Создание Советского государства

Советская власть в России была установлена в результате большевистского восстания 24-25 октября 1917 г. В ходе этого переворота было свергнуто образованное в конце февраля 1917 г. Временное правительство. Переход всей полноты власти к Со­ветам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов был офи­циально подтвержден решением II Всероссийского съезда Со­ветов 26 октября 1917 г. С установлением советской власти было связано и образование Советского государства - Республики Со­ветов (РСФСР).

Переход власти к Советам по стране осуществлялся посте­пенно, причем в одних регионах мирным, а в других - насиль­ственным путем.

За период с 25 октября 1917 г. по 11 февраля 1918 г. советская власть была установлена в 90 губернских и других крупных городах. При этом прежний государственный аппарат (министерства, судебные органы, городские думы, зем­ства и др.) упразднялся. Основная масса дореволюционных орга­нов была ликвидирована к началу 1918 г., а полностью они были упразднены в середине 1918 г.

Процесс формирования советской политической системы закреплялся в правовых актах, принимавшихся новой властью. К их числу прежде всего относились: «Декрет о власти», при­нятый II Всероссийским съездом Советов 26 октября 1917 г.; Декларация прав народов России, принятая СНК 2 ноября 1917 г.; Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая ВЦИКом 3 января 1918 г. и утвержденная III Всероссий­ским съездом Советов, Декрет ВЦИК и СНК от 11 ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов», Декрет СНК от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства» и др.

Так, Декретом о власти было положено начало формирова­нию нового государственного механизма: для управления стра­ной создавалось рабочее и крестьянское правительство - Совет народных комиссаров (СНК), а также органы отраслевого управ­ления - народные комиссариаты (комиссии). В Декларации прав народов России провозглашалось уничтожение националь­ного гнета, право наций на самоопределение, свободное разви­тие национальных меньшинств и этнических групп, населявших территорию России. В Декларации прав трудящегося и эксплуа­тируемого народа закреплялись все произошедшие в стране из­менения после прихода к власти большевиков (национализация земли, промышленности и банков, всевластие советов и др.). Эти преобразования определялись как основа для будущего построе­ния общества на социалистических началах. По словам О. И. Чи­стякова, данная Декларация фактически являлась «малой, крат­кой, временной Конституцией Советского государства»[1].

Наиболее значимым актом, отразившим важнейшие со­циально-экономические и политические преобразования первых месяцев советской власти, стала Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Ре­спублики. Она была принята 10 июля 1918 г. V Всероссийским съездом Советов и вступила в силу с 19 июля 1918 г. - с момента официального опубликования. Конституция состояла из 90 статей, 17 глав и 6 разделов. Она стала первым в истории отечественного государства Основным законом. Впервые вопрос о необходимости разработки Конституции обсуждался на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 г., однако активная работа по ее подготов­ке проводилась с апреля 1918 г. после образования специальной комиссии под руководством председателя ВЦИК Я. М. Свердлова.

В основу Конституции РСФСР 1918 г. была положена «Де­кларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа».

Кон­ституция основывалась на социалистических ценностях. Она полностью зачеркивала весь предшествующий государственно­правовой опыт России. В соответствии со ст. 1 Конституции по­литической основой государства выступала система Советов, Россия объявлялась Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Согласно ст. 2 Россия провозглашалась федеративным государством - «федерацией Советских нацио­нальных республик» (фактически Конституция закрепляла наци­онально-территориальный принцип формирования государства). Одной из особенностей Конституции РСФСР 1918 г. являлся ее временный характер - согласно ст. 9 Конституции предстояло действовать до «водворения социализма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти».

К числу основных недостатков Основного закона 1918 г. отно­силось неравенство прав и обязанностей граждан РСФСР (в этом проявлялся ее классовый характер). С одной стороны, Консти­туция закрепила важные положения об избирательном праве, об уравнении в правах мужчин и женщин, о равенстве граждан неза­висимо от национальной принадлежности, о свободе слова и печа­ти (ст. 14), собраний, митингов и уличных шествий (ст. 15), свобо­де совести (ст. 13), праве на объединение (ст. 16) и на образование (ст. 17). С другой стороны, перечисленные права и свободы гаран­тировались только трудящемуся населению, под которым понима­лись прежде всего рабочие и беднейшее крестьянство. Согласно ст. 64 Конституции правом избирать и быть избранными в Советы обладали трудящиеся, достигшие 18-летнего возраста. При этом в соответствии со ст. 65 Основного закона избирательных прав ли­шались лица, использовавшие наемный труд с целью извлечения прибыли, священнослужители, лица, жившие на нетрудовой доход (например, на проценты с капитала, доходы с предприятий, посту­пления с имущества), частные торговцы, бывшие служащие по­лиции, жандармерии и охранки и другие «нетрудовые элементы» (таких лиц стали называть «лишенцами»). Кроме того, избиратель­ные права рабочих и крестьян тоже были не равными. На выборах голоса городских жителей имели больший «вес» по сравнению с голосами сельских жителей в отношении 1 к 5. В соответствии со ст. 14 Конституции РСФСР 1918 г. все технические и материаль­ные средства к изданию газет, брошюр, книг для выражения своих мнений предоставлялись только рабочему классу и крестьянской бедноте. Исключительно эти категории получали право на объеди­нение и образование.

В Основном законе 1918 г., помимо прав и свобод, фиксиро­вались конституционные обязанности - в ст. 18 закреплялась все­общая обязанность трудиться (в ней также провозглашался извест­ный лозунг: «Не трудящийся да не ест!»), а в ст. 19 - всеобщая воинская обязанность. Правда, последняя обязанность отличалась для трудящихся (защита революции с оружием в руках) и для не­трудовых элементов (отправление иных военных обязанностей).

Еще одним недостатком Основного закона 1918 г. являлся его декларативный характер. Значительная часть положений Кон­ституции была проникнута революционным пафосом и не могла применяться на практике. Например, в ст. 3 устанавливалось, что республика ставит своей задачей «уничтожение всякой эксплуата­ции человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма».

Первая отечественная Конституция закрепила следующую систему органов власти в Советском государстве:

1. Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. Он являлся высшим органом власти, принимавшим решения по наиболее важным во­просам (например, V Съездом была утверждена сама Конститу­ция 1918 г.), при этом съезд был уполномочен принимать на свое рассмотрение любые вопросы. Съезд формировался из предста­вителей нижестоящих советов - городских советов и губернских съездов советов. По Конституции съезд должен был созываться ВЦИКом не реже двух раз в год, однако допускалась возмож­ность созыва чрезвычайных съездов.

2. Всероссийский центральный исполнительный коми­тет Советов (ВЦИК). Формировался Всероссийским съездом советов из его делегатов, был «всецело ответственен» перед съездом и в период между съездами считался высшей властью в стране. ВЦИК являлся высшим законодательным, распоря­дительным и контролирующим органом. На практике именно ВЦИКом утверждались наиболее важные законодательные акты страны, например Семейно-брачный кодекс РСФСР 1918 г. и Ко­декс законов о труде РСФСР 1918 г. В Конституции упоминался и такой орган власти, как Президиум ВЦИК (ст. 45), однако его правовой статус не регламентировался. Позднее его место в си­стеме органов власти было определено VII Всероссийским съез­дом Советов (декабрь 1919 г.): он должен был вносить проекты декретов на рассмотрение ВЦИК, наблюдать за исполнением его постановлений. В период между заседаниями ВЦИК Президиуму предоставлялось право издавать в порядке управления необходи­мые постановления от его имени.

3. Совет народных комиссаров РСФСР (СНК). Являлся советским правительством, формировался ВЦИКом «для обще­го управления делами Республики». Согласно ст. 38 Конституции СНК должен был принимать «все меры, необходимые для правиль­ного и быстрого течения государственной жизни», в том числе по­средством издания декретов, постановлений и инструкций. В состав СНК входили председатель и народные комиссары. СНК был ответ­ствен перед Всероссийским съездом Советов и перед ВЦИКом.

4. Народные комиссариаты (наркоматы). Формировались ВЦИКом «для руководства отдельными отраслями управления». В соответствии со ст. 43 Конституции выделялось 18 народных комиссариатов, каждый из которых возглавлял народный ко­миссар. При народном комиссаре создавалась коллегия под его председательством. Народные комиссары и коллегии были от­ветственны как перед СНК, так и перед ВЦИКом.

5. На региональном уровне действовали областные, губерн­ские, уездные и волостные съезды советов, а также городские и сельские советы. Региональные советы обладали самостоятель­ностью в решении местных вопросов (хозяйственных, администра­тивных, финансовых и др.), но при этом должны были действовать в соответствии с актами вышестоящих органов. Они избирали свои исполнительные комитеты (исполкомы), которые занимались проведением в жизнь решений советов и всей текущей работой.

По Конституции РСФСР 1918 г. выборы были тайными, но при этом не являлись всеобщими, равными и прямыми. Исклю­чение составляли лишь прямые выборы в низовые (сельские и городские) советы. Депутаты последующих уровней избирались на соответствующих съездах Советов. Следует отметить, что на­чиная с первых лет советской власти определяющее влияние на управление государством оказывали высшие партийные органы большевиков: ЦК РКП(б), Политбюро ЦК РКП(б), Съезд пар­тии, хотя формально Конституция 1918 г. не содержала сведений об этом. Также в первой отечественной Конституции, в отли­чие от последующих основных законов, отсутствовали сведения об организации судебной власти.

Следует обратить внимание, что практически на всем про­тяжении существования РСФСР (СССР) система органов вла­сти строилась на принципе демократического централизма. Данный принцип являлся альфой и омегой советского государ­ства. Он предусматривал формирование «вертикали власти», при которой нижестоящие советы опирались в своей работе на решения, принятые вышестоящими советскими органами, хотя при этом они обладали достаточно широкими полномочиями для решения вопросов своего уровня. Также демократический централизм исключал возможность существования принципа разделения властей - в советском государстве официально не признавалось наличие независимых и самостоятельных зако­нодательных, исполнительных и судебных органов власти, что расходится с принципами построения государственных органов в современной России (см. ст. 10 Конституции РФ). Например, в соответствии с положениями Конституции РСФСР 1918 г. за­конодательными полномочиями обладили несколько органов - Всероссийский съезд Советов, ВЦИК (позднее также Президиум ВЦИК) и даже правительственный орган - Совнарком.

Еще одной яркой особенностью советской политической си­стемы, начиная с первых лет ее существования, являлось отсут­ствие должности главы государства (до учреждения поста Прези­дента СССР в марте 1990 г.). Формально функции коллективного руководителя возлагались на постоянно действующий высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган. Им в разное время являлись ВЦИК, Президиум ЦИК СССР, Пре­зидиум Верховного Совета СССР. Также в советский период от­сутствовало понятие «местное самоуправление» (муниципальная власть). В настоящее время, в соответствии со ст. 12 Конститу­ции РФ, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В СССР же к государственным относились и низовые органы власти - городские, районные, сельские советы и их исполнительные комитеты.

Отличительной особенностью депутатского статуса в Со­ветском государстве был так называемый императивный ман­дат, который предполагает тесную связь депутата и его избира­телей. Такой мандат (в отличие от характерного для современ­ной России свободного мандата) предусматривает обязанность депутата выполнять свои предвыборные обещания, периодиче­ски отчитываться перед избирателями, которые при этом вправе отозвать депутата за ненадлежащее выполнение им своих обя­занностей (в настоящее время отзыв депутата допускается толь­ко на муниципальном уровне).

Правоохранительные органы в первые годы советской власти

Новая система органов охраны общественного порядка на­чала создаваться еще до установления советской власти в виде рабочей милиции, основанной на идее всеобщего вооружения трудящихся. 28 октября 1917 г. наркомат внутренних дел принял постановление «О рабочей милиции», которая учреждалась при советских органах. Однако данный акт во многом носил деклара­тивный характер, не определял структуру, принципы организа­ции и правовое положение милиции[2]. В целом в первые месяцы советской власти охрана общественного порядка осуществлялась несколькими органами параллельно: отрядами Красной гвардии, рабочей милицией, рабочими и солдатскими дружинами, образо­ванными местными советами, а также сохранявшейся некоторое время милицией Временного правительства.

12 октября 1918 г. наркоматы внутренних дел и юстиции по поручению СНК РСФСР приняли Инструкцию «Об организа­ции советской рабоче-крестьянской милиции», закрепившую основы ее организации и деятельности. Милиция формирова­лась на основе классового подхода. В нее не принимались лица, служившие в правоохранительных органах в дореволюционную эпоху, а также совершившие преступления. Основной задачей милиции была охрана революционного порядка, обеспечение соблюдения закона всеми гражданами. Милиция проводила до­знание по уголовным делам, выполняла поручения судебных и следственных органов, приводила в исполнение приговоры.

В русле общей политики по ликвидации «старого» аппарата советским государством упразднялась и прежняя судебная систе­ма. 24 ноября 1917 г. СНК принял Декрет о суде № 1, в соот­ветствии с которым ликвидировались окружные суды, судебные палаты и Сенат, приостанавливалась деятельность мировых су­дов. Также по Декрету ликвидировались адвокатура, прокурату­ра, институт судебных следователей и суд присяжных. На месте упраздненных судебных органов создавались две группы судов:

1) местные народные суды, которым было подсудно боль­шинство гражданских и уголовных дел;

2) рабочие и крестьянские революционные трибуналы, которые создавались для борьбы с контрреволюционными пре­ступлениями.

Новые суды формировались на основе выборов. Местные су­дьи избирались населением определенной местности. При этом судьями местных судов могли быть избраны и бывшие мировые судьи. Революционные трибуналы избирались губернскими или городскими советами. В работе новых судебных органов, соглас­но положениям Декрета, должны были принимать участие граж­дане в качестве народных заседателей. Соответствующими сове­тами составлялись списки очередных заседателей и определялась очередность явки заседателей на судебные заседания. В состав местного суда входил судья и два очередных заседателя, в состав революционного трибунала - председатель и шесть очередных заседателей. Для рассмотрения жалоб на решения местных судов создавались уездные съезды местных судей.

Декрет о суде № 1 временно возложил предварительное след­ствие на местных судей. Для производства следствия по делам, подсудным революционным трибуналам, советы создавали след­ственные комиссии. Также учреждались должности обществен­ных обвинителей и защитников по уголовным делам, а также должности поверенных - представителей по гражданским делам, которыми могли быть «все неопороченные граждане обоего пола».

Декрет содержал ссылку на возможность применения дорево­люционных законов. Местные суды могли обращаться к старым законам лишь в случае, если они не были отменены революцией, не противоречили декретам советской власти, революционной совести и революционному правосознанию. На практике ссыл­ки на дореволюционные законы чаще имели место не в местных, а в окружных судах, где среди судей оставалось больше предста­вителей дореволюционной судебной системы[3].

7 марта 1918 г. ВЦИК утвердил Декрет о суде № 2, который учредил окружные народные суды для рассмотрения дел, пре­вышавших подсудность местного народного суда. Состав окруж­ного суда формировался советами соответствующего уровня. Окружной суд имел уголовное и гражданское отделения.

29 мая 1918 г. по Декрету СНК при ВЦИКе создавался Револю­ционный трибунал для разбирательства наиболее важных уголов­ных дел. Он состоял из председателя и членов, избиравшихся ВЦИК на три месяца, и рассматривал дела без участия народных заседате­лей. В июне 1918 г. был создан Кассационный отдел при ВЦИК для рассмотрения жалоб и протестов на приговоры ревтрибуналов. Отдел учреждался в составе председателя, назначавшегося СНК и утверждавшегося ВЦИК, а также двух постоянных членов - от нар­комата юстиции и ВЦИК. Отдел был не вправе изменить приговор, он мог либо утвердить его, либо направить дело на новое рассмотре­ние. Изменить наказание или прекратить уголовное преследование мог по ходатайству Кассационного отдела лишь Президиум ВЦИК. В последнем факте усматривается нарушение принципа независи­мости суда, так как ВЦИК не являлся судебным органом.

20 июля 1918 г. СНК был принят Декрет о суде № 3, кото­рым четко разграничивалась подсудность местных и окружных судов по уголовным и гражданским делам. Например, местные суды должны были рассматривать все гражданские дела с це­ной иска до 10 тыс. рублей. Интересно, что Декрет предписывал на лиц, приговоренных к лишению свободы, возлагать не толь­ко судебные издержки, но и «издержки по содержанию их под стражей». В отличие от предшествующих актов Декрет № 3 не содержал оговорки о возможности использования судами доре­волюционного законодательства, тем самым предполагалось, что при рассмотрении дел следовало руководствоваться только рево­люционным правосознанием и революционной совестью.

Таким образом, в первые месяцы после образования Советского государства была сформирована система общих судов и система ре­волюционных трибуналов. Кроме того, в данный период в РСФСР стали создаваться внесудебные органы с судебными функциями. Так, 7 декабря 1917 г. по декрету СНК при этом органе была об­разована Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. ВЧК занималась предварительным расследованием указанной категории дел, выносила по ним при­говоры, а также приводила приговоры в исполнение. Наличие вне­судебных органов являлось серьезным недостатком советской су­дебной системы. Оно противоречило демократическим принципам судоустройства и судопроизводства, шло в разрез с положением о необходимости осуществления правосудия только судом.

После выхода Положения о народном суде РСФСР (утверждено Декретом ВЦИК 30 ноября 1918 г.) судебная систе­ма была реформирована[4]. Ранее закрепленная система народные суды - революционные трибуналы была сохранена. При этом на­родные судьи стали избираться местными советами, а заседате­лей утверждали исполкомы советов по спискам, составленным рабочими организациями, волостными и сельскими советами. При подборе судебных кадров строго проводился классовый принцип - ими могли быть только трудящиеся. Судом второй инстанции для народных судов стал Совет народных судей, со­стоявший из народных судей судебного округа.

Дознание по уголовным делам возлагалось на милицию, а след­ствие - на следственные комиссии. В неотложных случаях след­ствие могло возлагаться и непосредственно на постоянных судей. По Положению 1920 г. следственные комиссии были упразднены, их функции стали осуществляться народными следователями, рабо­тавшими при местных отделах юстиции и при наркомате юстиции.

Обвинение и защиту (представительство) сторон на про­цессе осуществляли специальные коллегии. Эти коллегии за­щитников, обвинителей и представителей сторон создавались при местных советах. Советы избирали членов коллегии, ко­торые приравнивались к должностным лицам и получали за работу зарплату (а не гонорар от клиентов). Данный порядок был изменен Положением 1920 г., согласно которому колле­гии были упразднены. Защитниками приглашались граждане по спискам, составляемым исполкомами местных советов, спо­собные выполнять такие обязанности. Ими могли быть и кон­сультанты, состоявшие при отделах юстиции. Обвинение пору­чалось обвинителям, назначаемым губернскими исполкомами. В процессе могли участвовать и общественные обвинители.

К 1920 г. образовалось несколько групп революционных три­буналов, осуществлявших правосудие по наиболее важным уго­ловным делам, прежде всего по делам о контрреволюционных преступлениях. К ним относились: общие (территориальные), военно-революционные и военно-железнодорожные трибуналы. Так, правовой статус территориальных трибуналов определялся Положениями 1919 и 1920 гг. Они действовали в губернских и других крупных городах, как и народные суды, являлись выбор­ными (члены трибуналов избирались местными советами), состо­яли из председателя и двух членов. Участие заседателей здесь не предусматривалось. Для производства предварительного след­ствия по делам, подсудным трибуналам, при них создавались следственные комиссии, которые назначались самими трибуна­лами и находились в их подчинении.

Второй инстанцией для революционных трибуналов являлся Кассационный трибунал при ВЦИК. При ВЦИК также действовал Верховный трибунал, который рассматривал дела особой важно­сти, передававшиеся ему Президиумом ВЦИК. Управление судеб­ной системой в данный период осуществлял наркомат юстиции.



РСФСР и СССР

Революция, произошедшая в России в начале двадцатого века, и последовавшие за ней изменения, привели к тому, что эта территория сначала стала называться РСФСР (с расшифровкой Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика), а потом стала частью СССР, который в 90-х годах уступил место СНГ. Такая стремительная смена наименования государств нередко ставит в тупик и путает. Однако, стоит лишь разобраться в терминологии и хронологии событий, и отличия РСФСР от СССР станут понятны.

Образование РСФСР

Революция в России 1917 г. и её результат Итогом прошедшей в 1917 году Февральской революции стало создание Временного правительства, как высшего органа власти, и коллегиального органа с представителями этих классов, Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Взошедший на престол после отречения Николая II, Михаил Романов передал всю власть и полномочия Временному правительству. Это означало конец монархического строя. Власть полностью получил Временный совет, и Россия из Империи превратилась в Республику 1 сентября 1917 года.

Ещё некоторое время заняла советизация всей территории государства и установления на ней советской власти. Эти события привели к тому, что 19 июня 1918 г. в действие была введена Конституция РСФСР, закрепляющая за ним официальный статус и название Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: