Крылатый, мохнатый и масленый

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА

Диагностика методики особенностей развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста включает серию заданий для детей старшей и подготовительной к школе группы, разработанных В.Н. Макаровой, которая заимствована, с доработкой, у Н.В. Гавриш.

Данная методика может проводиться в начале и в конце учебного года по усмотрению педагога.

Обследование может проводиться индивидуально или с подгруппой – в зависимости от степени задачи.

 

Задание 1.

Выявление умений элементарного анализа

Содержания и формы литературного произведения

Воспитатель. Назови произведения, которые тебе нравятся. Что это: рассказ, стихотворение или сказка? Почему?

Воспитатель читает ребенку рассказ В. Архангельского «Летят снежные пушинки».

Как ты думаешь, что это: рассказ, стихотворение или сказка? Почему?

О чем этот рассказ?

С чем автор сравнивает снежинки? С чем бы ты сравнил их? Как по-другому можно назвать этот рассказ?

Воспитатель читает ребенку русскую народную сказку «Крылатый, мохнатый, да масленый».

Как ты думаешь, что это: рассказ, стихотворение или сказка? Почему?

Какие «красивые» слова ты услышал?

О ком эта сказка? Какую работу делал каждый из героев сказки? О чем призадумался воробей в начале сказки? Что случилось потом? Какая беда приключилась с блином? Как мышка щи варила? Что случилось с воробьем, когда он дрова колол? Чем закончилась сказка?

Как по-другому можно назвать эту сказку? Какими словами обычно начинаются сказки?


Придумай другое окончание этой сказке. Что было бы, если бы воробей не стал меняться работой со своими друзьями? Что могло бы случиться с воробьем, если бы он встретился с лисой? Какими словами обычно заканчиваются сказки?

Я прочитаю тебе сказку еще раз, а ты послушай, а потом расскажи ее кукле.

Воспитатель читает фрагмент из сказки и спрашивает: «Как можно сказать по-другому?»

Слезы льет.

Ближе подбирается. Заплакали.

Как можно сказать наоборот?

Хорошо жили. Бежал, бежал. Слезы льет.

Воспитатель читает ребенку стихотворение Бальмонта «Снежинка».

Как ты думаешь, что это: рассказ, стихотворение или сказка? Почему?

Какие «красивые» слова ты услышал? Какие слова можно назвать

«красивыми»? Почему?

Расскажи стихотворение, которое ты знаешь.


Высокий уровень

Ребенок:

- называет несколько художественных произведений, которые ему нравятся, точно указывает их название, правильно определяет жанр (сказка, стихотворение, рассказ);

- отвечая на вопросы о понравившейся (или прочитанной) книге (произведении), объясняет, почему это сказка, рассказ, стихотворение, указывая несколько жанровых особенностей. Например:

Сказка – так в жизни не бывает, животные разговаривают, одеваются, как люди, есть песенки, «складно», герои сказочные, вещи волшебные и т.д.

Рассказ – так бывает в жизни, может случиться с каждым, рассказывается правда и т.д.


Стихотворение – рассказывается по-особому, «складно», слова рифмуются.

- правильно называет героев, основные события, о которых рас- сказывается в произведении; может по просьбе педагога придумать новый подробный вариант развития действия (например, другое окончание сказки, что было бы, если бы герой поступил по-другому, и т.д.);

- придумывает новое название рассказа или сказки;

- знает несколько вариантов зачина и концовки сказок;

- замечает в тексте средства образной выразительности (эпитеты, сравнения, гиперболы, звукоподражания и т.д.);

- подбирает слова, близкие и противоположные по значению к словам из текста;

- интонационно правильно воспроизводит настроение поэтических произведений.


Средний уровень

Ребенок:

- называет одно-два любимых художественных произведения, иногда неточно указывает их названия;

- отвечая на вопросы о понравившейся (или прочитанной) книге (произведении), определяет жанр (сказка, стихотворение, рассказ) с помощью педагога, указывает какую-либо одну жанровую особенность;

- правильно называет героев, основные события, о которых рас- сказывается в произведении, с помощью педагога (наводящие вопросы, подсказка) может придумать вариант развития действия (напри- мер, другое окончание сказки, что было бы, если бы герой поступил по-другому и т.д.) в одной-двух фразах;

- придумывает новое название рассказа или сказки;

- знает один вариант зачина и концовки сказок;

- замечает в тексте средства образной выразительности (эпитеты, сравнения, гиперболы, звукоподражания и т.д.);

- не всегда подбирает слова, близкие и противоположные по значению, к словам из текста, иногда допускает ошибки;

- при чтении стихотворений выбирает правильную интонацию с помощью педагога.



Низкий уровень

Ребенок:

- не называет любимых художественных произведений, не может определить жанр названного или прочитанного произведения;

- называет не всех героев, пропускает основные события, о которых рассказывается в произведении;

- не может назвать ни одного варианта зачина и концовки ска


зок;


 

- не замечает в тексте выразительные средства языка (эпитеты,


сравнения, гиперболы и т.д.);

- не может придумать вариант развития действия (например, другое окончание сказки, что было бы, если бы герой поступил по- другому и т.д.);

- не может придумать новое название рассказа или сказки;

- не может подобрать слова, близкие и противоположные по значению к словам из текста;

- не может выбрать правильную интонацию при чтении стихо- творения, читает невыразительно, монотонно.

 




Приложение

К Диагностике развития образной речи дошкольника

В. Архангельский

Летят снежные пушинки

Пришла зима. С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю - одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками, вот звездочка с шестью лучами, вот тончайшая пластинка с шестью гранями!

Крылатый, мохнатый и масленый

Русская народная сказка

На лесной опушке, в тепленькой избушке, жили-были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый да блин масленый.

Воробей с поля прилетел, мышонок от кота удрал, блин со сковороды убежал.

Жили они поживали, друг друга не обижали. Каждый свою работу


делал, другому помогал. Воробей еду приносил – с полей зерен, из лесов грибов, с огорода бобов. Мышонок дрова рубил, а блин щи да кашу варил.

Хорошо жили. Бывало, воробей с охоты воротится, ключевой водой умоется, сядет на лавку отдыхать. А мышь дрова таскает, на стол накрывает, ложки крашеные считает. А блин у печи – румян да пышен – щи варит, крупной солью солит, кашу пробует.

Сядут за стол – не нахвалятся. Воробей говорит:

- Эх, щи так щи, боярские щи, как хороши да жирны! А блин ему:

- А я, блин масленый, окунусь в горшок да вылезу – вот щи и жирные!

А воробей кашу ест, похваливает:

- Ай, каша, ну и каша – горазд горяча! А мышь ему:

- А я дров навезу, мелко нагрызу, в печь набросаю, хвостиком разметаю – хорошо в печи огонь горит – вот и каша горяча!

- Да и я, – говорит воробей, – не промах: соберу грибов, натащу бобов – вот мы и сыты!

Так они и жили, друг друга хвалили, да и себя не обижали. Только раз призадумался воробей.

«Я, – думает, – целый день по лесу летаю, ножки бью, крылышки треплю, а они как работают? С утра блин на печи лежит-нежится, а только к вечеру за обед берется. А мышь с утра дрова везет да грызет, а потом на печь заберется, на бок повернется, да и спит до обеда. А я с утра до ночи на охоте – на тяжелой работе. Не бывать больше этому!»

Рассердился воробей – ножками затопал, крыльями захлопал и давай кричать:

- Завтра же работу поменяем!

Ну, ладно, хорошо. Блин да мышонок видят, что делать нечего, на том и порешили. На другой день утром блин пошел на охоту, воробей – дрова рубить, а мышонок – обед варить.

Вот блин покатился в лес. Катится по дорожке и поет:


Прыг-скок, прыг-скок, Я – масленый бок,

На сметане мешон, На маслице жарѐн!

Прыг-скок, прыг-скок, Я – масленый бок!

На сметане мешон, На маслице жарѐн!

Бежал, бежал, а навстречу ему Лиса Патрикеевна.

- Ты куда, блинок, бежишь-спешишь?

- На охоту.

- А какую ты, блинок, песенку поешь? Блин заскакал на месте и запел:

Прыг-скок, прыг-скок, Я – масленый бок,

На сметане мешон, На маслице жарен!

Прыг-скок, прыг-скок, Я – масленый бок!

На сметане мешон, На маслице жарен!

Побежал дальше, а навстречу ему опять Лиса Патрикеевна. Ты куда, блинок, бежишь-спешишь?

- На охоту.

- А какую ты, блинок, песенку поешь? Блин заскакал на месте, да и запел:

Прыг-скок, прыг-скок, Я – масленый бок,

На сметане мешон, На маслице жарѐн!

Прыг-скок, прыг-скок, Я – масленый бок!

На сметане мешон, На маслице жарѐн!


- Хорошо поешь, – говорит Лиса Патрикеевна, а сама ближе подбирается. – Так, говоришь, на сметане мешон?

А блин ей:

- На сметане да с сахаром! А лиса ему:

- Прыг-скок, говоришь?

Да как прыгнет, да как фыркнет, да как ухватит за масленый бок –


ам!


 

- А блин кричит:

- Пусти меня, лиса, в дремучие леса, за грибами, за бобами – на


охоту!

А лиса ему:

- Нет, я съем, тебя, проглочу тебя, со сметаной, с маслом да с са- харом.

Блин бился, бился, еле от лисы вырвался – бок в зубах оставил, домой побежал!

А дома-то что делается!

Стала мышка щи варить: чего ни положит, чего ни прибавит, а щи все не жирны, не хороши, не маслены.

«Как, – думает, – блин щи варил? А, да он в горшок нырнет да выплывет, и станут щи жирные!»

Взяла мышка, да и кинулась в горшок. Обварилась, ошпарилась, еле выскочила!

Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Села на лавку да сле- зы льет.

А воробей дрова возил: натаскал да давай клевать, на мелкие щепки ломать. Клевал, клевал, клюв на сторону своротил. Сел на за- валинку и слезы льет.

Прибежал блин к дому, видит: сидит воробей на завалинке – клюв на сторону, слезами воробей заливается.

Прибежал блин в избу – сидит мышь на лавке, шубка у нее повы- лезла, хвостик дрожмя дрожит.

Как увидели, что у блина полбока съедено, еще пуще заплакали. Тут блин и говорит:


- Так всегда бывает, когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет.

Тут воробей от стыда под лавку забился.

Ну, делать нечего, поплакали-погоревали, да и стали снова жить- поживать по-старому: воробей еду приносит, мышь дрова рубит, а блин щи варит. Так они и живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают.

 








Задание 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: