Исходные данные
На рынках с условным обозначением Север (С), Юг (Ю), Запад (3), Восток (В) действует организация, предпринимательская деятельность которой заключается в производстве товаров заданной номенклатуры.
Таблица 1
| Продукция | Рынок сбыта | Емкость рынка, тыс.р. | Темп прироста рентабельности, % | ||
| Рынок | Структура продаж, % | базовый период | в перспективе | ||
| А | С | 70 | 590 | 670 | 2 |
| Ю | - | 900 | 918 | ||
| З | 30 | 300 | 270 | ||
| В | - | 900 | 970 | ||
| В | С | 30 | 3000 | 3030 | -5 |
| Ю | 40 | 1060 | 1090 | ||
| З | 20 | 7000 | 13440 | ||
| В | 10 | 8000 | 13360 | ||
| С | С | 50 | 1800 | 1860 | 3 |
| Ю | - | 800 | 816 | ||
| З | - | 1200 | 1320 | ||
| В | 50 | 2470 | 2220 | ||
| D | С | 20 | 300 | 680 | 12 |
| Ю | 20 | 800 | 1220 | ||
| З | 30 | 400 | 805 | ||
| В | 30 | 300 | 695 | ||
| E | С | 50 | 1000 | 1970 | 7 |
| Ю | - | 800 | 1080 | ||
| З | 50 | 900 | 1550 | ||
| В | - | 1300 | 1900 | ||
| F | С | 20 | 3000 | 2940 | -1 |
| Ю | 40 | 2500 | 3750 | ||
| З | 20 | 12000 | 12240 | ||
| В | 20 | 800 | 1360 | ||
| G | С | - | 1000 | 1850 | 5 |
| Ю | - | 18000 | 25700 | ||
| З | 30 | 1900 | 1850 | ||
| В | 70 | 9000 | 8900 | ||
Таблица 2
Воздействие факторов риска на перспективный объем продаж предприятия, %
| Факторы | Стратегические зоны хозяйствования (СЗХ) | ||||||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
| Благоприятные | 110 | 118 | 104 | 105 | 122 | 102 | 107 | 118 | 101 | 100 | |
| Неблагоприятные | 98 | 96 | 86 | 85 | 98 | 90 | 91 | 88 | 85 | 80 | |
| Факторы | Стратегические зоны хозяйствования (СЗХ) | ||||||||||
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | |||
| Благоприятные | 105 | 109 | 101 | 100 | 109 | 100 | 110 | 112 | 105 | ||
| Неблагоприятные | 98 | 96 | 96 | 100 | 100 | 98 | 75 | 94 | 85 | ||
Таблица 3
Структура реализованной продукции, условия конкуренции
| Реализованная продукция, | 3900 | Себестоимость продукции всего, тыс. р. | 3700 | |
| всего, тыс. р. | ||||
| в том числе по видам, % |
| в том числе по видам, % |
| |
| А | - | А | - | |
| B | 20 | B | 22 | |
| C | - | C | - | |
| D | 9 | D | 8 | |
| E | 16 | E | 15 | |
| F | 20 | F | 19 | |
| G | 5 | G | 7 | |
| H | 30 | H | 29 | |
| Число конкурентов на рынке, N | 5 |
Определение корпоративной миссии организации
Корпоративная миссия это наиболее общие цели предприятия, касающиеся приоритетных групп товаров (Qs), рынков сбыта (Ms), групп потребителей (Ps).
Оценка корпоративной миссии позволяет принять обоснованные управленческие решения относительно направления и способа ведения предприятиями предпринимательской деятельности.
Миссия организации содержит:
1) целевые ориентиры организации (отвечает на вопрос — в чем состоит главная цель организации, какие потребности она должна удовлетворять?);
2) сферу деятельности организации (отвечает на вопрос – какой продукт предлагать покупателям, на каких рынках предполагается действовать?).
Выбор приоритетов в деятельности организации отражает основополагающую идею миссии. Среди приоритетов главными являются целевые рынки, виды деятельности и группы потребителей. Значение миссии состоит в том, что выработанные на ее основе цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений.
С течением времени миссия устаревает, так как изменяется внешняя среда. Организация обращается к анализу потребностей, определяющих фактический рыночный спрос. В результате происходит корректировка ранее выбранного направления предпринимательской деятельности. Корректируются миссия, цели и собственно стратегия.
Текущая корпоративная миссия F(Qs; Ms) определяется путем выделения приоритетных групп товаров и рынков сбыта. Приоритеты определяются (табл. 4) в разрезе стратегических зон хозяйствования (СЗХ) по удельному объему продаж в общей структуре продаж. СЗХ ранжируются по степени важности.
СЗХ – это отдельный сегмент внешнего окружения, на который предприятие имеет или хочет иметь выход. Сегментация производится по параметрам: потребность, технология, рынок сбыта, тип потребителя. Совокупность СЗХ образует хозяйственный портфель организации.
Таблица 4
| Продукция | Рынок сбыта | № СЗХ | Сумма | УВ % | Приоритет |
| B | С | СЗХ-1 | 234 | 6 | 3 |
| Ю | СЗХ-2 | 312 | 8 | 2 | |
| З | СЗХ-3 | 156 | 4 | 4 | |
| В | СЗХ-4 | 78 | 2 | 7 | |
| Итого | - | - | 780 | 20 | - |
| D | С | СЗХ-5 | 70,2 | 1,8 | 8 |
| Ю | СЗХ-6 | 70,2 | 1,8 | 8 | |
| З | СЗХ-7 | 105,3 | 2,7 | 6 | |
| В | СЗХ-8 | 35,1 | 2,7 | 10 | |
| Итого | - | - | 351 | 9 | - |
| E | С | СЗХ-9 | 312 | 8 | 2 |
| З | СЗХ-10 | 312 | 8 | 2 | |
| Итого | - | - | 624 | 16 | - |
| F | С | СЗХ-11 | 156 | 4 | 4 |
| Ю | СЗХ-12 | 312 | 8 | 2 | |
| З | СЗХ-13 | 156 | 4 | 4 | |
| В | СЗХ-14 | 156 | 4 | 4 | |
| Итого | - | - | 780 | 20 | - |
| G | З | СЗХ-15 | 58,5 | 1,5 | 9 |
| В | СЗХ-16 | 136,5 | 3,5 | 5 | |
| Итого | - | - | 195 | 5 | - |
| H | С | СЗХ-17 | 234 | 6 | 3 |
| Ю | СЗХ-18 | 702 | 18 | 1 | |
| З | СЗХ-19 | 234 | 6 | 3 | |
| Итого | - | - | 1170 | 30 | - |
Оценка корпоративной миссии производится по итогам финансово- хозяйственной деятельности, а также на основе оценки стратегической позиции привлекательности стратегического набора видов деятельности предприятия.
Текущая корпоративная миссия должна быть пересмотрена в случае отсутствия перспектив роста объемов продаж и рентабельности видов деятельности, составляющих хозяйственный портфель предприятия.
Оценка стратегической позиции организации
Стратегическими задачами предприятия являются:
• выбор набора СЗХ, в котором предприятие будет действовать в перспективе;
• определение рода взаимодействия между СЗХ, включенными в перспективный набор;
• выбор методов защиты стратегического перспективного набора от негативного воздействия неожиданных событий;
• выбор перспективных технологических нововведений и их использование в предпринимательской деятельности.
Управление стратегическим набором СЗХ осуществляется с помощью портфельного анализа, который предусматривает использование матричных инструментов: матрицы Бостон Консалтинг Групп, General Electric, Жизненного цикла отрасли. Матрицы построены на паре показателей, характеризующих внешнюю и внутреннюю среду организации, ее сильные стороны и внешнюю привлекательность. Для принятия эффективной стратегии предпринимательской деятельности необходимо использовать все матричные инструменты.
Матрица Бостон Консалтинг Групп (БКГ) акцентирует внимание на потребностях в инвестициях и прибыли каждой СЗХ, а также выгодах от перераспределения финансовых ресурсов диверсифицированной компании между ее подразделениями. БКГ выдвигает на первый план финансовые взаимодействия внутри хозяйственного портфеля, заостряет внимание на финансовых решениях.
Матрица БКГ представляет собой четырехклеточное поле, поделенное на сектора: звезды; дойные коровы; знак вопроса; собаки. В данных секторах размещаются (позиционируются) стратегические зоны хозяйствования (СЗХ) по параметрам:: темп роста спроса (Тр); относительная доля предприятия на рынке (Др).
Темп роста рынка характеризует привлекательность СЗХ с точки зрения вложения средств; рассчитывается по формуле

где Епер - емкость рынка перспективная;
Ебаз - емкость рынка в базовом периоде.
Относительная доля предприятия на рынке показывает его сравнительную конкурентную позицию; определяется по формуле:

где
- объем продаж в СЗХ.
Относительная доля предприятия измеряется от нуля до высоких значений показателя, присущих лидеру отрасли. Средняя величина относительной доли на рынке рассчитывается по формуле

где N - количество конкурентов на рынке
Таблица 5
| Продукция | СЗХ | Объем продаж, тыс.р. | Себе-стоимость, тыс.р. | Прибыль, тыс.р. | Рентабель-ность, % | Прогнозируемое изменение рентабельности, Δ % | Перспективная рентабельность, % | Темп роста рынка, % | Относительная доля на рынке, % | |
| В | СЗХ - 1 | 234 | 244,2 | -10,2 | - | - | - | 101 | 7,8 | |
| СЗХ - 2 | 312 | 325,6 | -13,6 | - | - | - | 102,8 | 29,4 | ||
| СЗХ - 3 | 156 | 162,8 | -6,8 | - | - | - | 192 | 2,2 | ||
| СЗХ - 4 | 78 | 81,4 | -3,4 | - | - | - | 167 | 0,98 | ||
| Итого | 780 | 814 | -34 | -4,18 | -5 | -9,18 | - | - | ||
| D | СЗХ – 5 | 70,2 | 59,2 | 11 | - | - | - | 226,7 | 23,4 | |
| СЗХ – 6 | 70,2 | 59,2 | 11 | - | - | - | 152,5 | 8,8 | ||
| СЗХ – 7 | 105,3 | 88,8 | 16,5 | - | - | - | 201,3 | 26,3 | ||
| СЗХ – 8 | 35,1 | 88,8 | -53,7 | - | - | - | 231,7 | 35,1 | ||
| Итого | 351 | 296 | 55 | 18,58 | 12 | 30,58 | - | - | ||
| E | СЗХ – 9 | 312 | 277,5 | 34,5 | - | - | - | 197,0 | 31,2 | |
| СЗХ – 10 | 312 | 277,5 | 34,5 | - | - | - | 172,2 | 34,7 | ||
| Итого | 624 | 555 | 69 | 12,43 | 7 | 19,43 | - | - | ||
| F | СЗХ - 11 | 156 | 140,6 | 15,4 | - | - | - | 98 | 5,20 | |
| СЗХ - 12 | 312 | 281,2 | 30,8 | - | - | - | 150 | 12,48 | ||
| СЗХ - 13 | 156 | 140,6 | 15,4 | - | - | - | 102 | 1,3 | ||
| СЗХ - 14 | 156 | 140,6 | 15,4 | - | - | - | 170 | 19,5 | ||
| Итого | 780 | 703 | 77 | 10,95 | -1 | 9,95 | - | - | ||
| G | СЗХ - 15 | 58,5 | 77,7 | -19,2 | - | - | - | 97,4 | 3,1 | |
| СЗХ - 16 | 136,5 | 181,3 | -44,8 | - | - | - | 98,9 | 1,5 | ||
| Итого | 195 | 259 | -64 | -24,71 | 5 | -19,71 | - | - | ||
| Н | СЗХ - 17 | 234 | 214,6 | 19,4 | - | - | - | 85,7 | 22,3 | |
| СЗХ - 18 | 702 | 643,8 | 58,2 | - | - | - | 82,7 | 31,2 | ||
| СЗХ - 19 | 234 | 214,6 | 19,4 | - | - | - | 95,4 | 26,9 | ||
|
| Итого | 1170 | 1073 | 97 | 9,04 | -2 | 7,04 | - | - | |
|
| Всего | 3900 | 3700 | 200 | - | - | - | - | - |
Совокупность СЗХ образует хозяйственный портфель предприятия, управлением которого занята корпоративная стратегия. Данная стратегия предназначена для распределения стратегических ресурсов предприятия между видами деятельности.
Прежде чем построить матрицу БКГ, необходимо выполнить промежуточные расчеты- максимальные и минимальные значения темпа роста продаж и доли на рынке.
На основе рассчитанных показателей строится матрица БКГ:
Рис.1. Матрица БКГ
Позиционирование стратегических зон хозяйствования на матрице БКГ позволяет принять в отношении их следующие основные решения по распределению ресурсов:
1. «Звезды» - оберегать и укреплять, вкладывая в их развитие инвестиции;
2. «Собаки» - избавляться, если нет веских причин, чтобы их сохранить;
3. «Дойные коровы» - использовать для финансирования перспективных областей бизнеса;
4. «Знаки вопроса» - подлежат изучению относительно возможности укрепления конкурентной позиции и наращивания рентабельности деятельности при известных капиталовложениях.
Виды деятельности группируются и приводятся в таблице 6
Таблица 6
Стратегическая группировка видов деятельности
| Группировка | № СЗХ | Объем продаж | Прибыль (убыток) | ||
| Сумма, тыс.р. | Уд. вес,% | Сумма, тыс.р. | Уд. вес,% | ||
| Коровы | СЗХ-2 | 312 | 8 | -13,6 | 6,8 |
| СЗХ-10 | 312 | 8 | 34,5 | -17,25 | |
| СЗХ-17 | 234,0 | 6 | 19,4 | -9,7 | |
| СЗХ - 18 | 702,0 | 18 | 58,2 | -29,1 | |
| СЗХ - 19 | 312 | 8 | 19,4 | -9,7 | |
| Итого | 1872,0 | 48 | -37,8 | 18,9 | |
| Звезды | СЗХ - 5 | 70,2 | 1,8 | 11 | -5,5 |
| СЗХ-7 | 105,3 | 2,7 | 16,5 | -8,25 | |
| СЗХ- 8 | 35,1 | 0,9 | -53,7 | 26,85 | |
| СЗХ - 9 | 312,0 | 8 | 34,5 | -17,25 | |
| Итого | 522,6 | 13,4 | 5,6 | -2,8 | |
| Знак вопроса | СЗХ-3 | 156 | 4 | -6,8 | 3,4 |
| СЗХ-4 | 78 | 2 | -3,4 | 1,7 | |
| СЗХ-14 | 156 | 4 | 15,4 | -7,7 | |
| Итого | 390 | 10 | 19,6 | -9,8 | |
| Собаки | СЗХ - 1 | 234 | 6 | -10,2 | 5,1 |
| СЗХ-6 | 70,2 | 1,8 | 11 | -5,5 | |
| СЗХ-11 | 156 | 4 | 15,4 | -7,7 | |
| СЗХ-12 | 312 | 8 | 30,8 | -15,4 | |
| СЗХ-13 | 156 | 4 | -19,2 | 9,6 | |
| СЗХ-15 | 58,5 | 1,5 | -19,2 | 9,6 | |
| СЗХ-16 | 136,5 | 3,5 | -44,8 | 22,4 | |
| Итого | 1123,2 | 28,8 | -187,4 | 93,7 | |
| Итого | 3900 | 100 | -200 | 100 | |
Позиционирование СЗХ на матрице БКГ позволяет принять в отношении них следующие основные решения по распределению ресурсов.
Наиболее привлекательными и перспективными видами деятельности, в смысле вложения средств являются «звезды» – СЗХ-14. Их следует оберегать и укреплять, вкладывая инвестиции. В данном виде деятельности предприятие имеет наилучшие конкурентные позиции.
Для финансирования перспективных областей бизнеса необходимо использовать «дойные коровы» – СЗХ-10, 18 и 19. Вкладывать финансовые ресурсы в развитие данных видов деятельности нецелесообразно.
Относительно возможности укрепления конкурентной позиции и наращивания рентабельности деятельности при известных капиталовложениях подлежат изучению СЗХ-3 и 4 (знаки вопроса).
Также анализируя полученные данные совершенно очевидно, что необходимо укреплять позиции и развивать производство продукции в СЗХ-10,17,18,19 т.к. достигается прибыль при невысоких объемах продаж, особенно СЗХ-18, которая относится к группе «Коровы».
Непривлекательными с плохими позициями являются «собаки» – СЗХ-1,13,15,16. Вкладывать инвестиции в развитие продукции в СЗХ–15,16 нецелесообразно, т.к. не приносит прибыли, а учитывая отрицательный прогноз рентабельности, лучше свернуть производство.






