Воспитатель предлагает ребенку придумать название сказочного города, в котором всем весело, кличку щенку с длинными ушами.
Воспитатель. Почему так назвали Весельчака, какой он? Что значит «нарукавник»?
При анализе ответов детей учитывается, насколько самостоятельно выполнено задание, умение использовать различные словообразовательные средства и понимать значения мотивированных слов, т.е. образованных от других.
Высокий уровень
Ребенок
- самостоятельно придумывает новые слова с использованием различных словообразовательных средств;
- правильно понимает и может объяснить этимологию предлагаемых слов.
Средний уровень
Ребенок
- придумывает новые слова с помощью взрослого;
- объясняет этимологию предлагаемых слов с подсказкой взрослого.
Низкий уровень
Ребенок
- не может придумать новые слова, отказывается выполнять задание;
- не может объяснить происхождение слова даже с подсказкой
взрослого.
Задание 10.
Изучение особенностей понимания пословиц
|
|
Воспитатель предлагает каждому ребенку (индивидуально) послушать пословицу, повторить ее, затем ответить на вопросы:
· Как понимаешь эту пословицу? Когда говорят эту пословицу? Когда нужно сказать эту пословицу? Как можно сказать об это же, но по-другому?
Каждому ребенку последовательно предъявляется 3 пословицы:
· Любишь кататься, люби и саночки возить.
· Труд кормит, а лень портит.
· За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Высокий уровень
Ребенок правильно понимает значение пословиц, улавливает как единичный, так и обобщенный смысл.
Средний уровень
Ребенок понимает единичный смысл пословиц, не понимает обобщенный, переносный смысл выражения. Например, ребенок понимает пословицу «Любишь кататься — люби и саночки возить» как поучение для тех, кто не любит возить санки в гору.
Низкий уровень
Ребенок демонстрирует неверное понимание смысла пословицы. Например, ребенок отказывается отвечать на вопросы или объясняет пословицу «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь» следующим образом: «Эту пословицу надо говорить охотнику. Чтобы убить двух зайцев, нужны две пули».
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Агишева, Р.Л. Фольклор и литература Башкортостана. Учебная хрестоматия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. / Р.Л. Агишева. – Уфа: Китап, 2011. – 176 с.
2. Гавриш, Н.В. Развитие образности речи // Вопросы речевого раз- вития дошкольников / Н.В. Гавриш. – М., 1998. – С. 18-20.
3. Грошенкова, В.А. Интегрированные занятия по развитию речи и изодеятельности. Методические рекомендации / В.А. Грошенкова, Т.С. Шилова. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64 с.
|
|
4. Дошкольное образование. Словарь терминов. / Сост. Н.А. Вино- градова и др. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 400 с.
5. Екжанова, Е.А. Основы интегрированного обучения: Пособие для вузов / Е.Е. Екжанова, Е.В. Резникова. – М.: Дрофа, 2008. – 286 с.
6. Кузеванова, О.В. Интегрированный подход в развитии образной речи дошкольников. / О.В. Кузеванова // Традиции, задачи и перспективы развития дошкольного образования: Материалы Международной научно- практической конференции 2-4 июня 2011 г. / Под ред. М.Н. Дементьевой, О.С. Ушаковой, Е.В. Савушкиной; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. – Ря- зань, 2011. – С. 246-248.
7. Макарова, В.Н. Диагностика развития речи дошкольников: Мето- дическое пособие. / В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева, М.Н. Еданова. – М.: Пе- дагогическое общество России, 2008. – 80 с.
8. Макарова, В.Н. Конспекты занятий по развитию образной речи у старших дошкольников. Методическое пособие. Часть 2. / В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева, М.Н. Мирошкина. – М.: Центр педагогического образова- ния, 2009. – 112 с.
9. Макарова, В.Н. Методика работы по развитию образной речи у старших дошкольников. Учебно-методическое пособие. Часть 1. / В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева, М.Н. Мирошкина. – М.: Центр педагогического образования, 2009. – 96 с.
10. Макарова, В.Н. Развитие образности речи детей в условиях до- школьного образовательного учреждения. / Макарова В.Н., Волобуева Л.М., Комиссарова Л.Н. // Традиции и инновации в дошкольном образова- нии: Материалы Международной научно-практической конференции, по- священной 135-летию МПГУ. – М.: Издательство «ТОМ», 2007. – С. 234- 237.
11. Примерная основная образовательная программа дошкольного об-
разования. – М.: Национальное образование (серия «Антология дошколь- ного образования»), 2015.
12. Развитие словесного творчества дошкольников в разных видах ху- дожественной деятельности: Учебно-методическое пособие. Ч. 2 / Под ред. Е.А. Ставцевой. – Орел, 2011. – 112 с.
13. Савушкина, Е.В. Влияние поэзии С.А. Есенина на образность речи детей-дошкольников. / Савушкина Е.В., Волобуева Л.М., Комиссарова Л.Н. // Традиции и инновации в дошкольном образовании: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 135- летию МПГУ. М.: Издательство «ТОМ», 2007. – С. 268-270.
14. Сажина, С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ: Ме- тодическое пособие. / С.Д. Сажина. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
15. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника.
/О.С. Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 240 с.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт дошко- льного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.