Выкуп контрольного пакета акций, 2) обвал котировок акций, 3) оформление доверенности, 4) стихийное бедствие, 5) возгорание электропровода, 6) автомобильная авария

4. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Последовательность основных стадий жизни человека, при которой детство сменяется зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена..- 2 б.

 2) Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств

3) Человек наследует моральные нормы

4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности

5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах

5. Установите соответствие между процессами и формами познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. – 2 б.

ПРОЦЕССЫ  ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ
А) отражение вещей, явлений, процессов в их существенных и отличительных признаках  Б) отражение отдельных свойств предмета, непосредственного воздействующего на человека В) возникновение образа предмета, в данный момент не воспринимаемого Г) утверждение или отрицание чего-либо о предметах, явлениях, их свойствах и отношениях Д) отражение целостных образов, предметов и явлений при их непосредственном воздействии на рецепторы 1) чувственное познание 2) рациональное познание    

6. Члены «Клуба лю­би­те­лей древностей», по­се­тив раскопки ряда древ­них городищ, вы­дви­ну­ли собственную вер­сию их возникновения. Од­на­ко профессиональное со­об­ще­ство археологов и ис­то­ри­ков признало дан­ную версию ненаучной.

Какие из приведённых ниже ос­но­ва­ний могли стать ос­но­вой такой оцен­ки ученых? - 2 б.

1) версия опро­вер­га­ла положения, при­ня­тые в науке

2) выводы чле­нов клуба не имели ло­ги­че­ских обоснований

3) предположения лю­би­те­лей древностей не по­лу­чи­ли практического подтверждения

4) версия со­дер­жа­ла положения, опи­ра­ю­щи­е­ся на веру и не име­ю­щие доказательств

5) участники раскопок, ар­хео­ло­ги и историки, не яв­ля­ют­ся членами клуба

6) разработчики вер­сии признают вме­ша­тель­ство неземного разума

7. Выберите среди пред­ло­жен­но­го со­ци­аль­ные факты, со­дер­жа­щие про­яв­ле­ние важ­ней­ших со­ци­аль­ных по­треб­но­стей личности. - 2 б.

1) в тру­до­вом коллективе, куда при­ш­ла вы­пуск­ни­ца эко­но­ми­че­ско­го вуза, сна­ча­ла ей было непросто, мно­гие во­про­сы су­ще­ствен­но раз­ли­ча­лись с ву­зов­ски­ми знаниями, но более опыт­ные стар­шие кол­ле­ги сво­и­ми со­ве­та­ми по­мог­ли ей войти в курс дела

2) для юноши чрез­вы­чай­но важен его круг общения, дру­зья и подруги, с ними можно об­су­дить порой то, что не об­су­дишь ни с родителями, ни с учителями

3) молодой че­ло­век пре­успел в ту­ри­сти­че­ском бизнесе, со­здав круп­ную компанию, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­щу­ю­ся в об­ла­сти экс­тре­маль­но­го туризма, но те­перь его боль­ше вол­ну­ет слава мецената, по­кро­ви­те­ля мо­ло­дых дарований; не­дав­но им была учре­жде­на сти­пен­дия для мо­ло­дых учёных.

4) каждую по­след­нюю суб­бо­ту ме­ся­ца про­фес­сор по­свя­ща­ет по­хо­ду в кон­сер­ва­то­рию на кон­цер­ты ка­мер­ной музыки

5) каждый че­ло­век нуж­да­ет­ся в под­дер­жа­нии теп­ло­во­го ба­лан­са тела, по­это­му зимой мы на­де­ва­ем варежки, тёплые са­по­ги и куртки

8. Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.. - 2 б.

1) понятие «социальная стратификация» обозначает любые изменения, происходящие в обществе. 2) социальная стратификация предполагает деление общества на социальные слои путём объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом

3) Социологи выделяют следующие критерии социальной стратификации: доход, власть  

4) социальная стратификация предполагает выделение социальных слоёв в зависимости от личных качеств человека

5) престиж профессии как критерий социальной стратификации связан с социальной привлекательностью, уважительным отношением в обществе к тем или иным профессии, должности, роду занятий

9. Найдите в приведенном списке проявления экономической функции семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.- 2 б.

1) обучение детей трудовым навыкам

2) материальная поддержка неработающих членов семьи

3) семейное предпринимательство

4) наделение наследственным статусом

5) организация досуга

10. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. – 2 б.

 

«Мотивом _________(А) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. В качестве побудителя обычно выступает конкретная _________(Б), которая удовлетворяется в ходе и с помощью деятельности. Это определённая форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования _________(В), социальной группы, общества в целом. _________(Г) потребности вызваны биологической природой человека. Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. _________(Д) потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности и общении с другими людьми. _________(Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в нём и смысла своего существования. Каждая из групп потребностей соответствует определённому виду деятельности».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) потребность

2) деятельность

3) природа

4) социальный

5) естественный

6) подлинный (разумный)

7) индивидуальность

8) индивид 

9) идеальный (духовный)

 

Прочитайте текст и выполните задания 11–14.

 

Раз­ви­тие и фор­ми­ро­ва­ние лич­но­сти на­чи­на­ет­ся с мо­мента рож­де­ния человека. Для ре­бен­ка семья яв­ля­ет­ся пер­вым вос­пи­та­те­лем, бли­жай­шей сре­дой пе­ре­да­чи ему ду­хов­но­го бо­гат­ства, куль­тур­ных тра­ди­ций, фор­ми­ро­ва­ния цен­ност­ных ори­ен­та­ций, прак­ти­че­ских уме­ний и на­вы­ков. Семья несет от­вет­ствен­ность за весь про­цесс вос­со­зда­ния чело­века и яв­ля­ет­ся для ре­бен­ка той мик­ро­мо­де­лью об­ще­ства.

Семья фор­ми­ру­ет нормы и тра­ди­ции. Се­мей­ные тра­ди­ции ак­ку­му­ли­ру­ют ро­до­вой опыт со­ци­аль­но­го раз­ви­тия, фик­си­ру­ют про­шлое…

Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Известно, что состояние современной семьи обусловлено рядом негативных факторов, произошло разрушение статуса семьи, даже во внешне вполне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями.

Суть семьи - рождение и воспитание детей. И здесь практика подсказывает, что как ни парадоксально, обнаружилась такая закономерность: родители должны правильно воспитывать своих детей. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей: матери, отца, бабушки, дедушки, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится о нем столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин. Малодетность семьи уже во многих поколениях: воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу за младшими братьями и сёстрами. Молодые семьи имеют возможность отделиться от своих родителей: влияние старшего поколения снижается, его опыт остаётся невостребованным и др.

Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду. Семейные традиции очень важны, поскольку благодаря им молодое поколение учится ценить и уважать семейную атмосферу и понимать важность семьи.

(Л.А. Чимликина)

11. Какие две функции семьи рассмотрены автором? Назовите любые три основных, по мнению автора, условия успеха в воспитании детей в семье. - 2 б.

 

12. Какие автор характеризует семейные традиции (приведите любые две характеристики)? Опираясь на текст и обществоведческие знания, объясните важность участия старшего поколения в воспитании детей..- 2 б.

13. Автор рассмотрел роль семьи в воспитании детей. Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, назовите любые другие три субъекта, влияющих на развитие личности детей, и проиллюстрируйте примерами влияние каждого из них. – 3 б.

 

14. Автор полагает, что семья является микромоделью общества.

Используя текст, обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите три объяснения такого мнения..- 3б.

 

15. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная мобильность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах социальной мобильности, и одно предложение, раскрывающее сущность любого из видов социальной мобильности. – 3 б.

16. Известный психолог, читая сту­ден­там лекцию о спо­соб­но­стях человека, сказал, что спо­соб­но­сти не могут воз­ник­нуть в от­ры­ве от кон­крет­ной деятельности. Объ­яс­ни­те этот тезис психолога. Предположите, от­ри­ца­ет ли дан­ный тезис роль при­род­ных задатков в раз­ви­тии способностей человека. Как со­вре­мен­ные учёные ре­ша­ют вопрос о роли при­род­ных и со­ци­аль­ных факторов в раз­ви­тии способностей человека? – 3 б.

17. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить раз­вер­ну­тый ответ по теме «Человек – объект и субъект познания». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трех пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах. – 3 б.

_____________________________________________________________________________________

Критерии оценки:

Б. – «5»

Б. – «4»

Б. – «4»

Менее 18 б. – «2»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: