах и замене устаревшего оборудования может быть серьезным.

Окружающий нас мир, леса, моря, реки и озера, воздух которым мы дышим, без этого в принципе не могло существовать понятия «экологический туризм», поэтому начинать изменения нужно именно с того,что нас окружает,на федеральном уровне.

    Следующая мера, которая масштабно поможет снизить негативное воздействие человека на природе во время путешествий – жесткое регулирование потока туристов:

3) Ограничить кол-во посещений туристами природных зон, и зон отдыха,нахождение на которых может негативно влиять на окружающую среду. 

Последствия глобализация и развития инфраструктуры затронули и экологию самого глубоко озера на земле – Байкала. Там отмечается сразу несколько неблагоприятных для экологии факторов, среди которых: проблемы с браконьерами, след от «черных» лесорубов, халатное отношение предприятий к сбросу отходов,бытовые отходы и, конечно, негативный след оставляемый туристами. Остро стоит проблема загрязнения озера нефтепродуктами с судов. Если в прошлом столетии по озеру Байкал курсировало всего пару десятков паровых кораблей, то в последнее время количество судов перевалило за 300, а моторных лодок можно насчитать более 8000 [119]. Все они загрязняют чистейшие воды нефтепродуктами. Другим серьезным источником загрязнений считается туризм, не имеющий ничего общего с экологическим. В год Байкал посещает порядка 2 млн туристов, многие из которых не имеют понятия об экологическом воспитании и оставляют после себя порядка восьми ста тонн мусора за сезон [120].

    Резко ухудшилось в последнее время и состояние акватории Черного и Азовского морей. Виной тому – застройка прибрежной зоны и глобальное потепление. Глобальное потепление в свою очередь привело к повышенной температуре воды в поверхностном слое. Из-за этого в период активности туристов санитарно-эпидемеологические службы фиксируют стремительное распространение болезнетворных бактерий и увеличение загрязняющих воду веществ. Помимо всего прочего, лишком частые морские перевозки так же загрязняют акваторию Черного моря. Всё это привело к тому, что Черное море уже почти не может самоочищаться.[121]

Чтобы ситуация не ухудшалась, необходимо на законодательном уровне четко определить:

• границы наиболее уязвимых зон (ООПТ,национальные парки,заповденики,заказники,курортные зоны и т.д)

•пропускную способность, при которой вред природе будет сведен к минимуму

•ужесточение наказаний (По УК и АК) в РАЗЫ.

Последний и наиболее значимый инструмент,которым государство может воздействовать на разрешение складывающейся ситуации – воспитание сознательности и экологической культуры в гражданах

4) Разработка и внедрение министерством образования в школьную программу уроков «Экологической культуры»

Данная тема должна изучаться не в рамках предмета «окружающий мир» в течении пары уроков, а отдельно и целенаправленно,с целью формирования у детей школьного возраста сознательности с ранних лет. Тогда, возможно, через 20 лет молодой человек откажется заниматься браконьерством или оставлять мешок с мусором после отдыха у озера.

Итак, можно сделать вывод, что состояние экологии в Российской Федерации не совсем удовлетворительное. Проблемы повсеместно одинаковые – выбросы вредных веществ различным транспортом,халатное, преступное отношение туристов к посещаемым территориям, нарушение законодательства в целях обогащения (браконьерство, вырубка леса), ненадлежащее выполнение прямого законодательства различными предприятиями, либо недостаточная эффективность самого законодательства по отношению к промышленным предприятиям, когда попадание отходов переработки в окружающую среду является вполне легальным мероприятием. Все это может привести к необратимым изменениям,связанным с окружающим нас миром. Проблема в том, что большинство из людей, нарушающих так или иначе экологический баланс,живут по принципу «на наш век хватит». Такое отношение к окружающей нас природе должно строго пресекаться.Для решения проблемы необходимо дорабатывать законодательные акты, ужесточать наказание за их нарушение. Предложенные мною меры основаны на анализе экологической обстановки и фактах за последнее десятилетие, а конкретно поможет решить ситуацию следующие меры:

1) Ужесточение уголовного и административного наказания за незаконную вырубку лесов. 

2) •Увеличение налога на владение транспортными средствами с экологическим классом ниже «Евро – 3».[122]

•Внесение поправок в УК РФ (введение статьи «Нарушение правил охраны атмосферного воздуха)

3) Ограничение кол-ва посещений туристами природных зон, и зон отдыха,нахождение на которых может негативно влиять на окружающую среду. 

4) Разработка и внедрение министерством образования в школьную программу уроков «Экологической культуры»

Не лишним будет и увеличить возможности органов, осуществляющих контроль за охраной природы и их финансирование. Без комплексного подхода к решению проблемы состояние экологии будет только ухудшаться.

 

 

Заключение

История развития экологического туризма в РФ интересна и неоднозначна, а перспективы открывают перед заинтересованными людьми новые горизонты: от удовлетворения эстетической потребности в созерцании прекрасного,до извлечение выгоды и развития за счет экотуризма целых регионов. Однако это лишь положительные моменты. Экотуризм, как явление относительно новое и развивающееся может быть вреден и даже опасен, не для человека, но для планеты в целом. Урбанизация и моральное угнетение людей в условиях постоянной трудовой деятельности обуславливают стремительный рост количества желающих отдохнуть в тишине, на природе. В итоге индустрия получает огромный поток стремящихся к уединению с природой людей, зачастую не умеющих делать это правильно. Последствия могут быть ужасными. Экологический туризм может быть «положительным» только при наличии определенных условий (высокий уровень экологической гражданственности и экологического сознания туриста, справедливое правовое регулирование и наличие саморегулирования, направленного на гармоничное сочетание деятельности человека и охраны природы и т. д.).

Изучаемые в России с точки зрения права документы, касающиеся отношений различных сторон и субъектов экотуризма, имеют серьезную значимость и являются доказательством того, что государство всерьез озабочено регулированием экологической составляющей и экотуризма в частности. Создание правового оформления экологического туризма является неотложной и необходимой перспективой развития туристической отрасли в России. В работе анализируются научные разработки по проблемам правовых ограничений в экотуризме, нормативные положения и правовые акты, на основе которых можно изучить недостатки и пробелы законодательства, указывающие на неэффективность действующих мер.

 

 

 Экологический туризм следует использовать в качестве политического инструмента для сохранения биоразнообразия. В разных государствах правовое регулирование экотуризма развивается неравномерно, а меры по регулированию принимаются, как правило, после возникновения негативных ситуаций. Чтобы предотвратить их возникновение необходимо детально прорабатывать нормативные руководящие принципы, разрабатывать адекватную правовую базу. Правовые ограничения устанавливаются для решения экологических проблем в интересах развития туризма. Только турист с высоким уровнем экологического и правового сознания способен развивать «положительный» экотуризм. Повышение ценностного восприятия туристической деятельности по экотуризму является первым шагом в серии шагов, которые будут способствовать укреплению экологически ответственного поведения путем повышения уровня вовлеченности и удовлетворенности экотуризмом. Важным регулятором туристической деятельности является саморегулирование туризма посредством деятельности различных общественных туристических организаций. В области экотуризма создаются такие общества, как Международное общество экотуризма (TIES), Международное общество экотуризма, Ассоциация экотуризма (AET). В декларации Ассоциации экотуризма отмечается, что сегодня происходит стихийное развитие экотуризма. Это серьезная опасность. Без надлежащего планирования и управления, при отсутствии знаний и опыта в этой конкретной сфере деятельности, экотуризм не может обеспечить существенных экономических выгод для охраняемых районов и местных жителей. Вместо этого он может нанести непоправимый ущерб уникальным экосистемам и дискредитировать саму идею экотуризма. Природоохранные и образовательные организации, граждане, активно пользующиеся своими правами, в том числе правом обращения к властям, могут способствовать установлению справедливого правового регулирования в сфере экотуризма.

Так же в работе предлагаются некоторые инструменты, в большинстве своем связанные с реорганизацией правового поля и детализацией государственных мер по регулированию. Только усиление роли государства, усиление контроля и тщательная проработка вопросов связанных с туризмом и экологическим туризмом, их влиянии на экологию и экологическое воспитание населения поможет решить проблемы, которые из мелких, локальных проблемных очагов могут превратиться в катастрофу мирового масштаба.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: