Под электронной коммерцией подразумеваются любые формы сделок, при которых взаимодействие сторон осуществляется электронным способом.
Электронная коммерция представляет собой средство ведения бизнеса в глобальном масштабе. Она позволяет компаниям более полно взаимодействовать с поставщиками и быстрее реагировать на запросы и ожидания заказчиков. Компании получают возможность выбора поставщиков независимо от географического расположения, а также возможность выхода на глобальный рынок со своими товарами и услугами. Электронная коммерция является только одной из составных частей электронного бизнеса, которая ограничивается проведением сделок при помощи электронных систем, например, продажа товаров или оказание услуг через Интернет.
С появлением электронной коммерции стало возможным совершить покупку, провести платеж, принять участие в аукционе, не отходя от компьютера, если только он подключен к Интернету. Компании могут купить «торговую точку» у коммерческой онлайновой службы; разместить свою рекламу в режиме реального времени; продавать свою продукцию через сайты других компаний; создать собственные Web-сайты; участвовать в форумах, конференциях, досках объявлений и в Web-вещании; посредством э-почты вести работу с целевыми потребителями. К достоинствам электронной коммерции можно отнести:
• возможность ее применения как крупными фирмами, так и малыми;
• практически неограниченное электронное (в отличие, например, от печатного) рекламное пространство;
• достаточно быстрый доступ и копирование информации;
• как правило, конфиденциальность и быстроту электронных покупок
• расширение зоны охвата бизнеса;
• уменьшение издержек на торговом оборудовании, содержании штата сотрудников и т.п.;
• сокращение издержек на аренде торговых площадей;
• круглосуточные каналы реализации;
• представление всего ассортимента товаров или спектра услуг и полной информации о них.
Помимо достоинств, современная э-коммерция обладает некоторыми недостаткам:
• ограниченность доступа покупателей и, следовательно, объемов покупок;
• некоторая односторонность демографической и психографической информации о покупателях;
• хаотичность и информационная перегруженность в глобальных сетях;
• недостаточная безопасность и секретность данных.
Подводя некий под итог, можно выделить следующие неоспоримые преимущества использования электронной коммерции в бизнесе: рассматривая особенности электронной коммерции в России, следует отметить, что на сегодняшний день работает лишь небольшая часть проектов электронного маркетинга, особенно выгодными из которых являются, например, продажа книг и некоторые другие.
К общим недостаткам, присущим российской торговле, можно отнести:
• низкую платежеспособность;
• отсутствие культуры «виртуальных покупок»;
• отсутствие доверия к банковской системе, традиций использования пластиковых карточек и т.д.
Классификацию систем электронной коммерции обычно проводят:
1. по объектам и субъектам:
В2В – бизнес-бизнес. Эта форма наиболее популярна и развита на сегодняшний день. Она включает в себя все уровни взаимодействия между компаниями, основой которых могут служить специальные технологии или стандарты электронного обмена данными (организация поставок, обмен документацией, финансовые потоки, координация действий, совместные мероприятия);
В2С – бизнес-потребитель. Вторая по широте распространения форма. Основу этого направления составляет электронная розничная торговля. Наиболее распространенным элементом являются Интернет-магазины, предлагающие уже сегодня самый широкий спектр товаров и услуг конечным потребителям. Также сюда относятся получение консультаций, приобретение страховок;
С2С – потребитель-потребитель. Эта форма включает в себя возможность взаимодействия потребителей для обмена коммерческой информацией. Это может быть обмен опытом приобретения того или иного товара, обмен опытом взаимодействия с той или иной фирмой. К этой же области относится и форма торговли между физическими лицами, находящая свое воплощение в Интернет-аукционах;
В2А – бизнес-администрация. Взаимодействия бизнеса и администрации проявляются в использовании электронных средств по организации делового взаимодействия коммерческих структур с государственными организациями, начиная от местных властей и заканчивая международными организациями. Наиболее это направление воплощается в использовании Интернета правительствами развитых стран для проведения закупок товаров и услуг;
С2А – потребитель-администрация наименее развито, однако со временем может развиться для организации эффективного взаимодействия госструктур и потребителей в социальной и налоговой сфере.
2. по месту системы электронной коммерции на предприятии:
- Система ЭК как элемент в каждом подразделении предприятия;
- Система ЭК как отдельное подразделение на предприятии;
- Система ЭК как филиал или дочерняя компания;
- Система ЭК как услуга сторонних организаций
3. по степени новизны деятельности или оказываемых системой ЭК услуг:
- Полностью новый, не существующий ранее вид деятельности;
- Новый вид деятельности для предприятия;
- Прежняя деятельность с использованием новых, дополнительных возможностей систем ЭК;
4. по отношению предприятия к системе ЭК:
- Система ЭК как основной способ ведения бизнеса;
- Система ЭК как новое явление, как дополнение к старым способам и методам ведения бизнеса;
- Система ЭК как результат реинжиринга существующих способов и методов ведения бизнеса.