Культурная жизнь общества. «Оттепель»

«Оттепель»  —  неофициальное обозначение периода в истории СССР после смерти И. В. Сталина, продолжавшегося около десяти лет (середина 1950-х — середина 1960-х годов). Характеризовался во внутриполитической жизни СССР осуждением культа личности Сталина, репрессий 1930-х годов, либерализацией режима, освобождением политических заключённых, ликвидацией ГУЛАГа, ослаблением тоталитарной власти, появлением некоторой свободы слова, относительной демократизацией политической и общественной жизни, открытостью западному миру, большей свободой творческой деятельности. Название связано с пребыванием на посту Первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва (1953—1964).

 

Слово «оттепель» связано с одноимённой повестью Ильи Эренбурга.

Во время периода десталинизации заметно ослабела цензура, прежде всего в литературе, кино и других видах искусства, где стало возможным более критическое освещение действительности. Первым поэтическим бестселлером периода оттепели стал сборник стихов Леонида Мартынова (Стихи. 1955). Главной платформой сторонников «оттепели» стал литературный журнал «Новый мир». Некоторые произведения этого периода получили известность и за рубежом, в том числе роман Владимира Дудинцева «Не хлебом единым» и повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича». В 1957 году в Милане опубликован роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго». Другими значимыми представителями периода оттепели были писатели и поэты Виктор Астафьев, Владимир Тендряков, Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко. Разрешена публикация стихов Анны Ахматовой.

 

Было резко увеличено производство фильмов.

 

Григорий Чухрай первым в киноискусстве затронул тему десталинизации и оттепели в фильме «Чистое небо» (1963). Основные кинорежиссёры оттепели — Марлен Хуциев, Михаил Ромм, Георгий Данелия, Эльдар Рязанов, Леонид Гайдай. Важным культурным событием стали фильмы — «Карнавальная ночь», «Застава Ильича», «Весна на Заречной улице», «Идиот», «Я шагаю по Москве», «Человек-амфибия», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» и другие.

 

На международных кинофестивалях премиями были удостоены фильмы, посвященные Великой Отечественной войне: "Летят журавли" (режиссер М. К. Калатозов, 1957), "Баллада о солдате" (режиссер Г. Н. Чухрай, 1959), "Судьба человека" (режиссер С. Ф. Бондарчук, 1959).

 

Большой резонанс в жизни советского общества получили встречи руководителей партии и государства с деятелями культуры в 1957, 1962, 1963 гг., где обсуждались насущные проблемы развития литературы и искусства. «Оттепель» в сфере культуры проявилась в разрешении «сверху» существования разных стилей и направлений в литературе и искусстве, в реабилитации многих представителей интеллигенции, в развертывании в творческой среде разнообразных дискуссий. Перемены первыми коснулись литераторов, а затем и других деятелей культуры. Было восстановлено доброе имя В. Мейерхольда, Б. Пильняка, О. Мандельштама, И. Бабеля, Г. Серебряковой, стали издаваться книги А. Ахматовой и М. Зощенко, вышли в свет новые литературно-художественные журналы «Юность», «Иностранная литература», «Наш современник», «Советский экран», «Музыкальная жизнь». В трибуну всех демократически настроенных творческих сил превратился журнал «Новый мир» во главе с А. Твардовским. В нем была напечатана повесть бывшего узника ГУЛАГА А. Солженицына о судьбе советского политзаключенного – «Один день Ивана Денисовича», потрясшая миллионы людей.

 

Творчество интеллигенции этой поры стало менее идеологизированным. Наблюдалось стремление наряду с осмыслением роли народа в Великой Отечественной войне, показать в своих произведениях повседневные заботы, огорчения и радость обыкновенных людей. Расширились международные связи советской культуры. Изменения в политической и духовной сферах положили начало кардинальным переменам в общественном сознании, его нравственному очищению и расшатыванию тотального контроля власти над образом мышления и действий людей.

 

В 1955—1964 годах на территории большей части страны была распространена телетрансляция. Телестудии открыты во всех столицах союзных республик и во многих областных центрах.

 

В Москве в 1957 году проходит VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов.

 

Политика «оттепели» имела определенные границы и в сфере культуры. Несмотря на некоторые послабления, идеологический диктат в этой области сохранился. На XX съезде КПСС Н. Хрущев откровенно объявил, что хороши лишь те работники культуры, которые «находят источник вдохновения в политике партии и ее идеологии». Все достижения в духовной сфере, которые не вписывались в официальную идеологию, не имели прямого отношения к задачам построения коммунизма или были лично неприятны лидеру страны, отрицались. Интеллигенция по-разному реагировала на давление системы. Многие творческие работники заявляли о признании своих «ошибок» и обязывались их исправить. Другие стали отводить душу в политических диспутах на кухнях собственных квартир. Но были и такие, кто нашел силы открыто отстаивать свои демократические убеждения и протестовать против регулируемой в интересах власти десталинизации общества. К концу 1950-х гг. возник самиздат и зародилось диссидентское движение, противостоящее официальной идеологии и политике в сфере культуры.

 

С конца 1950-х гг. начались гонения на Русскую Православную церковь. Число церковных приходов сократилось с 15 тыс. в 1959г. до 11,5 тыс. в 1964г. Было закрыто три четверти монастырей, пять из восьми духовных семинарий. Тысячи священников лишились средств к существованию. Религиозные обряды могли совершаться только по специальному разрешению местных властей. Церковь должна была регистрировать тех, кто крестил своих детей или сам принимал обряд крещения, венчался или совершал иную требу. Уличенных в отправлении религиозных обрядов прорабатывали по месту работы или учебы, увольняли, исключали из учебных заведений и т.д.

 

Во времена Н. Хрущева культура перенесла на себе и всю непродуманность волюнтаристских решений руководства. Реформаторские веяния затронули среднюю и высшую школу. В 1958г. под лозунгом борьбы за «укрепление связи школы с жизнью» была проведена реформа среднего образования. Срок обучения в школах был увеличен с 10 до 11 лет, но в старших классах вводилось обязательное производственное обучение с практикой на заводах и со сдачей на разряд по той или иной профессии. После окончания школы следовало в течение двух лет поработать на производстве и лишь, потом поступать в высшие учебные заведения. При разработке реформы не было учтено, что школы не располагают необходимой материальной базой для организации профобучения, предприятия не заинтересованы в труде школьников, а население будет искать обходные пути для поступления в вуз. В итоге ухудшилась общеобразовательная подготовка учащихся, а процент школьников, работавших по специальности, полученной в школе, был крайне невысок.

   
 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: