АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Учебно-теоретическая конференция
(выступление с докладом по избранной теме).
Темы докладов
1. Роль науки в жизни человека в различные исторические эпохи и в настоящее время. Современная наука – добро или зло?
2. Роль личности в науке и проблема ответственности ученого за последствия применения его научных открытий.
3. Проблема взаимоотношений науки и религии в исторической ретроспективе и в настоящее время.
4. Естественнонаучная и гуманитарная культуры: эволюция их взаимоотношений и место в современной картине мира. Кто важнее для общества: «физики» или «лирики»?
5. Наука и лженаука: отличительные особенности, взаимоотношения и их место в обществе. Почему лженаучные идеи так популярны в обществе?
6. Поиски единого первоначала материи в природе: от первовещества (субстанции) в античной философии до кварка в современной картине мира.
7. Эволюция представлений о пространстве и времени, и их роль в естественнонаучной картине мира.
|
|
8. Развитие представлений о происхождении, строении и эволюции Вселенной с древнейших времен до наших дней.
9. Проблема перехода к массовому использованию альтернативных источников энергии. Возможен ли этот переход?
10. Большой адронный коллайдер: новые перспективы для науки или угроза человечеству?
11. Будущее Вселенной с точки зрения современной космологии: вечное расширение или пульсация?
12. Влияние космических явлений на биосферу Земли, физиологию и психику человека, социальные процессы.
13. Средства и методы изучения космического пространства в XXI веке. Оправданны ли затраты на освоение космоса в наши дни?
14. Наиболее перспективные направления и проекты в изучении и освоении ближнего и дальнего космоса в XXI веке.
15. Теория эволюции Ч. Дарвина: «за» и «против». Дарвинизм как предмет научных дискуссий.
16. Наиболее перспективные проекты и достижения генетики человека и возможные результаты их применения.
17. Биотехнология: основные направления, современные достижения и перспективы развития. Плюсы и минусы биотехнологии.
18. Социобиология и этология о взаимосвязи биологического и социального в человеке. Почему человек – биосоциальное существо?
19. Биоэтика: изучаемые проблемы и ее значение для общества.
20. Синергетика как новое мировидение и научная парадигма XXI века.
21. Универсальный эволюционизм: концепция самоорганизации живой и неживой природы в современной естественнонаучной картине мира.
22. Научно-техническая революция середины ХХ века – торжество человеческого разума или скачок к гибели цивилизации?
|
|
23. Глобальный экологический кризис: действительно ли он существует, и можно ли его остановить?
24. Переход человечества к ноосфере: утопия или реальная перспектива?
25. Экологическая культура: сущность, способы формирования и ее значение для будущего человечества.
Требования к докладу
Доклад является представлением результатов изучения материала по избранной теме. Главная задача студента при подготовке доклада – подобрать материал и составить текст, в котором кратко, но полностью была бы раскрыта тема, а также – дать развернутый ответ на поставленный в теме вопрос или осветить пути решения указанной проблемы, высказав при этом свои собственные мысли, продемонстрировав самостоятельную работу. При работе над докладом студенты получают навыки поиска источников информации, аналитической работы с литературой, глубокого осмысления материала, изложения его в краткой форме, формулировки выводов.
Структурными элементами письменного доклада являются: титульный лист, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы.
Титульный лист оформляется в соответствии с образцом, приведенном ниже. Во Введении кратко обосновывается актуальность темы. В основной части реферата раскрывается основное содержание темы. Материал должен излагаться логично, последовательно. Выбирайте главное! Избегайте «воды», пишите по существу темы. Старайтесь излагать материал своими словами!
В Заключении формулируются выводы, и высказывается личное мнение по рассматриваемой проблеме, дается ответ на поставленный в теме вопрос.
В конце реферата приводится список литературы в алфавитном порядке, в котором приводятся следующие сведения об источнике: ф.и.о. автора или авторов, наименование источника, место издания, название издательства, год издания. Приводятся только те источники, которые использовались в процессе подготовки реферата (как правило, это 4-5 наименований).
Образец оформления списка литературы:
1. Абашкина Е.О. Рынок труда и уровень жизни населения России: нелинейные методы анализа и прогнозирования // Информация и экономика: теория, модели, технологии: Сб. науч. тр. Барнаул, 2002. С. 80 - 111.
2. Готт В.С. Философские вопросы современной физики. М.: «Наука», 1985.
3. Степанов В. Интернет в профессиональной информационной деятельности: [Электронный ресурс]. URL: http://textbook.vadimstepanov.ru.
4. Хараш А.У. К построению экологической и профессиональной направленности вузовских природоведческих дисциплин в подготовке учителя // Начальная школа. 1990. № 6. С. 108-112.
Технические требования к письменному докладу:
1. Не допускается копирование всего текста доклада из сети Интернет! Доклады, которые вызовут подозрение, будут проверены программой «Антиплагиат». Если при этом обнаружится дословное совпадение с ресурсами Интернет более чем на 80%, доклад будет возвращен студенту для переработки.
2. Объем доклада – 7−8 страниц печатного текста (не считая титульный лист и список литературы).
3. Шрифт Times New Roman, размер шрифта - 14, одинарный интервал.
4. Выравнивание текста ПО ШИРИНЕ.
5. Поля: слева – 3 см., справа – 1,5 см., вверху и внизу – по 2 см.
6. Абзацный отступ – 1,25.
7. Интервалы между абзацами – 0 пт (вкладка «Разметка страницы» → «Абзац» → «Интервал»: перед и после абзаца 0 пт.)
8. Нумерация страниц обязательна: в правом верхнем углу, начиная с первой страницы текста (в нумерацию не входит титульный лист).
9. Текст распечатывается на листах А4 с одной стороны, сдается в файле или в скоросшивателе. В распечатанном виде доклад сдадите сразу, как выйдете на учебу.
Критерии оценки доклада:
- структура доклада;
- полнота раскрытия темы, наличие ответа на поставленный в теме вопрос или всестороннего освещения указанной проблемы;
|
|
- степень актуальности излагаемого материала, наличие описания современных научных достижений (за последние 10 лет);
- наличие собственной точки зрения на рассматриваемую проблему;
- оформление, соответствие требованиям, изложенным выше.
Буклет является наглядным материалом для иллюстрации темы доклада.
Критерии оценки буклета:
- наличие ответа на поставленный в теме вопрос, важнейших тезисов доклада и выводов по теме;
- умение кратко, но емко отразить содержание доклада, присутствие личной точки зрения, собственного мнения по теме;
- наличие иллюстративного материала, его качество;
- оформление буклета в соответствии с требованиями. Аккуратность.
Образец титульного листа доклада
Самарский государственный социально-педагогический университет
Кафедра физики, математики и методики обучения
Письменный доклад по дисциплине «Естественнонаучная картина мира»
на тему: «……………………»
Выполнил:
студент 2 курса ФФКС
(«Физическая культура»)
Петрова М.С.
Самара-2020
Образец буклета
Лицевая сторона
Обратная сторона