Определение умений придумывать новые слова

Воспитатель предлагает ребенку придумать название сказочного города, в котором всем весело, кличку щенку с длинными ушами.

Воспитатель. Почему так назвали Весельчака, какой он? Что значит «нарукавник»?

При анализе ответов детей учитывается, насколько самостоятельно выполнено задание, умение использовать различные словообразовательные средства и понимать значения мотивированных слов, т.е. образованных от других.

Высокий уровень

Ребенок

- самостоятельно придумывает новые слова с использованием различных словообразовательных средств;

- правильно понимает и может объяснить этимологию предлагаемых слов.

Средний уровень

Ребенок

- придумывает новые слова с помощью взрослого;

- объясняет этимологию предлагаемых слов с подсказкой взрослого.

Низкий уровень

Ребенок

- не может придумать новые слова, отказывается выполнять задание;

- не может объяснить происхождение слова даже с подсказкой


взрослого.


 



Задание 10.

Изучение особенностей понимания пословиц


Воспитатель предлагает каждому ребенку (индивидуально) послушать пословицу, повторить ее, затем ответить на вопросы:

· Как понимаешь эту пословицу? Когда говорят эту пословицу? Когда нужно сказать эту пословицу? Как можно сказать об это же, но по-другому?

Каждому ребенку последовательно предъявляется 3 пословицы:

· Любишь кататься, люби и саночки возить.

· Труд кормит, а лень портит.

· За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.


Высокий уровень

Ребенок правильно понимает значение пословиц, улавливает как единичный, так и обобщенный смысл.

Средний уровень

Ребенок понимает единичный смысл пословиц, не понимает обобщенный, переносный смысл выражения. Например, ребенок понимает пословицу «Любишь кататься — люби и саночки возить» как поучение для тех, кто не любит возить санки в гору.

Низкий уровень

Ребенок демонстрирует неверное понимание смысла пословицы. Например, ребенок отказывается отвечать на вопросы или объясняет пословицу «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь» следующим образом: «Эту пословицу надо говорить охотнику. Чтобы убить двух зайцев, нужны две пули».



ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Агишева, Р.Л. Фольклор и литература Башкортостана. Учебная хрестоматия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. / Р.Л. Агишева. – Уфа: Китап, 2011. – 176 с.

2. Гавриш, Н.В. Развитие образности речи // Вопросы речевого раз- вития дошкольников / Н.В. Гавриш. – М., 1998. – С. 18-20.

3. Грошенкова, В.А. Интегрированные занятия по развитию речи и изодеятельности. Методические рекомендации / В.А. Грошенкова, Т.С. Шилова. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64 с.

4. Дошкольное образование. Словарь терминов. / Сост. Н.А. Вино- градова и др. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 400 с.

5. Екжанова, Е.А. Основы интегрированного обучения: Пособие для вузов / Е.Е. Екжанова, Е.В. Резникова. – М.: Дрофа, 2008. – 286 с.

6. Кузеванова, О.В. Интегрированный подход в развитии образной речи дошкольников. / О.В. Кузеванова // Традиции, задачи и перспективы развития дошкольного образования: Материалы Международной научно- практической конференции 2-4 июня 2011 г. / Под ред. М.Н. Дементьевой, О.С. Ушаковой, Е.В. Савушкиной; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. – Ря- зань, 2011. – С. 246-248.

7. Макарова, В.Н. Диагностика развития речи дошкольников: Мето- дическое пособие. / В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева, М.Н. Еданова. – М.: Пе- дагогическое общество России, 2008. – 80 с.

8. Макарова, В.Н. Конспекты занятий по развитию образной речи у старших дошкольников. Методическое пособие. Часть 2. / В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева, М.Н. Мирошкина. – М.: Центр педагогического образова- ния, 2009. – 112 с.

9. Макарова, В.Н. Методика работы по развитию образной речи у старших дошкольников. Учебно-методическое пособие. Часть 1. / В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева, М.Н. Мирошкина. – М.: Центр педагогического образования, 2009. – 96 с.

10. Макарова, В.Н. Развитие образности речи детей в условиях до- школьного образовательного учреждения. / Макарова В.Н., Волобуева Л.М., Комиссарова Л.Н. // Традиции и инновации в дошкольном образова- нии: Материалы Международной научно-практической конференции, по- священной 135-летию МПГУ. – М.: Издательство «ТОМ», 2007. – С. 234- 237.

11. Примерная основная образовательная программа дошкольного об-


разования. – М.: Национальное образование (серия «Антология дошколь- ного образования»), 2015.

12. Развитие словесного творчества дошкольников в разных видах ху- дожественной деятельности: Учебно-методическое пособие. Ч. 2 / Под ред. Е.А. Ставцевой. – Орел, 2011. – 112 с.

13. Савушкина, Е.В. Влияние поэзии С.А. Есенина на образность речи детей-дошкольников. / Савушкина Е.В., Волобуева Л.М., Комиссарова Л.Н. // Традиции и инновации в дошкольном образовании: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 135- летию МПГУ. М.: Издательство «ТОМ», 2007. – С. 268-270.

14. Сажина, С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ: Ме- тодическое пособие. / С.Д. Сажина. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

15. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника.

/О.С. Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 240 с.

16. Федеральный государственный образовательный стандарт дошко- льного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: