Сказка о трёх благочестивцах

Практическая работа 1.

 

План:

 
 

1. Проанализировать русскую народную сказку «Маша и медведь», «Кот – серый лоб, «Лисичка-сестричка и волк»;  (см. Приложение №1/ план)

2. Проанализировать крымскотатарскую народную сказку «Сказка о трёх благочестивцах» (по выбору студента), (см. Приложение №1/ план) (Приложение№5 тексты сказок)

 

2. Назвать произведения и его автора по приведенным ниже отрывкам:

 
1. Сын подумал: добрый ужин Был бы нам, однако, нужен. Ломит он у дуба сук И в тугой сгибает лук, Со креста шнурок шелковый Натянул на лук дубовый…     2. Женихи ей поклонились, Потихоньку удалились, И согласно все опять Стали жить да поживать.    

3. В той столице был обычай:

Коль не скажет городничий –

Ничего не покупать,

Ничего не продавать.

 

 

 

3. Подобрать 2 произведения о животных Асана Чергеева (Приложение 6);

4. Корнея Чуковского входящих в круг детского чтения, и заполнить таблицу:

Название рассказа Главные герои, краткая характеристика героев Сюжет Идея произведения
1.      
2.      

 

 
 

 

 
 

4. Проанализировать стихотворение А.А. Блока (одно из произведений, входящих в круг детского чтения – по выбору студента), (см. Приложение №2)

 
 

5. Подобрать вопросы для беседы с детьми по сказке К.И. Чуковского (по выбору студента).

 
 

6. Составить кроссворд по творчеству одного из авторов зарубежной детской книги (по выбору студента).

 
             

 

Список используемой литературы:

1. Детская литература [Текст]: учебник для студ. сред. спец. учеб. заведений / под ред. Е.Е.Зубаревой. – М.: Высш. шк., 2004.

2. Детская литература[Текст]: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / под ред. Е.О.Путиловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

3. Арзамасцева, И.Н. Детская литература [Текст]: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Н. Арзамасцева. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

4. Гриценко, З.А. Детская литература [Текст]: методика приобщения детей к чтению: учеб. пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений / З.А. Гриценко. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

 

Ресурс Интернет

BiblioГид.—Режим доступа: http://bibliogid.ru

BiblioГид / Авторы.—Режим доступа: http://bibliogid.ru/authors

Каталог детских ресурсов «Kinder.ru».—Режим доступа: http://kinder.ru

Детский портал.—Режим доступа: http://kinds.rin.ru

Сказочные премии и их лауреаты.—Режим доступа: http://fairytale.by.ru/Awards/premiums.htm

Библиотекарь.ru Детские писатели.—Режим доступа: http://libririan.fio.ru/index.php&c=1787

Корней и Лидия Чуковские.—Режим доступа: http://chukfamily.ru/index.html

 

Практическая работа № 2

 

План:

 

1. Проанализировать русскую народную сказку «Медведь и собака», «Зимовье зверей» (по выбору студента), (см. Приложение №1)

2. Проанализировать крымскотатарскую народную сказку (по выбору студента), (см. Приложение №1/ план) (Приложение№5 тексты сказок)

2. Назвать произведения и его автора по приведенным ниже отрывкам:

1. И царица очутилась В светлой горнице; кругом Лавки, крытые ковром, Под святыми стол дубовый, Печь с лежанкой изразцовой. 2. …Братья едут в град-столицу, Чтоб товар там свой продать И на пристани узнать – Не пришли с кораблями Немцы в город за холстами.. 3. Эта вовсе не красива: И бледна-то и тока, Чай, в обхват-то три вершка; А ножонка-то, ножонка! Тьфу ты! Словно у цыпленка!
 

5. Проанализировать стихотворение (одно из произведений, входящих в круг детского чтения – по выбору студента), (см. Приложение №2)

 

 
 

5.

Составить викторину для детей дошкольного возраста «Знаете ли вы произведения А.Л Барто, Нуззета Умерова (С.Я. Маршака, С.В. Михалкова)» – по выбору студента, (см. Приложение№ 3, 7)

 

6. Написать хрестоматийную статью об одном из крымскотатарских художников-иллюстраторов детской книги (по выбору студента), (см. Приложение№4)

 

Список используемой литературы:

1.Детская литература [Текст]: учебник для студ. сред. спец. учеб. заведений / под ред. Е.Е.Зубаревой. – М.: Высш. шк., 2004.

2.Детская литература [Текст]: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / под ред. Е.О.Путиловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

3.Арзамасцева, И.Н. Детская литература [Текст]: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Н. Арзамасцева. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

4.Гриценко, З.А. Детская литература [Текст]: методика приобщения детей к чтению: учеб. пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений / З.А. Гриценко. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

 

Ресурс Интернет

BiblioГид.—Режим доступа: http://bibliogid.ru

BiblioГид / Авторы.—Режим доступа: http://bibliogid.ru/authors

Каталог детских ресурсов «Kinder.ru».—Режим доступа: http://kinder.ru

Детский портал.—Режим доступа: http://kinds.rin.ru

Сказочные премии и их лауреаты.—Режим доступа: http://fairytale.by.ru/Awards/premiums.htm

Библиотекарь.ru Детские писатели.—Режим доступа: http://libririan.fio.ru/index.php&c=1787

Корней и Лидия Чуковские.—Режим доступа: http://chukfamily.ru/index.html

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Схема анализа народной сказки

(Къырымтатар масаллары «5-джы ПРИЛОЖЕНИЯДА» брильген)

 

1.В каком жанре написано произведение?

2.Назовите тему сказки.

3.Каковы сюжет и композиция произведения?

4.Дайте характеристику персонажей.

5.Назовите выразительные средства языка сказки.

6.Какая идея лежит в основе произведения?

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

 

Схема анализа лирического произведения

                                                                    

1.Какие мысли, чувства, наблюдения автора содержатся в стихотворении?

2.Тема и основная идея произведения. Что утверждает автор?

3.В чём вы видите ценность стихотворения?

4.В каких обстоятельствах жизни захочется обратиться к этому стихотворению?

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

 

Викторина-игра в ответы на вопросы (устные или письменные) из разных областей знания. Например: литературная викторина, музыкальная викторина

 

Образец

 

ВИКТОРИНА

«ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ А.Л.БАРТО?»

 

1.Закончите стихотворение «Лошадка»:

Я люблю свою лошадку,

   Причешу ей шёрстку гладко,

     Гребешком приглажу хвостик

                                         И верхом …                   (поеду в гости)

 

2.Как называется стихотворение?

 

                                         Горит на солнышке

                                         Флажок,

                                         Как будто я

                                         Огонь зажёг                 (Флажок)

 

3.Какую Зину купили в магазине?

 

(Резиновую Зину купили в магазине)

 

4.Какие слова кричал прохожим Вовка - добрая душа из окна?

(С добрым утром!)

 

 И так далее…

Примечание: вопросов викторины должно быть не менее 10)

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

 

ХРЕСТОМАТИЙНАЯ СТАТЬЯ – это простое сочинение небольшого размера.

 

При написании статьи о художнике-иллюстраторе детской книги необходимо обратить внимание:

1) на факты из жизни художника, повлиявшие на выбор им данной профессии,

2) на особенности стиля художника при иллюстрировании детской книги,

3) на то, каких авторов и какие книги иллюстрировал мастер,

4) на роль иллюстраций в формировании представления детей о книге, в развитии нравственных качеств и эстетического вкуса детей дошкольного возраста.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Сказка о трёх благочестивцах

Жил некогда в Крыму великий хан и было у этого хана три сына.

Призвал он однажды своих сыновей и говорит им:

— Дорогие мои дети, светочи моей души, я чувствую, что могущественный Аллах зовет меня к себе.

Мне предстоит надолго разлучиться с вами. Но пусть печаль ваша умерится сознанием того, что отец ваш в последние свои минуты заботится о вашей судьбе. В угловой комнате дворца, в тайнике, спрятал я для вас ларец с драгоценностями. Возьмите его и поделите между собой все, что там есть. Этого хватит вам на всю жизнь.

Сказав так, хан сделал последний вздох и испил чашу смерти.

Как только тело хана было предано земле, а душа унесена Азраилом в рай, сыновья его пришли к указанному месту, чтобы взять завещанное сокровище. Каково же было их удивление и ужас, когда они увидели, что тайник пуст, — кто-то похитил драгоценности. Братья стали ссориться и спорить, обвиняя друг друга в воровстве. Так они спорили и бранились до тех пор, пока старший из них не сказал:

— Нет сомнения, дорогие братья, что драгоценности похитил один из нас, ибо только мы знали об их существовании. Вряд ли кадий сможет рассудить нас. Но есть здесь в одной деревне старик, который прославился своей мудростью. Давайте перестанем ссориться и обратимся к этому мудрецу из народа, чтобы разрешил он наш спор.

Поразмыслив, что так будет и вправду лучше, царевичи согласились с предложением старшего брата и немедленно направились к старику. Мудрый старец принял их, выслушал, как следует, и наконец сказал:

— Прежде чем объявить вам свое решение, прошу нас выслушать сказку о трех благочестивцах.

Братья приготовились слушать, и старик рассказал им следующее:

— В очень давние времена в одной счастливой стране жили юноша и девушка, которые сильно любили друг друга. Но девушка, помимо ее воли, была наречена невестой другого человека. Когда приблизился день свадьбы и молодым людям нужно было разлучиться, юноша горячо обнял свою возлюбленную и сказал ей:

— О, свет моих очей, властительница моих мыслей! Теперь мы еще вместе, и я наслаждаюсь твоим присутствием, но что будет со мной, когда ты покинешь меня и уйдешь к мужу!

— Не огорчайся, господин моего сердца,— ответила девушка.— Я не стану женой этого человека до тех пор, пока не разделю твоего ложа. Ты первый отворишь врата моей любви!

И она дала своему возлюбленному клятву верности, призвав в свидетели Аллаха.

В день свадьбы, когда нареченные вошли в спальню, девушка, перед тем, как лечь на ложе, открылась своему жениху и рассказала о той клятве, которую она дала. Обливаясь слезами, она упала к ногам мужа и умоляла отпустить ее к возлюбленному, чтобы выполнить свой обет.

Выслушав признание своей невесты, жених, как истинный благочестивец, сказал:

— О, жена моя, ниспосланная небом! Верность Аллаху должна быть сильнее, чем верность мужу. Раз уж ты поклялась этому юноше, то встань и иди выполнять свое обещание.

Обрадованная девушка поблагодарила мужа и, выйдя из его дома, отправилась к своему возлюбленному. Идти было далеко, а ночь стояла темная. Случилось же, что когда она вышла за город, ей встретился на дороге разбойник. Увидев беззащитную девушку, украшенную драгоценностями, разбойник преградил ей путь, чтобы ограбить ее. Но это желание заменилось другим, когда при свете звезд он рассмотрел, что перед ним стояла такая красавица, с очарованием которой могла поспорить разве что луна на четырнадцатый день своего света. Никогда не видевший подобной красоты разбойник, как голодный волк, бросился на девушку. Но та стала просить пощады и при этом так жалобно плакать, что окаменелое сердце разбойника расплавилось.

— Отчего ты так плачешь, джаным?— спросил он, освободив ее из своих объятий.

Бедная девушка от начала до конца рассказала, что заставило ее идти так поздно ночью по этой дороге совершенно одну. Такое чистосердечное признание еще больше смягчило душу разбойника, и он, как истинный благочестивец, сказал:

— Если судьба твоя начертана таким образом, о звезда моей ночи, то, во имя пророка, говорю: не мне губить твою душу. Верность Аллаху выше всего, непристойно было бы мужественному воину поступать так бесчестно. Раз ты дала клятву — иди и выполняй ее!

И разбойник не только пощадил свою жертву, но и проводил ее до самого дома, где жил юноша.

Когда девушка вошла в саклю своего возлюбленного, тот предавался слезам и отчаянию. Увидев предмет своих помыслов, он бросился к красавице, горячо обнял ее и после многих ласковых слов спросил:

— О солнце моей жизни! Как могла ты прийти ко мне в такую ночь?

— Я пришла, чтобы выполнить свое обещание,— ответила девушка.— Месяц тому назад в этой комнате я поклялась тебе именем Аллаха, что не войду в дом своего мужа до тех пор, пока не разделю с тобой твоего ложа. И вот сегодня была отпразднована моя свадьба. В тот самый час, когда я должна была повиноваться своему жениху, я рассказала ему об этой клятве, умоляя отпустить меня, чтобы выполнить свой обет. И этот благородный человек разрешил мне идти к тебе. Когда же я шла сюда, по дороге меня остановил разбойник и хотел воспользоваться моей беспомощностью. Но, увидя мои слезы, он пожелал узнать, чем они вызваны. И когда я, ничего не скрывая, рассказала ему все, этот милосердный человек не только не причинил мне никакого зла, но и проводил меня к твоему дому.

Юноша был так удивлен рассказом об этих великодушных людях, что, как истинный благочестивец, воскликнул:

— О, сердце моего сердца! Если жених и этот разбойник оказались такими благочестивыми, то как я могу разделить с тобой мое ложе! Знай, что мне ничего не остается, как последовать примеру этих людей: иди же в дом своего мужа, и да сохранит тебя Аллах от злого глаза шайтана. Отныне я снимаю с тебя обет и буду любить тебя, как родную дочь моего отца!

Поблагодарив юношу, девушка попрощалась с ним и вернулась домой. Там она рассказала мужу обо всем, что с ней случилось, и тот долго удивлялся благочестию разбойника и юноши. А девушка, чувствуя себя освобожденной от клятвы, взошла на ложе своего супруга и разделила с ним все радости брачной жизни.

Окончив этот рассказ, мудрец обратился к трем братьям, которые со вниманием его слушали, и спросил:

— Скажите, дети мои, кто из этих трех мужчин оказался самым благочестивым?

Первым выступил вперед старший сын хана и сказал:

— Самое большое благочестие я вижу в поступке мужа этой чистой, как алмаз, девушки. Он имел право не выслушивать просьб своей невесты и выполнить закон шариата. Но он благородно отпустил ее выполнять данный ею обет. Муж — вот наиболее благочестивый из всех троих!

— О, верный хранитель мудрости и справедливости!— сказал, выступая, второй сын хана.— Позволь мне сказать, что самым благочестивым я считаю возлюбленного этой женщины. Увидев перед собой мечту своих мыслей, пришедшую выполнить обещание, он не захотел злоупотреблять ее честностью и, сняв с нее обет, отпустил ее в дом мужа. Не может быть большего благочестия, чем поступок этого благороднейшего юноши.

С этими словами он сел на свое место. Тогда встал младший брат и, поклонившись старику, сказал:

— Как же назвать, скажите мне, поступок разбойника, который встретил ночью вдалеке от города прекрасную девушку и не захотел воспользоваться ею! О, благоверный мудрец, нет и не может быть большего благочестия, чем благочестие этого благочестивейшего воина, достойнейшего из правоверных.

Внимательно выслушав всех троих, старик обратился к младшему сыну хана и сказал:

— Ну-ка, царевич, доставай ларец, да побыстрее! Нет сомнения, что драгоценности у тебя. Ибо честный заступается всегда за честного, влюбленный всегда защищает влюбленного, а вор вора видит издалека и горой становится на его защиту!

Услышав такое неожиданное решение, младший сын хана был так ошеломлен, что немедленно принес спрятанный им ларец с сокровищами и отдал его старику. А тот пересчитал все драгоценности и, разделил их на три части, передал в руки трех братьев.

 

«ЗАЯЦ-СЛУГА» КРЫМСКОТАТАРСКАЯ СКАЗКА

Жил на свете бедный человек Насырэддин-оджа. И до того он дожил, что не осталось у него в доме ни монетки, чтоб хлеба купить, ни полена, чтоб печку истопить. — Что будем делать, ага? — спрашивает у него жена. — Ничего у нас нет. — Не печалься, — отвечает Насырэддин-оджа. - Сегодня у нас ничего нет, завтра всего будет много! Только ты во всем меня слушайся. Ступай сейчас же к мяснику и попроси у него в долг — в последний раз — баранины, а у соседей выпроси муки, кофе да дровец. Скажи всем, что завтра расплачусь, вдвое отдам. А сама приготовь угощенье на четверых, да смотри получше -вечером я знатных гостей приведу! Удивилась жена: — Что ты затеял, ага? Зачем тебе эти гости понадобились? — Сама увидишь! А когда мы придем, ты только скажи: «Что же вы так замешкались? Наш слуга уже давно прибежал и передал мне твой приказ приготовить кавурму — жаркое, пирожки да кофе». Еще больше удивилась жена: — Какой же это наш слуга? Откуда он возьмется? — А вот сейчас я пойду принесу его — говорит Насырэддин-оджа Ничего не поняла жена, подумала: «У ж не тронулся ли разумом мой ага?» А Насырэддин-оджа отправился к знакомому охотнику. — Будь, — говорит, — мне другом: дай тех двух зайцев, которых ты вчера в силки поймал. Очень они мне нужны! Не отказал охотник, дал зайцев Насырэддин-одже. Вернулся он домой и говорит жене: — Вот я и двух слуг принес. Одного мы посадим в чулан, а другого я с собой унесу. Запомни, что я тебе еще скажу: позови соседского сына Велеша, посади его в тот же чулан, где заяц будет, и проси его играть на скрипке. Как только мы войдем в дом, подай ему знак — пусть играет веселее. А как услышит Велеш, что к чулану подходят, пусть положит свою скрипку у двери, а сам спрячется. Жена говорит: — Как велел, так и сделаю. Ты плохого не придумаешь! Посадил Насырэддин-оджа одного зайца в чулан, а другого взял под мышку и пошел в кофейню. В кофейне шум, разговоры: одни кофе пьют, другие кальян курят, третьи скинули туфли и расселись на коврах. Сел Насырэддин-оджа возле двери, принялся своего зайца поглаживать. Обернулись все в его сторону, стали над ним насмехаться: — Смотрите-ка, видно, он охотником стал! — Эй, Насыр-Эддин-оджа, как это ты зайца поймал? А Насырэддин-оджа посмотрел на всех и спокойно молвил: — Какой уж я охотник! Где мне ловить зайцев! Нет, этого зайца я не поймал, а нанял. — Как это «нанял»? — А очень просто: как другие нанимают. Этот заяц — мой слуга, он все мои поручения исполняет. Лучшего слуги и не найти. Ведь вы сами знаете, какие зайцы проворные, как быстро они бегают! Удивились все, но не поверили Насырэддин-оджа: мало ли что он придумает! — Выдумки это твои! — Какие выдумки! — отвечает тот. — Нет ничего проще, как проверить правдивость моих слов. Обернулся Насыр-Эддин-оджа к трем богатым торговцам и говорит: — Будьте вы судьями в этом деле! — А что мы должны делать? — Ничего особенного. Согласитесь, только пожаловать ко мне. Я сейчас пошлю моего слугу к жене и прикажу ей приготовить для вас хорошее угощенье. Любопытно стало богачам. — Ну что ж, — говорят они, — согласны. Пусть твоя жена для нас хоть кофе сварит. — Нет, — говорит Насыр-Эддин-оджа, — какое же это угощенье! Одним кофе сыты не будете. Нагнулся он к уху своего зайца и сказал: — Эй, мальчик, слышишь, что гости требуют? Пусть твоя хозяйка сварит к нашему приходу кофе. Да что кофе! Одного кофе нам мало. Скажи хозяйке, чтобы она хорошую, жирную кавурму приготовила. Запомни: кавурму! И свежий лаваш пусть испечет. Запомнил ты: лаваш! И пирожков пусть испечет. Не забудь — пирожков! Слушают все, улыбаются недоверчиво, переглядываются. А Насырэддин-оджа приоткрыл дверь пошире и отпустил зайца. Тот — скок! — и умчался. — Ну, теперь прощайся со своим зайцем! — засмеялись все. — Зачем прощаться? — говорит Насырэддин-оджа. — Мы с ним скоро встретимся! Посидели еще немного в кофейне, поговорили, покурили, а потом не спеша пошли к дому Насырэддин-оджи. Вышла жена Насырэддин-оджи, поздоровалась с гостями и стала их упрекать: — Что же вы так замешкались? У меня все уже готово! Вошли гости в дом и видят: скатерть расстелена, на скатерти блюда с угощеньем стоят. Удивились они и спрашивают: — Как же ты узнала, что мы придем и что будет у вас трое гостей? — Чего же вы удивляетесь? — отвечает им жена Насырэддин-оджи. — Прибежал наш слуга и передал мне приказанья мужа. Только не сказал, что вы по пути так задержитесь. Переглянулись богачи, уселись и стали есть. — Ишь, — говорят, — все угощенья поданы, какие хозяин зайцу заказывал: и кофе, и лаваш, и пирожки, и кавурма! Ничего не забыл! Самый богатый из гостей поел, попил и спрашивает: — А где же сейчас ваш заяц-слуга? — Сейчас он отдыхает, — говорит Насырэддин-оджа. — Ушел в свой чуланчик и играет на скрипке. Слышите? Прислушались гости: в самом деле, кто-то на скрипке играет. — Эй, Насырэддин-оджа, разреши нам взглянуть на твоего зайца! — говорит любопытный богач. — Очень я люблю все необыкновенное, все диковинное! И другие гости стали упрашивать: — Разреши нам посмотреть на твоего зайца! — Что ж, — отвечает Насырэддин-оджа, — так и быть, покажу вам моего слугу. Только идите тихонько, не разговаривайте: если заяц услышит шум, он бросит скрипку и перестанет играть. Он у нас пугливый, смущается играть при чужих. А если перестанет играть — ни за что потом не уговорить, не упросить! Гости говорят: — Мы тихонько пойдем, ни словечка не скажем. — Ну, пойдем! Пошли они за Насырэддин-оджой к чулану на цыпочках, боятся дышать. Слышат, кто-то играет в чулане на скрипке, да так весело! Не выдержал самый богатый гость и говорит: — Очень хорошо! Очень хорошо! И только он сказал — затихло в чулане. — Э-э, не надо было тебе так громко говорить! — стал упрекать богача Насырэддин-оджа. — Смутил ты моего зайца! А богач свое твердит: — Пек якши! Очень хорошо! И другие двое не отстают: — Пек якши! Пек якши! Покажи нам Своего зайца! Приоткрыл Насырэддин-оджа дверь. Заглянули гости в чулан и видят: лежит на полу скрипка, а в углу сидит заяц, уши прижал. Взял его Насырэддин-оджа на руки, стал гладить да приговаривать: — Не бойся, оглан, не стыдись: сыграй еще для гостей. А заяц только уши жмет да лапками дрыгает. Стал самый богатый гость приставать к Насырэддин-одже: — Продай мне твоего зайца! И второй гость пристает: — Продай лучше мне! Я больше заплачу! Третий кричит: — Мне продай! Я не поскуплюсь: сколько запросишь — столько и дам! Самый богатый ногами топает: — Никому не уступлю! Я первый просил продать мне зайца! Такой шум подняли, что весь дом затрясся. А Насырэддин-оджа спокойно говорит: — Как можно продать такого зайца! Он тебе и слуга, и музыкант. Да и жена привыкла к нему, ни за что с ним не расстанется. Нет, лучше и не просите: не продам я моего зайца! Стали богачи наперебой уговаривать Насырэддин-оджу: — Променяй на бешмет! — Променяй мне зайца на осла! На двух ослов! На трех! — Возьми сто золотых! Насилу уговорили Насырэддин-оджу. Хорошо, жена помогла, сказала: — Стыдно тебе, не хочешь ты выполнить просьбу наших гостей! Вздохнул муж и говорит: — Ладно, отсчитывай скорее золотые, пока я не передумал! Отсчитал самый богатый гость деньги, отдал Насыр-Эддину-одже. А сам схватил зайца и давай кричать: — Эй, заяц, теперь ты мой слуга! Потом обернулся к двум другим богачам и сказал: — Нечего нам ссориться из-за этого зайца — так, видно, Аллаху было угодно, чтоб он стал моим слугой. Согласились те два богача: видно. Аллаху было угодно, нельзя спорить и ссориться. — Ну, — говорит первый богач, — хочу я на радостях угостить вас всех. Эй, заяц, беги ко мне домой и скажи своей новой хозяйке, что я приду с гостями после вечернего намаза, пусть приготовит нам хороший ужин! Да смотри у меня — проворнее, не то достанется тебе! Пустил он зайца на пол, а тот в дверь — только его и видели! Посидели гости, поговорили о том о сем и пошли в мечеть на молитву. А потом все отправились к богачу ужинать. Один Насырэддин-оджа не пошел. — Что-то, — говорит, — у меня нога заболела и спину ломит. Подошли гости к дому богача — темно. Постучали раз — не открывают дверь. Постучали еще раз — не открывают дверь. Стали стучать кулаками изо всех сил. Вышла заспанная хозяйка, зевает спросонья и сердито спрашивает: — Что это ты не вовремя гостей привел? — Как — не вовремя? Ты разве не ожидала нас? И ужин не приготовила? — Да как же я могла знать, что вы придете? — А разве тебя заяц не предупредил об этом? — удивился богач. — В своем ли ты уме? Какой заяц? — Да наш новый слуга! Рассердилась жена: — Ум у тебя помутился или ты вздумал посмеяться надо мной? Хлопнула она дверью и ушла в дом. — Так, видно, этот плут обманул меня! — завопил богач и бросился к дому Насырэддин-оджи. Прибежал он и давай кричать и кулаками размахивать: — Обманщик ты! Обманул ты меня! Сел Насырэддин-оджа на тахту и спрашивает: — Чем же я тебя обманул? — Заяц к моей жене не пришел, ничего ей не передал и сам неизвестно где. Улыбнулся Насырэддин-оджа: — Не я тебя обманул. Сам себя ты обманул! — Как так — сам? — Вспомни: ты приказать-то зайцу приказал, а сказал ли, где ты живешь — на какой улице, в каком доме? Ударил богач себя по лбу кулаком: — Верно, не сказал! — И еще: не успел ты зайца взять как начал ему наказаньями грозить. А он этого не любит. Вот и потерял ты проворного слугу! Сам себя и вини! Видит богач — нечего возразить, и поплелся домой злой и пристыженный. А Насырэддин-оджа и с долгами расплатился, и хлеба и дров купил, и стал жить без нужды.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Асан Чергеев


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: