Если это дисковый тормоз. То тормозная жидкость поступает в тормозной суппорт, где находится поршень. В результате давления тормозной жидкости, поршень начинает толкать тормозную колодку, которая создает трение при взаимодействии с тормозным диском, и автомобиль останавливается.
Рисунок 3 – Принцип действия дискового тормоза
Если это дисковый тормоз барабанного типа. Тормозная жидкость давит на поршни рабочего тормозного цилиндра. Поршни, преодолевая усилие стяжных пружин, приводят в действие тормозные колодки. Колодки плотно прижимаются к рабочей поверхности барабана, замедляя скорость его вращения. За счет сил трения, возникающего между накладками с трущимся элементом феродо и внутренней частью барабана, происходит торможение автомобильного колеса. При прекращении воздействия на педаль тормоза стяжные пружины отводят колодки в исходное положение.
Рисунок 4 – Принцип действие и устройство барабанного тормоза
На некоторых автомобилях VAG группы устанавливали на задние колеса, комбинированные тормозные невентилируемые цельные диски.
Состав таких дисков включает в себя барабанные колодки и тормозной суппорт.
Данный вид тормозных дисков получил малое применение из-за сложности конструкции и невыгодности, по сравнению с тормозными вентилируемыми дисками.
Рисунок 5 – Комбинированный тормозной диск
Виды тормозных скоб
В современном мире заводы изготовители автомобильных концернов отдают предпочтения дисковым тормозам так, как у этого вида тормозного механизма лучший коэффициент торможения из-за своего конструктивного устройства.
Рисунок 6 – Устройство дискового тормоза
Конструктивное отличие плавающих скоб суппортов дисковых тормозов от фиксированных заключается в том, что суппорт с плавающей скобой чаще всего будет иметь всего лишь один поршень для торможения. При давлении тормозной жидкости на поршень, поршень будет толкать тормозную колодку от себя, параллельно притягивая по направляющим скобу с другой тормозной колодкой на себя этого же суппорта.
В результате такого механического действия, фрикционные части (феродо) тормозных колодок будут соприкасаться с тормозным диском и создавать трение, в результате чего, колесо автомобиля будет замедлять свое вращение, в плоть до полной остановки.
Это более дешевая и менее мощная конструкция дискового тормозного механизма.
Рисунок 7 – Устройство дискового тормоза с плавающей скобой
(1 - направляющая скоба колодок; 2 - пружинная скоба; 3 - тормозные колодки (трущийся элемент феродо); 4 - тормозной суппорт; 5 - болт крепления суппорта к направляющим;
6 - медная уплотнительная шайба; 7 - болт крепление тормозного шланга;
8 - направляющая колодки; 9 - пыльник направляющих.)
Дисковые тормоза с фиксированной скобой устанавливаются на автомобили, которые оборудованы мощным двигателем внутреннего сгорания.
По конструктивной особенности они отличаются от дисковых тормозов с плавающей скобой тем, что в суппорте присутствуют от 2 до 8 и более тормозных поршней. Четное количество с двух сторон.
Отсутствуют направляющие.
При торможении, давление колодок происходит с двух сторон на тормозной диск с одинаковым коэффициентом трения.
Это обусловлено тем, что с каждой стороны тормозного суппорта, поршни одинаково давят на поверхность колодок, прижимая их к тормозному диску.
Рисунок 8 – Устройство дискового тормоза с фиксированной скобой
(1 - тормозной диск; 2 - тормозной суппорт с 4 поршнями и фиксированной скобой; 3 - тормозные колодки (с трущимся элементом феродо); 4 - прижимная пружина; 5 - фиксирующие шпильки.)
Рисунок 9 – Тормозной суппорт с фиксированной скобой
Тормозные суппорта с фиксированной скобой более дорогие в обслуживании. Стоят дороже чем тормозной механизм с плавающей скобой.
Более практичны и эффективны в ситуациях, где экстренное торможение неизбежно.