Проблемный вопрос: Как отличить вводные слова от слов-омонимов?
-Каким образом вы предлагаете записать тему нашего урока?
Отличие вводных слов от синтаксических омонимов.
- По каким признакам в предложении можно найти вводные слова?
· Не являются членами предложения, т.е. не входят в структуру предложения и не являются его частью;
- Выделяются понижением тона и паузой в устной речи, запятой (запятыми) на письме;
- Выражают отношение говорящего к сообщаемому (рассказать подробнее про смысловые группы вводных слов):
- различная степень уверенности (конечно, может быть, вероятно);
- различные чувства (к счастью, к сожалению, к удивлению);
- источник сообщения (по-вашему, по слова, помнится);
- порядок мыслей (во-первых, во-вторых, следовательно, например);
- способ оформления мыслей (словом, иначе говоря, вообще);
- призыв к собеседнику или к читателю с целью привлечь его внимание к сообщаемому (понимаешь, видишь ли, предположим, допустим).
(проверка по слайду №6 +свои примеры!)
|
|
3
«Подумай!»
- Их неудовольствие очевидно.
Очевидно это апрельская капель…
Солнце светило ярко однако не грело.
Сегодня на улице однако вовсе не весенняя погода.
- Естественно все ждут прихода тёплого времени года.
Ваши распоряжения естественно подводят нас к правильному решению.
Действительно многие весной испытывают особый эмоциональный подъём.
Приглашение действительно на всю неделю.
- Как безошибочно проверить, что в одном предложении есть вводное слово, а в другом – нет?
Вводные слова обогащают нашу речь, но их неуместное, немотивированное, избыточное использование ведёт к засорению языка. Назойливое повторение вводных слов делает речь невыразительной, тусклой, часто косноязычной. Такую речь трудно и неприятно слушать. Она свидетельствует о низкой речевой культуре человека.
Домашнее задание
Выучить правила. Правила записать в тетради для правил.
Найти правильный вариант ответа. Расставить знаки препинания (устно):
1) Предложение с вводным словом:
А) Может это и правда а может и нет.
Б) Он вполне может успеть на поезд.
В) В сущности проблемы разобраться нелегко.
2) Предложение со словом, омонимичным вводному:
А) Я наверное никогда не обманывалась на твой счёт.
Б) Такое решение вполне вероятно.
В) Вероятно ты выполнишь мою просьбу.
3) Предложение со словом однако в роли вводного:
А) Он глуп однако хитёр.
Б) Скоро однако мы увидим море.
Выполнить контрольную работу на двойных листочках в линию:
Титульная страница:
Контрольная работа
по русскому языку
ученицы/кА 8-Б класса
|
|
Муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя школа № 15 города Макеевки»
ФИ в Р.п.
На развороте листа:
Шестнадцатое апреля
Контрольная работа по теме: «Предложения
С вводными и вставными конструкциями»
Тестовые задания
Вариант
1. Верное утверждение — в строке
А Обращения не являются членами предложения.
Б Обращение бывает только нераспространенным.
В Обращения являются второстепенными членами предложения.
Г Обращения не могут выражать уверенность, неуверенность, содержать указание на источник сообщения, порядок изложения мыслей и т. д.
2. Предложение с обращением (знаки не расставлены) — в строке
А Послушал сынок отца.
Б Ты Леонид опоздал на целый час!
В Стихнут бураны и вьюги.
Г Пусть для вас сияет солнце.
3. Предложение с нераспространенными обращениями (знаки не расставлены) — в строке
А Друзья мои я молод был.
Б Играйте же дети растите на воле на то вам и красное детство дано.
В Дробись дробись волна ночная и пеной орошай брега в туманной мгле.
Г Что же сероглазая девушка смеешься?
4. Распространенное обращение (знаки препинания не расставлены) — в строке
А Исполнись приятель гражданского пафоса!
Б Чудо жизни моей я в долгу у твоей доброты.
В Человек человек божия коровка одному весь свой век маяться ли ловко?
Г Я тружуся братец.
5. Предложение, в котором неверно расставлены знаки препинания,—
А Я видел вас, холмы и нивы.
Б Приди ко мне любезный, друг.
В Ой, цвети, кудрявая рябина.
Г Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать.
6. После обращения должен стоять восклицательный знак (знаки препинания не расставлены) в предложении
А Товарищи поплачьте один раз на свете о маленькой собачке что радовала вас...
Б Ты ж юность смейся и шали с кем хочешь будь что хочешь делай.
В С рожденьем снег.
Г Ну радость чем тебе не рай.
7. Предложение, в котором выделенное слово является вводным (знаки не расставлены),—
А К счастью дороги открыты для всех.
Б К счастью праздник все же состоялся.
В С высоты город кажется игрушечным макетом.
Г Мне это только кажется.
8. Предложение с ошибками в употреблении вводных слов —
А Птенец, видимо, только вылупился.
Б Город, казалось, спал.
В Ты, значит, не отвлекай нас попусту.
Г Глагол — это часть речи.
9. Предложение, в котором верно расставлены знаки препинания при вводных конструкциях,—
А Для меня, например, чтение — лучшее из занятий.
Б Все это конечно, пустяки.
В Мы например, больше любим театр, чем кино.
Г Книга быть может наиболее сложное и великое чудо из всех чудес.
10. Предложение со вставными конструкциями (знаки не расставлены) —
А Крупные, красивые птицы их было всего тринадцать летели треугольником.
Б Должно быть я долго был в отлучке.
В Как-то вечером раздался стук должно быть в дверь.
Г Словом ужин был чрезвычайно весел.
11. Вводное слово есть в предложении (знаки препинания не расставлены)
А Прости меня собачка что я тебя не спас.
Б В декабре в Одессе жуть каплет сеет брызжет мочит.
В Еще пожалуйста сыграй моя свистулька!
Г Пойду пожалуюсь весне на то что холод не уходит.
12. Соответствует схеме (знаки препинания опущены) предложение
А И Божий мир красив и дивен и полон чар и как дитя поэт наивен хоть веком стар.
Б Мои шаги усталы и неловки и на простой хозяйственной веревке тряпьем намокшим сохнут паруса.
В О земля Кобзаря я в закате твоем как в оправе на степную полынь с тополиных страниц обронен.
Г Покойся в сердце мой Толстой не рвись не буйствуй мы все привычною стезей проходим путь свой.
Вариант II
1. Верное утверждение —
А Обращения — это часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него.
Б Неодушевленные существительные не могут быть обращениями.
|
|
В Обращение не может выделяться запятыми, только восклицательным знаком.
Г Обращение — слово или сочетание слов, называющее лицо или предмет, к которому обращаются с речью.
2. Предложение с обращением (знаки не расставлены) —
А А вы друзья как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь.
Б Пусть для вас сияет солнце.
В Чем-то вас мне попотчевать?
Г Шумит, гудит ветер в печных трубах.
3. Предложение с обращением, выраженным субстантивированным словом,—
А Здравствуй, милая мама! Как я скучал по тебе!
Б Милая, родная, дождалась я вас.
В Долгожданная, любимая жена, встречей живу.
Г Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.
4. Предложение, в котором неверно расставлены знаки препинания,—
А О тонкая береза! Что загляделась в пруд?
Б Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель, дорогой.
В Благословляю вас, леса, сады и рощи.
Г Ты, ветер, утренним дыханием счастливый парус напрягай.
5. Распространенное обращение (знаки препинания опущены) — в предложении
А Да брось ты свой венок дай боль твою Ленцкевич неужто мы с тобой друг друга не поймем?
Б Дуй ветер так чтоб нам дышать невмочь...
В Пусть пока что в долгу полюбите меня дорогие!
Г Пойте всю мою ночь почти весело пойте о славе соловьи запорожских времен.
6. Группа слов, где все слова вводные,—
А конечно, безусловно, будто, бесспорно
Б во-первых, следовательно, итак, все-таки
В к счастью, действительно, значит, например
Г наконец-то, таким образом, пожалуйста, здравствуйте
7. Предложение, в котором выделенные слова являются вводными (знаки не расставлены),—
А Ты чувствуется к уроку не готов.
Б В дыхании ветра в щебете птиц в ласковых лучах солнца во всем чувствуется приближение весны.
В Ученые говорят о глобальном потеплении на планете.
Г Человек говорит что ко всему привыкает.
8. Предложение с вводным словом (знаки препинания не расставлены) —
А И скоро будет собственная нефть, шотландская, в бутылках из-под виски.
Б Эй живой кто-нибудь выходи помоги!
В А впрочем концертный зал на тыщу с лишним мест не так уж безнадежен это храм и храм искусства.
|
|
Г Такой мороз что коль убьют то пусть из огнестрельного оружья.
9. Конструкция с вводными предложениями (знаки не расставлены) —
А К нашему удивлению сильная команда проиграла более слабой.
Б Кажется ты что-то скрываешь.
В Друзья без всякого сомнения познаются в беде.
Г Лето считает мама я проведу у бабушки в деревне.
10. Предложение со вставной конструкцией (знаки препинания не расставлены) —
А Прости меня прелестный истукан.
Б Баран трясет кудряшками они же руно вдыхая запахи травы.
В В ночном саду под гроздью зреющего манго Максимильян танцует то что станет танго.
Г Прощай размах крыла расправленный полета вольное упорство и образ мира в слове явленный и творчество и чудотворство.
11. Предложение со вставными конструкциями, в которых неверно расставлены знаки препинания,—
А Сани резко стукнуло о торчавшую из воды сваю (след унесенного моста) и перевернуло.
Б Он встал и, прихрамывая, он был на протезе, подошел к окну.
В Мой приход — я это мог заметить — сначала несколько смутил гостей.
Г Ребенок затих, но, по-моему, ненадолго.
12. Соответствует схеме (знаки препинания опущены) предложение
А И Божий мир красив и дивен и полон чар и как дитя поэт наивен хоть веком стар.
Б Мои шаги усталы и неловки и на простой хозяйственной веревке тряпьем намокшим сохнут паруса.
В О земля Кобзаря я в закате твоем как в оправе на степную полынь с тополиных страниц обронен.
Г Покойся в сердце мой Толстой не рвись не буйствуй мы все привычною стезей проходим путь свой.
Успехов вам!