Педагогическая оценка сформированности основ экологической культуры как условие повышения качества первоначального экологического образования

Поскольку экологическое образование не является изолированным направлением (дополнительным предметом) в работе детского сада, а имеет мировоззренческое значение, необходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса.

Такая модель предполагает участие в процессе экологического образования дошкольников всех членов коллектива детского учреждения. К сожалению, эта цель на современном этапе недостижима из-за недостаточной подготовки педагогов, отсутствия необходимых условий, одним из которых является координация работы всех членов коллектива дошкольного учреждения.

сложившейся реально практике можно выделить две основных педагогических модели, отличающихся принципами организации работы. Назовем условно эти модели «модель-эколог» и «модель-воспитатель. «Модель-эколог».

Особенность модели «эколог» — создание в детском саду системы работы по экологическому образованию, предполагающей тесное сотрудничество всех специалистов, методиста и воспитателей на основе реализации интегрированного подхода и экологизации различных видов деятельности дошкольников.

функции в области экологического образования. Необходимым условием использования данной модели является наличие в дошкольном учреждении педагога-эколога (старшего воспитателя, педагога дополнительного образования), выполняющего функцию координатора. Такая модель создает условия, необходимые для эффективной реализации экологического образования.

Целенаправленная и согласованная деятельность сотрудников детского сада позволяет осуществлять экологизацию различных видов деятельности ребенка и развивающей предметной среды, экологическое просвещение родителей, подготовку и переподготовку кадров, оценку окружающей среды, координацию с другими учреждениями [35, с.113].

Эта модель довольно активно внедряется во многих дошкольных учреждениях страны, в особенности в г.Москве. Прежде всего, должности эколога вводятся в дошкольных учреждениях, являющихся экспериментальными площадками, причем необязательно только в области экологического образования.

Педагог-эколог обязательно должен получить соответствующую профессиональную подготовку, как в области экологии, естествознания, так и в области методики экологического образования дошкольников, причем возможны различные варианты.

Значение трудовой деятельности в развитии ребенка и формировании предпосылок экологического сознания.

Труд в природе создает большие возможности для обогащения представлений детей об основных экологических категориях. Даже ухаживая за одним растением, выращиваемым на подоконнике, ребенок уже сталкивается с ситуациями, в которых

формируются представления о «конкурентах, врагах и жертвах» в мире природы. Например, появляющиеся рядом с культурным растением сорняки являются нашими конкурентами. Поэтому самое логичное в поведении человека — уничтожить их, обеспечивая для себя лучший урожай. В данном случае ребенок проявляет себя как враг сорняков. В то же время, ребенок под влиянием взрослых понимает, что, выращивая культурные растения, человек формирует благоприятную среду и для развития сорняков, и что один из самых важных факторов для существования «зеленой жизни на Земле» — почва. Труд в уголке природы создает условия для понимания того, что для благополучного развития разных растений требуются разные виды почв и что забота о растении идет не только напрямую, но и опосредовано, через заботу о состоянии почвы. Таким образом, формируются первые представления о плодородии почвы и усваивается идея об ее экологической ценности.

Когда дети заботятся об удовлетворении потребностей животных, они вынуждены воспринимать их среду обитания как искусственную экосистему, в которой все компоненты должны быть в равновесии. В процессе ухода за животными ребенок учится понимать и учитывать их требования к среде и поведенческие реакции. При этом всякое попустительство в уходе влечет негативные ответные реакции самих животных. Например, мы наблюдали, как, на своем горьком опыте, ребенок начал понимать, что охрана животного означает сохранение его жизни в единстве со средой его обитания. Так, мальчик 6-ти лет забыл включить устройство, поддерживающее оптимальную температуру в аквариуме. Вследствие этого теплолюбивые рыбки погибли. Когда принесли новых рыбок, ребенок решил предостеречь их от гибели и включил устройство так, что новые рыбки перегрелись и погибли.

Трудовая деятельность ставит ребенка в ситуацию, когда другие существа находятся в состоянии зависимости от него.

Методики знакомства с растительным миром, с сезонными изменениями в природе на экскурсиях.

Экскурсия – одна из форм организации образовательной деятельности в детском саду. Основное значение экскурсии в том, что она обеспечивает формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни.

Экскурсия в детском саду – это увлекательное мероприятия, которое с радостью воспринимается детьми. Это уникальная возможность познакомить детей с искусством, профессиями, окружающим миром в другой обстановке, получить новые захватывающие впечатления.

По содержанию экскурсии делятся на:

· Исторические, в которых освещается конкретный период истории края;

· Военно-исторические, т.е.экскурсии по местам военных событий и в военно-исторические и мемориальные музей;

· Производственные, которые раскрывают историю предприятия, показывают его достижения, производственный процесс;

· Природоведческие - по экологической тематике, к уникальным памятникам природы, в отделы природы краеведческого музея;

· Искусствоведческие экскурсии рассказывают о творчестве композиторов, художников. Это экскурсии в картинные галереи, выставочные залы;

· Литературные;

· Архитектурно-градостроительные - с показом памятников архитектуры, знакомящие с планировкой и застройкой города.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: