Выработка активной родительской позиции

Рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению родителей детей с ограниченными возможностями здоровья

     Образование и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. В этих условиях неизмеримо возрастает роль семьи, имеющего ребенка с ограниченными возможностями здоровья, которая может и должна стать активным субъектом коррекционно-образовательного процесса системы образования. Между тем, современная система дошкольного образования не всегда достаточно ориентирована на внедрение современных технологий взаимодействия именно с семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья, требует особого сопровождения, которое должны обеспечить специалисты ДОО.

Выработка активной родительской позиции

Главной целью помощи родителям является выработка активной родительской позиции в процессе реабилитации ребенка.
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
- сформировать мотивацию к такому участию;
- научить родителей нести свою долю ответственности за ход процесса реабилитации;
- научить эффективным способам взаимодействия с ребенком;
- вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;
 - обучить навыкам реабилитационной помощи в домашних условиях;
- сформировать адекватную самооценку.
      Для реализации этих задач особенно важна согласованная работа различных специалистов, для обеспечения комплексной помощи родителям.
     Система работы с родителями включает следующие этапы.
     Первый этап.
     Первичная диагностика ребенка и его семьи.
     I. Диагностика – организация комплексного изучения всех сторон семейного взаимодействия, индивидуальных особенностей каждого члена семьи, а также определение эффективности проведенной работы.
      На этом этапе происходит первое знакомство родителей со специалистом (психологом, дефектологом, логопедом), который в дальнейшем будет проводить коррекционные мероприятия. Результаты диагностики важно преподнести родителям не как диагноз, а как оценку положения дел на сегодняшний день. Если специалист не просто выносит вердикт, а привлекает родителей к диагностике («посмотрите, как малыш хорошо справился» или «это пока не получается»), то родители меньше проявляют реакций сопротивления, когда результаты диагностики не слишком радужные. На первом этапе важно создание доверительного отношения к специалисту, побудительных мотивов, заинтересованности родителей в участии в процессе реабилитации. Для этого можно использовать следующие приемы при обсуждении результатов диагностики: - информировать родителей о состоянии ребенка с позиций особой гибкости детской психики и компенсаторных возможностях раннего возраста, подчеркивая важность раннего начала реабилитации;
- объяснить значение их работы с ребенком в домашних условиях для выработки бытовых навыков;
- показать, что перспективы развития ребенка – это также и перспективы развития возможностей мамы и семьи в целом;
- помочь осознанию необходимости восстановления нарушенных функций ребенка для выживания в период, когда они не будут в состоянии оказывать помощь;
 - рассказать об опыте других семей в таком положении, привести примеры, когда активность и сила воли родителей способствовали восстановлению, даже при неблагоприятном медицинском прогнозе.
      Второй этап.
      Более глубокое знакомство коллектива специалистов с родителями, налаживание непосредственного контакта и т.д. Необходимо ознакомить родителей с реализуемыми формами работы с семьей.
      Третий этап.
      Психологическая, коррекционно-педагогическая, медицинская помощь семье. Психокоррекционная работа направлена на гармонизацию детско-родительских отношений, коррекцию неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей, воспитывающих детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.
       Результатом данной работы является:
      - оптимизация детско-родительских взаимоотношений;
      - коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;
      - обучение родителей психологическим приемам саморегуляции;
      - формирование у родителей активной жизненной позиции.
      На групповых занятиях снимается чувство вины, неприятие личности больного ребенка, формируется осознание роли родителей в развитии собственного ребенка, укрепляются внутрисемейные связи. Родителям ребенка поручаются реабилитационные мероприятия, которые должны проводиться регулярно изо дня в день и при этом не требуют специальных знаний и условий для проведения. К ним относятся лечебная гимнастика, развивающие занятия, прием препаратов и т.п.
     Коррекционно-педагогическая помощь направлена на формирование у родителей представлений о технологиях и методах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями, обучение эффективным приемам коррекционной работы с детьми в домашних условиях.
     Результатами данной работы является:
     - формирование у родителей представлений о технологиях и методах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями;
     - обучение родителей эффективным приемам коррекционной работы с детьми в домашних условиях.
     На данном этапе работы педагог знакомит родителей с приемами коррекционной работы, способам развития и формирования:
       - двигательной сферы и навыков самообслуживания;
     - мелкой моторики и зрительно-моторной координации;
     - познавательной сферы: процессов восприятия, внимания, памяти, мышления;
     - речи и коммуникативной сферы ребенка;
     - ведущей (игровой) деятельности ребенка.
     Обучение проводится специалистами на основе разработанной программы индивидуального сопровождения ребенка.
     Формы участия родителей на третьем этапе.
     1) Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей.
    
На занятиях родители осваивают формы правильного и содержательного взаимодействия со своим ребенком, так как они являются самой заинтересованной в успехе реабилитации стороной и больше всего времени проводят с ребенком. Обсуждая результаты коррекционной работы важно радоваться успехам ребенка, говорить о вкладе родителей в успех, объяснять причины неудач, поощрять ребенка к самостоятельности, показывая его возможности. Это стимулирует родителей. Так же совместные занятия позволяют привести в соответствие возможности ребенка и уровень требований к нему. Совместное творчество позволяет увидеть родителям в своих детях «особые способности и таланты», которых нет у других детей.
     2) Просветительская работа через консультации, беседы.
     Важно ориентировать усилия родителей не на дальнейший прогноз его психического развития, а на взаимодействие с ребенком в настоящий момент, на создание предметно–развивающей среды учитывающей особенности ребенка и значимости систематического проведения коррекционно–педагогических занятий в условиях семьи.
     3) Лекции для родителей, цель которых:
- познакомить родителей с этапами психического развития ребенка;
- познакомить с основами и принципами методов воспитания и обучения, организацией предметно–развивающего пространства для ребенка в семье;
- условиями реабилитации, лечения, ухода за ребенком в стационаре и дома; - закономерностями аномального развития.
     В процессе лекций очень эффективно использовать видеосъемки и фотографии моментов взаимодействия детей с близкими взрослыми и педагогом–психологом, демонстрировать соответствующие развивающие упражнения. При этом отмечать важность наблюдения за реакциями своего ребенка и изменениями в его поведении для создания оптимальных условий развития.
     4) Тренинг для родителей детей с ОВЗ.
     В ходе тренинга решаются следующие задачи:
- выработка активной родительской позиции в процессе реабилитации ребенка;
- снятие чувства вины родителей;
- повышение самооценки участников;
- самопознание, с точки зрения своего родительского поведения и родительской позиции;
- развитие понимания родителями своего ребенка на основе личностно– ориентированного подхода;
- повышение компетентности родителей в общении с детьми;
     Для решения этих задач используются следующие методы: проведение дискуссий, мини лекций, выполнение упражнений, игры. Участие в тренинге помогает родителям приобрести навыки решения конфликтных ситуаций с ребенком, научится эффективному взаимодействию с ним, решить некоторые личностные проблемы, осознать и оптимизировать свою родительскую позицию.
     5) клубная работа
     Работа в клубе помогает решить не только личностные проблемы, но и выработать социальные навыки в преодолении трудностей, возникших с появлением ребенка с ограниченными возможностями:
1.  Родители видят, что вокруг есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы;
2.  Убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в реабилитации ребенка ведет к успеху;
3.  Видят важность раннего вмешательства;
4.  Принимают неискаженную реальность без обещания «золотых гор», получают объективную информацию, с описанием перспективы;
5.  Понимают, что путь к цели будет трудным и долгим. Владея полной картиной настоящего и реальным прогнозом, родители могут принять осознанное решение и нести ответственность за последующие шаги.
      Раннее включение родителей в коррекционную работу с ребенком позволяет, в большинстве случаев, нейтрализовать переживания родителей, изменить их позицию по отношению к воспитанию проблемного ребенка, а также сформировать адекватные способы взаимодействия со своим малышом.
      Важно то, что реализация планов реабилитационной работы с детьми с различными нарушениями может быть достигнута только при тесном сотрудничестве всех специалистов участвующих в этом процессе – педагогов, социальных педагогов, психологов, юриста, врачей – с родителями «особенного ребенка»




































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: