Доклад по пьесе Евгения Шварца «Тень»

Мира Хараз

Пьеса написана в 1939 году, впервые опубликована и поставлена в 1940 году. В первые дни после премьеры имела успех, потом «шла неровно»[1]. «Тень», «Дракон» и «Голый король» составляют трилогию пьес-памфлетов. Шварц написал «Тень» специально для Театра Комедии. Работа началась ещё в 1937 году, первый акт был написан очень быстро, а последующие – вовсе нет, на их написание ушли много месяцев; работа шла параллельно с репетициями.

Сюжет пьесы-сказки вдохновлён одноимённым произведением Ганса Христиана Андерсена, отрывок из него стоит в пьесе эпиграфом, более того, Андерсен сам является внесценическим персонажем – он друг Учёного и раньше снимал номер в гостинице, который теперь снимает Учёный.

Пьеса делится на три акта. В первом мы знакомимся с главным героем, Учёным по имени Христиан-Теодор, который изучает историю этой сказочной страны, и другими колоритными персонажами: яростным хозяином гостинцы Пьетро, его умной и мягкой дочерью Аннунциатой, и такими личностями, как певицей Юлией Джули и журналистом Цезарем Борджиа (который тоже является постояльцем гостиницы). Также мы узнаём, что напротив Учёного живёт принцесса страны, скрывающая своё лицо, потому что так ей завещал отец: жить в народе, чтобы найти «доброго, честного, образованного и умного мужа. Пусть это будет незнатный человек. А вдруг ему удастся сделать то, что не удавалось ни одному из знатнейших?». Учёный давно влюблён в эту девушку, в чём и признаётся в первом же разговоре с ней; принцесса назначает Учёному встречу на следующий день. Когда она уходит, Учёный обращается к собственной тени: «Тень, моя добрая, послушная тень! Ты так покорно лежишь у моих ног <…> Взяла бы ты, тень, да пошла туда к ней. Что тебе стоит! Взяла бы да оказала ей: “Все это глупости. Мой господин любит вас, так любит, что все будет прекрасно” <…> Иди!». Тень отделяется от Учёного и начинает жить своей жизнью, а Пьетро и Цезарь Борджиа решают этим воспользоваться, чтобы самим подобраться к принцессе.

Во втором действии нам представляют Первого министра и Министра финансов, и мы убеждаемся, что сказочная страна полна плохих и корыстных людей, а в основном эти злые люди – государственные служащие. Они замышляют избавиться от Учёного, потому что он, как «простой, наивный человек», представляет для них угрозу – честное и открытое поведение для них непривычно и непонятно, а потому опасно.

Также мы знакомимся с Доктором, лечащим лишившегося тени Учёного. Он говорит, что Учёный не выздоровеет, «пока он не научится смотреть на мир сквозь пальцы, пока он не махнет на все рукой, пока он не овладеет искусством пожимать плечами». Учёный будто витает в облаках, он не только убеждён, что женится на принцессе, так и уверен, что они вместе уедут, отвергнув корону. Учёный верит, что в каждом человеке есть «что-то живое», в ответ на что Доктор усмехается, говоря, что все люди там больны «сытостью в острой форме», и эта болезнь опасна каждому, кого волнуют деньги.

Тень, тем временем, становится чиновником, а к третьему акту – уже королём. По его приказу Учёному отрубают голову, но в тот же момент головы лишается и новый король; с помощью живой воды, найденной Доктором, Учёного возвращают к жизни, а Тень растворяется, как только принцесса приказывает её схватить. В конце концов Учёный уезжает из сказочной страны с Аннунциатой – единственной, кто всё время верил ему и поддерживал его.

Несмотря на всю сказочность пьесы, в ней чувствуется неприкрытый антисоветский посыл, особенно со второго акта: карикатурные министры, одного из которых всюду водят лакеи и ставят его в позы, потому что сам он физически не может двигаться; целебный источник, который министр запрещает использовать, потому что если никто не будет болеть, никто не будет приезжать лечиться к ним и, говоря современным языком, стимулировать экономику (слова Доктора: «Я боролся с министром как бешеный – и вот на меня двинулись чиновники. Им все безразлично. И жизнь, и смерть, и великие открытия. И именно поэтому они победили. И я махнул на все рукой»); болезнь, поразившая почти всех жителей страны – сытость в острой форме – показывает коррумпированность чиновников и поверхностность остальных людей; и главное – до смешного лёгкий и быстрый приход Тени к власти (разумеется, нечестными путями – подслушиванием и обманами) и такое же внезапное поражение. Тень тоже лишается головы, как только казнят Учёного, и Шварц объясняет это так: «Карьерист, человек без идей, чиновник может победить человека, одушевлённого идеями и большими мыслями, только временно. В конце концов побеждает живая жизнь». Учёный прекрасно знает, что Тень исчезла не навсегда, что они ещё столкнутся – таким образом, хоть добро всегда побеждает зло, их борьба никогда не прекратится.

Пару слов о юморе Шварца. На мой взгляд, его шутка может быть либо лёгкой и даже отдавать чем-то водевильным:

2-я курортница А почему у меня за едой, между восьмым и девятым блюдом, появляются меланхолические мысли? Доктор Какие, например? 2-я курортница Ну, мне вдруг хочется удалиться в пустыню и там предаться молитвам и посту. Доктор Пройдет.
Аннунциата <…> Он очень любил наш дом. Ему нравилось, что у нас так тихо. (оглушительный выстрел)
Голоса – Арбузы, арбузы! Кусками! – Вода, вода, ледяная вода! – А вот – ножи для убийц! Кому ножи для убийц?! – Цветы, цветы! Розы! Лилии! Тюльпаны! – Дорогу ослу, дорогу ослу! Посторонитесь, люди: идет осел! – Подайте бедному немому! – Яды, яды, свежие яды!

либо она пронизана горькой иронией:

    Учёный Никогда в жизни не поверю, что я могу умереть, особенно сегодня.
Учёный Аннунциата, сколько оценщиков в вашем городском ломбарде? Аннунциата Много. Учёный И все они бывшие людоеды? Аннунциата Почти все.

Подводя итоги: Шварц, единственный драматург-сказочник, прибегает к жанру сказки, поскольку он помогает зрителю (да и автору) хотя бы на время вновь почувствовать себя ребёнком, понять мир во всей его простоте и сложности. Главная проблематика его произведений, «Тени» в частности, – власть, оказывающая деформирующее влияние на человека. Тень, добившись власти и приказав отрубить Учёному голову, так и осталась тенью. Она – тёмные стороны человеческой души: паразитирует, обманывает, подслушивает, читает чужие письма. В конце Тень исчезает, но не навсегда: «Он скрылся, чтобы ещё раз стать у меня на дороге. Но я узнаю его, я всюду узнаю его». То есть, как я говорила выше, номинально у сказки и хороший конец, но «конца» на самом деле нет: борьба добра и зла будет продолжаться вечно.


[1] «Живу беспокойно…: из дневников», с. 639.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: