Нормативно-правовая база психолого-педагогической деятельности

ЦПМСС

1. Электронные ресурсы в помощь педагогу-психологу ОУ и ДОУ Красносельского района:

Министерство просвещения РФ https://edu.gov.ru/
Российское образование. Федеральный образовательный портал http://www.edu.ru
Комитет по образованию Санкт-Петербурга http://k-obr.spb.ru/
Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка http://www.rfdeti.ru/
Уполномоченный по правам ребенка в СПб http://www.spbdeti.org/
СПб АППО http://www.spbappo.ru/
Городской информационно-методический центр «Семья» http://www.homekid.ru/
Медиация в образовании http://www.mediationinedu.ru/
Фонд поддержки детей в трудной жизненной ситуации http://fond-detyam.ru/
Детский кризисный центр http://deticenter.org/
КЦСОН Красносельского района http://kcson.ucoz.org/
Информационно-консультационный Центр «Психометрика» http://psycho-mir.ru
Psyera. Гуманитарно-правовой портал http://psyera.ru
Психологическая газета. Профессиональное интернет-издание https://psy.su/

Используемые понятия

Готовность к школе - это совокупность определенных свойств и способов поведения (компетентностей) ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем продолжении школьного обучения.

(Дошкольное образование, №1, 2008)

Готовность к школе – степень сформированности физических, физиологических и психических качеств ребенка, обеспечивающих безболезненный переход из дошкольного возраста в школьный и успешность выполнения им учебных заданий. 

Проявляется готовность к школе как желание учиться, умение слушать учителя и понимать задания, как умение быть внимательным, усидчивым, исполнительным, как соответствующие возрасту речь, мышление, восприятие и память.

Готовность к школе нередко называют школьной зрелостью, что выступает личностным качеством. Готовность к школе ребенка-дошкольника обеспечивают детские дошкольные учреждения и подготовительные курсы при школах. Школьная готовность (зрелость) облегчает ребенку учебную деятельность, обеспечивает успех, быстрое привыкание к новым условиям.

(Основы духовной культуры ( энциклопедический словарь педагога ).— Екатеринбург. В. С. Безрукова. 2000).

Готовность ребёнка к школе - комплексное понятие, включающее в себя качества, способности, навыки и умения, которыми в силу наследственности, развития и воспитания обладает ребёнок к моменту поступления в школу и которые в сочетании своём определяют уровень адаптации, успешности/неуспешности ребёнка в школе, которая не исчерпывается только отличными и хорошими оценками по всем или ряду предметов, но делают ребёнка абсолютно-вполне-невполне-частично-совершенно не удовлетворённым своим статусом школьника.

Говоря о готовности к школе, мы подразумеваем совокупность интеллектуальных, физических, эмоциональных, коммуникативных,

личностных качеств, помогающих ребёнку максимально легко и безболезненно войти в новую школьную жизнь, принять новую социальную позицию «школьника», успешно освоить новую для него учебную деятельность и безболезненно и бесконфликтно войти в новый для него мир людей.

Психологическая готов­ность ребёнка к школе означает сформированность необходимых психологических предпо­сылок учебной деятельности, помогающих ребёнку приспособиться к условиям школы и приступить к си­стематической учебе.

Понятие психологической готовности к школе включает в себя несколько аспектов. Все они между собой тесно взаимосвязаны.

 >Функциональная готовность ребёнка свидетель­ствует об уровне общего развития, его глазомера, про­странственной ориентации, способности к подражанию, а также о степени развития сложно-координированных движений руки.

>Интеллектуальная готовность предполагает приобре­тение ребёнком определенного запаса конкретных зна­ний, понимание общих связей, принципов, закономер­ностей; развитость наглядно-образного, наглядно-схе­матического мышления, творческого воображения, на­личие основных представлений о природе и социаль­ных явлениях.

>Оценка готовности к школе по уровню интеллекту­ального развитиянаиболее распространенная ошибка родителей. Старание родителей направляет­ся на "запихивание" в ребёнка всевозможной инфор­мации. Но важен не столько объем знаний, сколько их качество, степень осознанности, четкость представле­ний. Желательно развивать способность слушать, по­нимать смысл прочитанного, пересказывать услышан­ный материал, умение сопоставлять, сравнивать, вы­ражать свое отношение к прочитанному, проявлять ин­терес к неизвестному.

Интеллектуальная готовность имеет и другой ас­пект – формирование у ребёнка определенных умений. К ним прежде всего относится умение выделить учеб­ную задачу и превратить ее в самостоятельную цель де­ятельности.

К 6 годам происходит постепенное оформление ос­новных элементов волевого действия: ребёнок способен поставить: цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определен­ное усилие для преодоления препятствия. Но все эти компоненты еще недостаточно развиты: волевое по­ведение и процессы торможения слабы. Сознатель­ное управление собственным поведением дается по­ка ребёнку с большим трудом. Помощь в этом направлении может выражаться в формирова­нии у детей умения преодолевать трудности, в вы­сказывании одобрения и похвалы, в создании для него ситуаций успеха.

Возможность управлять своим поведением тесно свя­зана с уровнем развития способности контролировать свои поступки усилием воли. Это выражается в уме­нии слушать, понимать и точно выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, ис­пользовать образец, сосредоточивать и удерживать вни­мание на определенной деятельности в течение дли­тельного времени.

>Волевая готовность к школе позволит первокласс­нику включиться в общую деятельность, принять си­стему школьных требований, выполнять новые для него правила.

>Мотивационная готовность к школе – это желание ходить в школу, приобретать новые зна­ния, желание занять позицию школьника. Интерес де­тей к миру взрослых, стремление быть похожим на них, интерес к новым видам деятельности, установ­ление и сохранение положительных взаимоотноше­ний со взрослыми в семье и школе, самолюбие, са­моутверждение – все это возможные варианты мо­тивации учения, порождающие в детях стремление за­ниматься учебным трудом.

Одна из наиболее значимых потребностей в данном возрасте – познавательная потребность. Уровень ее раз­вития – один из показателей психологической готов­ности к школе. Познавательная потребность означает привлекательность самого содержания получаемых в школе знаний, интерес к процессу познания.

Познавательные интересы складываются постепен­но. Наибольшие трудности испытывают в начальной школе не те дети, у которых небольшой объем знаний и навыков, а те, у которых не сформировано желание думать, решать задачи, прямо не связанные с какой-либо интересующей ребёнка игровой или житейской си­туацией.

>Социально-психологическая готовность к школе озна­чает наличие таких качеств, которые помогают первокласснику строить отношения с одноклассниками, учиться работать коллективно. Умение общаться со сверстниками поможет ему включиться в совместную работу на уроке. Не все дети к этому готовы. Важно, умеет ли ребенок договариваться с другими деть­ми? Согласует ли свои действия с правилами игры? А может быть, он игнорирует партнера по игре? Учебная деятельностьдеятельность коллективная, а потому ее успешное усвоение становится возможным при наличии дружеского и делового общения между ее участниками, при умении скооперироваться, объединить усилия для достижения общей цели.

Несмотря на важность каждого из названных ранее критериев психологической готовности, самосознание ребёнка представляется особенным. Оно связано с от­ношением к самому себе, к своим возможностям и спо­собностям, к своей деятельности и ее результатам.

Психологическая готовность к школе (синоним: школьная зрелость) – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.

(Голикова В.И. Психологическая готовность к школе ребенка. - https://www.b17.ru/article/156380/)

Нормативно-правовая база психолого-педагогической деятельности

Международные документы:

- Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;

- Декларация и план действий «Мир, пригодный для жизни детей», принятые резолюцией специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 мая 2002 г.;

- Всемирная декларация об образовании для всех и рамки действий для удовлетворения базовых образовательных потребностей, принятые Всемирной конференцией по образованию для всех (Джомтьен, Таиланд, март 1990 года);

- «Образование для всех: выполнение наших общих обязательств». Материалы Всемирного форума по образованию (Дакар, Сенегал, 26–28 апреля 2000 г.)

Нормативные документы Российской Федерации и Санкт-Петербурга:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-   Федеральный закон от 24 июля 1998 года №123-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 24 июня 1999 года№ 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (редакция в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", статьи 22 и 66 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РСФСР и Российской Федерации" от 27 июня 2018 года № 170-ФЗ);

- Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»;

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 июля 2018 г. «1375-р «Об утверждении Плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия Детства»;

- Приоритетный национальный проект «Образование» (2019-2024 гг.), паспорт проекта утверждён президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектами, протокол от 03.09.2018 № 10;

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018–2025 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 №1642 (ред. от 11.06.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»;

- Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726р;

- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р;

- Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях. Приложение к письму Министерства образования и науки от 13 мая 2013 года № ИР-352/09;

- Закон Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года №461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге»

- Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 № 453 «О государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие образования в Санкт-Петербурге» (с изменениями на 23.07.2019)

- Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга ль 28 апреля 2018 г. №24-рп «Об утверждении плана мероприятий на 2018-2020 годы по реализации в Санкт-Петербурге Указа Президента Российской Федерации от 29.05.2017 №240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия Детства»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 февраля 2015 года № ВК-268/07«О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»;

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Положение об организации работы по оказанию психолого-педагогической помощи и психолого-педагогического сопровождения, утвержденное Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 15 июля 2019 года № 2081-р;

- Концепция развития психологической службы в системе образования на период 2018-2025 гг. от 19 декабря 2017 года;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155);

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373);

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598);

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);

- Профессиональный стандарт педагога-психолога, утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.07.2015 №514н;

- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 27.05.2019 № ТС-1314/04 «О календаре образовательных событий на 2019/20 учебный год».

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: