Теория к зачету по Дизайну

Дизайн -(отангл, design - проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок), термин, обозначающий разновидность художественно-проектной деятельности,охватывающейсозданиепромышленныхизделийирациональноеформированиецелостнойпредметнойсреды.

Основные виды дизайна: промышленный, графический дизайн, дизайн среды (интерьер, ландшафт, оборудование),дизайн одежды, фито-дизайн и другие направления.

Дизайн – творческая проектная деятельность, целью которой является создание гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека.

Предметная среда – это совокупность окружающих человека изделий и их комплексов, используемая им для организации функциональных процессов жизнедеятельности и удовлетворения своих материальных и духовных потребностей.

Дизайнер – специалист, работающий в сфере дизайна и обеспечивающий высокие потребительские свойства и эстетические качества изделий и предметной среды.

Одежда и ее элементы являются объектами дизайна. Дизайн одежды – одно из направлений дизайн-деятельности, целью которого является проектирование одежды как одного из элементов предметной среды, удовлетворяющей соответствующие материальные и духовные потребности человека. Дизайнер создает предметный мир, а не изображает его. Задача дизайна – формирование новых культурных образцов вещей, создание новых вещей, а не «художественных» вариантов старых вещей. Поэтому дизайн одежды должен быть ориентирован на проектирование новых функций и качеств одежды в соответствии с изменением образа жизни и потребностей людей, а не «украшение» традиционных форм (что можно назвать «художественным оформлением одежды»).

Стилизация 1) намеренная имитация художественного стиля, характерного для какого-либо автора, жанра, течения, для искусства и культуры определенной социальной среды, народности, эпохи. Нередко связана с переосмыслением художественного содержания, составляющего основу имитируемого стиля. 2) В изобразительных искусствах и преимущественно в декоративном искусстве, дизайне обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью условных приемов; особенно характерна для орнамента, где стилизация превращает объект изображения в мотив узора.

Стиль – наиболее общая категория художественного мышления, характерная для определенного этапа его развития: идейная и художественная общность изобразительных приемов в искусстве определенного периода или в отдельном произведении. В стиле выражается система идей и взглядов, в которой отражено мировоззрение эпохи. Поэтому стиль можно считать общим художественным выражением эпохи, отражения художественного переживания человеком своего времени. В стиле отражается, в частности, идеал красоты, преобладающий в данную историческую эпоху. Стиль является конкретным воплощением эмоциональных особенностей и путей мышления, общих для всей культуры и определяющих основные принципы формообразования и типы структурных связей, которые и являются основой однородности предметной среды на определенном историческом этапе. Такие стили называют «большими художественными стилями эпохи», и они проявляются во всех видах искусства. Традиционно историю искусства рассматривают как последовательную схему больших стилей: «готика», «ренессанс», «барокко», «классицизм», «рококо», «неоклассицизм», «ампир», «романтизм».

Каждый стиль в процессе своего развития переживает определенные стадии: зарождения, апогея, упадка. При этом в каждую эпоху одновременно, как правило, существовало несколько стилей несколько стилей: предшествующий, господствующий и элементы формирующегося будущего стиля. Одним из важнейших понятий, связанных с эволюцией костюма во времени в человеческом обществе, является понятие «стиль»: стиль эпохи, стиль исторического костюма, модный стиль, стиль модельера.

Мода –это явление быстрого распространения и кратковременного господства определенных фасонов одежды (и ее материалов) для создания образа «человека, идущего в ногу со временем»

Мода является важнейшим фактором эволюции не только костюма, но и современного общества в целом. Изучать моду как особый феномен человеческой культуры начали еще в конце 18 века, трактуя ее как эстетическое явление, связанное прежде всего с изменением эстетического идеала и вкуса в области искусства и в костюме.

Мода распространяется на все явления культуры – на все, что относится к материальным и духовным ценностям и находится в процессе изменения: искусство, литература, наука (особенно медицина, социология, экономика, философия), техника, политика, идеология, спорт. Дизайн является областью культуры, в которой активно действуют механизмы моды.

Следование моде выявляет отношение человека к обществу, к окружающему миру, к самому себе. С одной стороны, личность хочет сохранить свою индивидуальность, с другой стороны, стремится идентифицировать себя с другими членами общества. Скрытое желание подчиниться моде борется со стремлением быть независимым от нее, не подражать другим, а отличаться от них. Мода исключат подлинный выбор, предлагая человеку готовые варианты, стандартные образцы поведения, которым можно бездумно следовать, и вместе с тем поддерживает иллюзию развития индивидуальности.

Создание массового рынка и развитие современных средств массовой информации являются причинами ускорения распространения моды, что в с вою очередь приводит к сокращению продолжительности модных циклов.

Цикличность – это важнейшая закономерность развития моды. Наличие колебаний и ритмов свидетельствует о том, что мода имеет механизмы самоорганизации.

Мода – это циклическое изменение интересов, установок и ценностных ориентаций определенных социальных слоев и групп, происходящее под влиянием изменения социальных, физических и психологических условий жизни.

 

Определение «форма» Форма (лат. forma), 1) внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета. 2) Внешнее выражение какого-либо содержания (см. Содержание и форма). 3) Установленный образец чего-либо (напр., написать отчет по форме). 4) Приспособление для придания чему-либо определенных очертаний (напр., литейная форма). 5) Одинаковая по цвету и покрою одежда (напр., форма военнослужащих). 6) Совокупность приемов и изобразительных средств художественного произведения (напр., стихотворная форма). Признаки формы: конфигурация, величина, масса, положение в пространстве, фактура, текстура, цвет, светотень.

Композиция – это важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объёмов, света и тени, пятен цвета и т. п.

Композиция (от лат. compositio – составление, соединение) – значимое соотношение частей художественного произведения.

Композиционные приемы

· Центр (смысловой, композиционный);

· применение золотого сечения;

· ритм;

· статика и динамика;

· симметрия и асимметрия.

Говоря о композиции конкретного костюма одежды, мы имеем ввиду характер, особенности организации его отдельных объемов, деталей и элементов, обеспечивающие художественно-образную выразительность человека в костюме.

Эта работа проводится различными средствами композиции: пластической проработкой формы, выявляющей характер формы и силуэта; выбором материалов определенных пластических свойств и фактуры; колористической организацией формы; акцентированием наиболее важного участка формы.

Композиция может быть статичной и динамичной; определенная соподчиненность элементов может привести к композиционному равновесию, а при строгой выверенности общего строя и тонкой проработке элементов костюма – к гармонической целостности его формы.

Выразительность изобразительных средств – основное условие его эмоционального восприятия.

Изобразительные средства подачи эскиза – это линия, пятно. художественно-образная выразительность эскиза достигается высоким мастерством исполнения при совершенстве замысла костюма и полном соответствии этого костюма образу человека.

Композиционный центр – это главная часть, которой подчиняются все другие зависимые части. Главная часть – это место, в котором сосредоточены основные важнейшие связи между всеми элементами; это акцент, доминант всей композиции.

Композиционным центром может быть любой элемент, участок формы и выделять его можно по-разному: количественно, участок расположения, а также смысловой фактор (эмблемы, аппликация, вышивка). Может быть 2 композиционных центра – главный и второстепенный, расположенные близко.

Гармония и выразительность композиции достигается с помощью средств композиции: пропорций, масштабности, цвета, пластичности, ритма. При этом важно помнить, что любые композиционные приемы – не сама цель, а только средство для выражения в форме существенных содержательных свойств изделия, т.е. его назначения, особенностей построения, конструкции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: