· Городские (обзорные и тематические);
· Заочные (видеосюжеты);
· Загородные (автобусные и пешеходные);
· Музейные.
Успех экскурсию зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей.
Подготовка воспитателя заключается в определении цели экскурсии и отборе программного содержания, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности.
экскурсия дает дошкольнику возможность эмоционального и практического контакта с окружающим миром, получить убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие вопросы.
Перед экскурсией необходимо тщательно продумать, какой материал собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим нужно взять с собой.
Пешеходные прогулки должны быть:
рассчитаны на 30 минут ходьбы в одну сторону
С заранее намеченным маршрутом, на котором ровная дорога чередуется с разнообразными естественными препятствиями: склоны, бревна, пеньки, канавки, мостик и т. д. места для привалов
С составленным конспектом, где указывается: с какой группой проводится поход и на какое расстояние, место и время отправления, путь следования.
При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Они должны одеваться с учетом погоды и сезона. Хорошо привлечь детей к подготовке вместе с воспитателем экскурсионного снаряжения и оборудования. Приведя детей к месту экскурсии, воспитатель в краткой беседе напоминает цель занятия, дает им осмотреться,
разрешает подвигаться, побегать, посидеть. Очень важно, чтобы они почувствовали природу. Затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы.
Основная часть экскурсии — коллективное наблюдение, с помощью которого решаются основные программные задачи экскурсии. Воспитатель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Важное место отводится на экскурсии вопросам - заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать его, устанавливать связь между различными явлениями природы. При рассматривании объектов следует учитывать, что знания детей будут прочны только в том случае, если они получены в результате активной работы всех органов чувств.
Значение экспериментальной деятельности в развитии ребенка и формировании предпосылок экологического сознания.
Учитывая скрытый характер происходящих в природе явлений и особенности детского мышления, недостаточно опираться только на наблюдения происходящих процессов. В основе их изучения должно лежать действие ребенка с реальными объектами и явлениями. Изучая природные объекты, их свойства и отношения, ребенок должен постоянно взаимодействовать с ними. Тогда знания будут приобретаться не готовыми, а в результате деятельности, в процессе поисков и размышлений дошкольника. Так они становятся для него продуктом самостоятельного открытия.
Задачу активного и самостоятельного поиска знаний решает включение дошкольника в простейшее экспериментирование.
Обобщая собственный богатый фактический материал, Н.Н. Поддъяков (1997) сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования данного вывода приводятся многие доказательства.
1. Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребенок
самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.
2. В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные, преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели.
3. Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.
4. Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность «экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.
Разработку теоретических основ метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях осуществляет творческий коллектив специалистов под руководством профессора, академика Академии творческой педагогики и Российской академии образования Н.Н. Поддъякова.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми, фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.