Порядок выполнения работы

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К выполнению расчётно-графической работы

По «Технической механике»

Тема: «Расчёт червячной передачи»

 

Преподаватель Медведева Л.И.

 

Тема: Расчет червячной передачи.

Цель работы

Рассчитать червячную передачу одноступенчатого редуктора общего назначения при следующих данных:

- мощность, передаваемая червяком Р1, кВт;

- угловая скорость червяка ω1, рад/с;

- передаточное число передачи u.

Теоретическая часть

Червячная передача – это механизм для передачи вращательного движения валам, оси которых скрещиваются под углом 900, посредством винта (червяка 1) и сопряжённого с ним червячного колеса 2. Червячное колесо представляет собой узкую часть длинной гайки, изогнутой по окружности резьбой наружу. Зубья колеса имеют вогнутую форму, что увеличивает длину контактных линий, а следовательно, улучшает качество работы передачи.

 

Рис.1. Червячные передачи: 1 – червяк, 2 – червячное колесо.

Применяют червячные передачи в машинах, где по условиям компоновки необходимо передать движение между скрещивающимися валами, а также в делительных механизмах для получения большого передаточного числа. Они имеют широкое распространение в грузоподъёмных машинах, станкостроении, автомобилестроении и т.п.

Достоинства передачи: возможность получения больших передаточных чисел при малых габаритах (одной парой – от 8 до 100, а в кинематических передачах – до 1000); плавность зацепления и бесшумность работы; возможность выполнения самотормозящей передачи (ручные грузоподъёмные тали); компактность и сравнительно небольшая масса конструкции передачи.

Недостатки: сравнительно невысокий КПД (0,7-0,92), в самотормозящих передачах до 0,5; сильный нагрев передачи при длительной работе; склонность к заеданию; необходимость применения для колеса дорогих антифрикционных материалов; небольшие по сравнению с зубчатой передачей передаваемые мощности.

Виды червячных передач: цилиндрические и глобоидные. В зависимости от формы профиля витка различают: архимедов червяк (цилиндрический), эвольвентный и конволютный червяки. Могут быть корригированными. По расположению червяка относительно колеса различают передачи с нижним, верхним и боковым червяком. По числу витков червяки делят на одно- и многозаходные, по направлению витка – левые и правые. Наиболее распространено правое направление. Червячное колесо имеет вогнутую форму зуба, способствующую облеганию витков червяка. Витки глобоидной червячной передачи расположены на глобоидной (торовой) поверхности.

Червячные передачи по сравнению с зубчатыми имеют следующие особенности: повышенное скольжение в зацеплении и неблагоприятные условия смазки зацепления.

Материалы червячной пары должны иметь в сочетании низкий коэффициент трения, обладать повышенной износостойкостью и пониженной склонностью к заеданию. Обычно это разнородные материалы. Червяки изготовляют из сталей (марок 40, 45, 50, 40Х, 38ХГН и др.) с поверхностной закалкой до твёрдости НRС45…55 и последующим шлифованием и полированием витков. Наилучшее качество работы передачи обеспечивают червяки из цементированных сталей (18ХГТ, 20Х, 20ХФ и др.). Червячные колёса для экономии бронзы изготовляют составными: венец – из бронзы, центр – из стали (реже чугуна). Марку бронзы выбирают в зависимости от скорости скольжения υск:

Таблица 1.

υск, м/с Марка
6…25 Оловянистые бронзы марок БрО10Ф БрОФ6,5-0,15 БрОНФ – оловяно-никилевая бронза БрОЦС6-6-3 БрСуН7-2
2…5 Алюминиево-железистые бронзы марок БрА9Ж4 БрАЖН10-4-4Л
≤2 Чугун серый СЧ10, СЧ15, СЧ20, СЧ25

 

Виды разрушения зубьев червячных передач:

1) Заедание зубьев – более опасно, чем усталостное разрушение, т.к. переходит в задир поверхности частицами бронзы, приварившимся к виткам червяка, с последующим быстрым износом и разрушением зубьев. Для предупреждения заедания следует ограничить значение контактных напряжений .

2) Износ зубьев зависит от шероховатости поверхности червяка, точности монтажа, степени загрязнённости масел, частоты пусков и остановок передачи, а также от значения . После износа происходит излом зубьев.

Так как заедание и износ зависят от контактных напряжений, то основным критерием работоспособности и расчёта червячных передач является контактная прочность рабочих поверхностей зубьев колеса. При этом расчёт на изгиб будем производить как проверочный.

Так как при работе передачи из-за повышенного трения скольжения в зацеплении происходит выделение большого количества теплоты, то необходимо произвести также тепловой расчёт червячной передачи.

 

Порядок выполнения работы

1. Проектный расчёт.

1.1. Предварительно задаём скорость скольжения υск=(0,015…0,055)105 м/с и назначаем материалы по таблице 1. Из таблиц 2 и 3 в зависимости от материалов червяка и колеса выбираем допускаемые напряжения.

Таблица 2.

 Значения , МПа, для оловянистых бронз

Материалы и способ литья

Твёрдость поверхности витков червяка

до НRС 45 свыше НRС 45
БрО10Ф1, в песчаные формы 130 160
БрО10Ф1, в кокиль 190 225
БрОНФ, центробежное 210 250

 

Таблица 3.

Значения , МПа, для твёрдых бронз и чугунов по условию стойкости передачи к заеданию

Червячное колесо – червяк

Скорость скольжения υск, м/с

0,5 1 2 3 4 5 8
БрА9Ж4 – закалённая сталь 250 230 210 180 160 120 90
СЧ15 или СЧ20 – сталь 20 или 20Х (цементованная) 130 115 90 - - - -
СЧ10 или СЧ15 – сталь 45 или Ст6 110 90 70 - - - -

 

1.2. Из условия, что число зубьев колеса должно быть z2>28, и с учётом передаточного числа u подбираем z2=z1∙u, где z1– число витков червяка должно быть не меньше 2. Определяем угловую скорость колеса ω21/u.

1.3. Принимаем условно для данной конструкции передачи коэффициент диаметра червяка q=7,1…25 (см.табл.4); коэффициент неравномерности нагрузки Кβ; коэффициент динамической нагрузки Кυ; КПД передачи η. Исходя из принятых параметров, определяем расчётный момент на червячном колесе:

, Н∙мм.

1.4. Найдём требуемое межосевое расстояние передачи из расчёта рабочих поверхностей зубьев колеса на контактную прочность:

, мм.

1.5. Вычисляем модуль зацепления m=  и округляем его до ближайшего стандартного значения (см. табл.4).

Таблица 4.

m, мм.

1-й ряд 2 2,5 3,15 4 5 6,3 8 10 12,5 16
2-й ряд 3 3,5 6 7,5 12          

q

1-й ряд 8 10 12,5 16 20 25        
2-й ряд 7,1 9 11,2 14 18 22,4        

1.6. Окончательно выбираем коэффициент диаметра и число витков червяка. В зависимости от полученного модуля уточняем межосевое расстояние по формуле  и округляем его до целого числа.

1.7. Геометрические параметры передачи:

  • высота витка h1=2,2m;
  • высота зуба червячного колеса h2=2,2m;
  • высота головки винта hа1=m и зуба hа2=m;
  • высота ножки витка hf1=1,2m и зуба колеса hf2=1,2m;
  • расчётная толщина витка ρ=0,5πm;
  • радиальный зазор с=0,2m;
  • делительные диаметры червяка d1=mq и червячного колеса d2=mz2;
  • диаметры вершин витков червяка dа1=d1+2hа1 и зубьев червячного колеса dа2=d2+2hа2;
  • диаметры впадин червяка df1=d1-2hf1 и червячного колеса df2=d2-2hf2;
  • длина нарезной части червяка b1=(11+0,06z2)∙m;
  • наружный диаметр червячного колеса dаМ2=dа2+1,5m;
  • ширина обода червячного колеса b2=0,75∙dа1;
  • угол обхвата червяка венцом
  • угол подъёма винтовой линии червяка γ=  (обычно от 40 до 260).

 

Рис.2. Геометрические параметры червячной передачи

2. Проверочный расчёт

2.1. Тело червяка проверяем на прочность и жёсткость.

Определяем наибольшие контактные напряжения в зоне зацепления по формуле Герца:

,

где: Епр=2Е1Е2/(Е12) – приведённый модуль упругости материалов червяка и колеса; Е1=2,1∙105 МПа – для стального червяка, Е2=0,9∙105 МПа – для бронзового или чугунного колеса;

μ – коэффициент Пуассона, для стали, бронзы и чугуна μ=0,3;

 – приведённый радиус кривизны профилей сцепляющихся зуба колеса и витка червяка;

α=200 – угол зацепления;

[σ]Н=[σ]НО∙КНL – допускаемое контактное напряжение в поверхностных слоях зубьев колеса, МПа.

 

2.2. Вычисляем окружную скорость червяка υ11∙d1/2 и скорость скольжения υск1/cosγ. Сравниваем полученный результат с предварительно принятой скоростью скольжения (расхождение должно составлять 5-15%).

 

2.3. По таблице 5 принимаем угол трения φ и вычисляем КПД передачи, соответствующий выбранным материалам и параметрам: .

Сравниваем полученное значение с ранее принятым КПД (см. п.3). При значительных расхождениях (более 15%) необходимо произвести повторный расчёт передачи.

Таблица 5.

Зависимость угла трения от скорости скольжения (червяк стальной, колесо бронзовое)

υск, м/с φ υск, м/с Φ
0,01 5040-6050 2,5 1040-2020
0,1 4030-5010 3,0 1030-2000
0,5 3010-3040 4,0 1020-1040
1,0 2030-3010 7,0 1000-1030
1,5 2020-2050 10,0 0055-1020
2,0 2000-2030    

 

2.4. По окончательно установленным параметрам передачи уточняем величину расчётной нагрузки (мощность, передаваемую колесом): Р21∙η. Допускается недонагрузка не более 10% и перенагрузка до 5%.

 

2.5. Производим проверочный расчёт зубьев на изгиб.

Число зубьев колеса эквивалентного определим по формуле .

Коэффициент формы зубьев червячного колеса примем по таблице 6.

 

Таблица 6.

Значения коэффициента формы зуба червячного колеса

zυ YF zυ YF zυ YF zυ YF
26 1,85 35 1,64 50 1,45 150 1,27
28 1,80 37 1,61 60 1,40 300 1,24
30 1,76 40 1,55 80 1,34    
32 1,71 45 1,48 100 1,30    

 

Условие прочности на изгиб:

,

где допускаемое напряжение на изгиб было выбрано в п.1.1.

Если фактические напряжения изгиба колеса меньше допускаемых, то прочность зубьев червячного колеса достаточна.

 

2.6. Производим тепловой расчёт червячной передачи.

Температуру масла (условие теплового режима) проверяют по формуле: tм= ,

где: tм – температура масла,

tВ=300С – температура окружающего воздуха,

Кt – коэффициент теплопередачи (при нормальной циркуляции воздуха вокруг корпуса принимается 14…17,5 Вт/(м20С), при плохой – 8…10,5 Вт/(м20С);

А=1,5 м2 – площадь поверхности корпуса редуктора, соприкасающаяся с воздухом;

[tм]=60…700С – допускаемая температура масла в корпусе редуктора (в исключительных случаях до 900С).

 

Если расчётное значение температуры масла получилось больше допускаемого, то необходимо либо увеличить поверхность охлаждения (применяя охлаждающие рёбра и т.п.), либо применить искусственное охлаждение (обдувание корпуса воздухом с помощью вентилятора, посредством змеевика с циркулирующей водой, помещаемого в масло, и т.п.).

 

 

Контрольные вопросы по теме:

  1. Назначение и область применения червячной передачи?
  2. Достоинства и недостатки червячной передачи?
  3. Виды червячных передач?
  4. Из каких материалов изготавливают червяки и червячные колёса?
  5. Виды разрушений зубьев червячных передач?
  6. По каким параметрам подбирают размеры червячной пары?

 

Приложение 1.

 

ОТЧЁТ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: