Разделительные и выделительные»

Элективный курс по русскому языку 10 класс.

 Двоеточие. Тире.Кавычки. Принципы русской пунктуации. Знаки препинания:

отделительные, разделительные и выделительные.

Цели урока.

Образовательная: подчеркнуть, что знаки препинания являются важным

средством оформления письменной речи, так как с их

помощью происходит смысловое членение речи, деление

знаков препинания по своей функции на три группы:

отделительные, разделительные и выделительные,

особенности авторской речи, знаки препинания в

предложении

Развивающая: развитие устной и письменной речи учащихся,

активных форм познавательной деятельности

Воспитательная: воспитание речевой культуры, бережного отношения к

родному слову

· Для чего нужна пунктуация?

· Каковы принципы русской пунктуации?

· На какие группы делятся знаки препинания

по своей функции?

· В чем особенность авторских знаков?

 

Пунктуация (от лат. punktum — «точка») — собрание правил о постановке знаков препинания. Знаки препинания (препинание — «остановка, перерыв») — это знаки, которые ставятся между словами или группами слов в письменной речи.

 «Пунктуация, как и орфография, составляет часть графической системы, принятой для данного языка, и должна быть так же твердо усвоена, как и буквы алфавита с их звуковыми значениями, для того, чтобы письмо точно и полностью выражало содержание высказывания». «Знаки препинания — ноты при чтении» — так характеризовал А. П. Чехов пунктуацию в одном из писем, датированных 1888 г.

Знаки препинания являются важным средством оформления письменной речи, так как при их помощи происходит смысловое членение речи. В отличие от орфографии, правила которой строятся с опорой на фонетический и морфологический строй каждого языка, пунктуация в значительной мере носит интернациональный характер. Пунктуация изобретена типографами братьями Мануциями в середине XV в. и в основных чертах была принята большинством народов Европы.

В современном русском языке 10 знаков препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, двоеточие, точка с запятой, запятая, тире, двойное тире, скобки. К знакам препинания условно можно отнести также кавычки. Кроме того, для чтения текста используются пробелы между словами, красная строка (начало абзаца) и другие графические средств. В основу правил русской пунктуации легли три основных принципа: логический (смысловой), структурно - синтаксический и интонационный:

1. Логический (смысловой) - знаки препинания помогают расчленить речь на части, имеющие значение для выражения мыслей на письме (смысловое членение),

2. Структурно - синтаксический делает наглядным смысловой строй речи, выделяя отдельные предложения и их части (синтаксическое членение),

создает стабильность системы пунктуации.

3. Интонационный - служат для обозначения интонационного оформления, средство выражения семантики (значения) в устной речи.

4. Сообщение учащегося: «Знаки препинания: отделительные,

разделительные и выделительные»

В зависимости от функции знаки препинания делятся на три группы: отделительные, разделительные, выделительные.

К отделительным знакам препинания относятся точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие. Эти знаки ставятся в конце предложения и служат средствами отделения одного предложения от другого в составе текста.

К разделительным знакам препинания относятся запятая, точка с запятой, тире и двоеточие. Эти знаки ставятся в простом предложении для разделения однородных членов предложения и для разделения простых предложений в составе сложного.

К выделительным знакам препинания относятся двойные (парные) знаки: двойные скобки, двойные кавычки, двойное тире и т.д.

Особое положение в традиционной системе знаков препинания занимают так называемые авторские знаки. Их можно рассматривать как особые семантические знаки, так как употребление их обычно не мотивировано строением синтаксических единиц. Авторские знаки — один из пунктуационных способов выделения смысловых фрагментов предложения. Они являются важным компонентом информации, выражаемой предложением. В современной печати встречаются случаи нарушения некоторых правил пунктуации.

· Чехов сравнивает знаки препинания с нотной грамотой,

а с чем бы сравнили бы вы, исходя из вашей профессии?

· В чем сходство и различие одежды и знаков препинания?

Отделительные, разделительные, выделительные и авторские знаки в

романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

А теперь обратимся к истории человека, который одежду сделал символом протеста. Михаил Афанасьевич Булгаков – автор знаменитых произведений

«Собачье сердце», «Бег», «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» - всю жизнь отстаивал право оставаться самим собой. «Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он все равно не похож на пуделя», - писал М.А.Булгаков

В феврале 1929 года встретились двое: он был женат, она замужем; между ними возник роман, вначале тайный, как водится; затем все, по извечной схеме, выплыло, наружу; и слезы были, и револьвер ревнивого мужа замелькал, но все кончилось благополучно...

А можно и так начать этот строгий рассказ о любви: в начале тридцатых годов жена крупного командира, начальника штаба московского военного округа Шиловского ушла к знаменитому писателю и стала его женой.

В феврале 29-го они впервые увиделись, а в мае Михаил Афанасьевич начал писать свой великий роман «Мастер и Маргарита». Он о многом, этот роман, он о боге и черте, он о трусости как главном пороке человечества, он о несмываемом, неизбывном грехе предательства, он фантастически смешон и невыразимо печален, он космичен, но прежде всего он о верной и вечной любви, о которой мы и думать-то забыли и которая приходит, может быть, только в счастливых снах о детстве, когда обливаешься слезами о невозвратном, и не веришь уже, и жить без веры сил нет.

«Мастер и Маргарита»— так он назвал роман, великий Мастер, не как-нибудь иначе. Роман, жизнь — как все переплелось, вросло друг в друга, когда одни кровеносные сосуды соединили жизнь и мечту, Елену Сергеевну и Маргариту Николаевну, но не будем забывать: Елена Сергеевна— Тайный Друг, Муза — это жизнь, прекрасная и скоротечная, а Маргарита Николаевна - она же, но уже облитая светом бессмертия, дитя любви Мастера к женщине и к жизни

Из дневника Елены Сергеевны:

«Это было в 29-м году в феврале, на масленую. Какие-то знакомые устроили блины. Ни я не хотела идти туда, ни Булгаков, который почему-то решил, что в этот дом он не будет ходить. Но получилось так, что эти люди сумели заинтересовать составом приглашенных и его, и меня. Ну, меня, конечно, его фамилия. В общем, мы встретились, и были рядом. Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае с моей стороны, любовь на всю жизнь».

Ни славы, ни богатства, ни положения в обществе, ни даже надежды не мог дать ей Мастер: он был беден и - хуже того - проклят, слава его закатилась, оставив пену хулы и устойчивую, жуткую по тем временам и абсолютно несправедливую кличку «белогвардейца». А она? Красива, блестяща,

с необходимой изюминкой легкомысленности, что не дает мужчине привыкать подруге как к собственности, которая никуда уж денется...

Из дневника Елены Сергеевны:

«Потом наступили гораздо более трудные времена, когда мне было очень трудно уйти из дома именно из-за того, что муж был очень хорошим человеком, из-за того, что у нас была такая дружная семья. В первый раз я смалодушествовала и осталась, и я не видела Булгакова 20 месяцев, давши слово, что не приму ни одного письма, не подойду ни разу к телефону, не выйду одна на улицу. Но, очевидно, все-таки это была судьба. Потому что, когда я первый раз вышла на улицу, я встретила его, и первой фразой, которую он сказал, было: «Я не могу без тебя жить». И я ответила: «И я тоже». И мы решили соединиться, несмотря ни на что. Но тогда же он мне сказал то, что, я не знаю почему, но приняла со смехом. Он мне сказал: «Дай мне слово, что умирать я буду у тебя на руках». Если представить, что это говорил человек неполных сорока лет, здоровый, с веселыми голубыми глазами, сияющий от счастья, то, конечно, это выглядело очень странно. И я, смеясь, сказала: «Конечно, конечно, ты будешь умирать у меня на...» Он сказал: «Я говорю очень серьезно, поклянись». И в результате я поклялась...»

Уже не в романе, а в жизни Михаил Афанасьевич говорил Елене Сергеевне: «Против меня был целый мир— и я один. Теперь мы вдвоем и мне ничего не страшно»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow