Значение игровой деятельности в развитии ребенка и формировании предпосылок экологического сознания

Экологическое воспитание детей есть целенаправленный педагогический процесс. Следовательно, актуальным будет создание условий для экологического воспитания дошкольников, разработка целей, содержания и методов осуществления этого процесса.

Соприкасаясь с природой, дети или активно наблюдают, или трудятся в ней, или играют с её предметами. Деятельность - одно из решающих средств развития у детей познавательных интересов к природе. Совместная и самостоятельная деятельность осуществляется без принуждения, сопровождается положительными эмоциями.

Разработано много программ по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: «Юный эколог» С.Н.Николаевой, «Мы» Н.Н.Кондратьевой, «Мир природы и ребёнок» Л. М. Маневцовой, технология О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию». Их анализ показал, что они объединены такими идеями:

1) Единства живого и неживого.

2) Единства человека и природы.

3) Развития и многообразия природы.

4) Приспособления всего живого к среде обитания и к сезону.

В своей работе я опираюсь на данные идеи и «Основную общеобразовательную программу нашего дошкольного учреждения».

Экологическое развитие интегрируется в различную деятельность, как с родителями, так и самими детьми.

Например, для реализации двигательной активности используются подвижные игры, знакомящие детей с повадками животных («Хитрая лиса», «У медведя во бору», «Мыши и кот», «Волк и овцы»), с растениями («Найди такой же листок», «Чьи детки с ветки?»).

Игровая и трудовая деятельность помогает ребёнку войти в мир социальных отношений. Дети усваивают знания о труде взрослых в природе (работа на птицеферме, в теплице, в лесничестве, и т.п.), уходу за комнатными растениями, приобщаются к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения (игра «Магазин» - экологически чистые продукты, разнообразные витамины, игра
«Больница» - использование лекарственных растений, игра
«Транспорт» - проблема загрязнения окружающей среды выхлопными газами, игра «Зоопарк» - охрана редких видов птиц и животных).

Для познавательно-исследовательской деятельности используются игры с природными материалами (шишки, камни, желуди, коробки с песком), опыты для установления детьми причин явления, связей и отношений между предметами и явлениями (ознакомление со свойствами песка, снега, воды, глины), проблемные ситуации (что будет есть кошка - мясо или конфету?), логические задачи экологической тематики («Помоги найти дорогу», «Что сначала, что потом?»), экологические проекты и модели, тематические презентации. В строительном уголке для конструктивной деятельности дети могут выбрать образцы разнообразных построек («Заповедник», «Зоопарк»). В природном уголке есть календарь – дети определяют время года, день недели, погоду на день. Вместе с детьми можно сделать карту полушарий с подобранными объектами животного и растительного мира («Птицы наших лесов», «Звери жарких стран», «Деревья» и т.д.), ребята могут отправиться в путешествие вокруг света, используя глобус, а листая большой красочный атлас, познакомиться с животным и растительным миром, полезными ископаемыми, промышленностью России.



Виды бесед, их значение и использование в работе с дошкольниками.

В процессе экологического образования дошкольников особое место занимают словесно-литературные методы – это рассказы воспитателя и детей, беседа и чтение природоведческой литературы, с их помощью тот материал, который дети изучают, становится понятным, доступным и интересным. Они используются для расширения и систематизации экологических знаний, формируют эмоционально-положительное отношение к природе.

Беседу воспитатель может использовать как для создания интереса к предстоящей экологической деятельности, так и для углубления, систематизации и обобщения знаний детей о природных объектах и явлениях.

Виды бесед:

- установочная (проводится с целью привлечения внимания детей к предстоящей экологической деятельности,);

- эвристическая (используется в основном в старшем дошкольном возрасте, позволяет установить причины разнообразных явлений с помощью рассуждений);

- итоговая (проводится по мере накопления у детей представлений о б объектах и явлениях природы, обобщает и систематизирует знания детей).

Чтение природоведческой литературы на занятиях и в нерегламентированной деятельности помогает воспитателю обогащать дошкольников знаниями, видеть ее красоту, учить их беречь и защищать природу, глубже воздействовать на чувства детей.

Детскую природоведческую литературу необходимо использовать во всех возрастных группах. Она делится на основную (рекомендуемую программой) и дополнительную (грамотно подобранную воспитателем).

В ходе экологической работы широко используются произведения

· ученых-биологов (В.Бианки, Н.Павлова, Н Сладков);

· классиков детской литературы (А.Пушкин, Ф.Тютчев, Н.Некрасов, М.Пришвин, Л.Толстой и др.)

· писателей и поэтов (С.Есенин, А.Толстой, К Паустовский, Ю.Дмитриев и др.).

Чтение природоведческой литературы может использоваться как самостоятельный метод, так и выступать приемом в ходе проведения наблюдений, предшествовать или сопровождать их.

Рассказ воспитателя используется в основном с целью первичного ознакомления детей с объектами и явлениями природы, он должен быть эмоционально окрашенным, стимулировать развитие их познавательные процессы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: