Культура речи. Синонимика вводных слов. Стилистические различия между ними. Неуместное употребление вводных слов и выражений книжного характера в разговорной речи

Проблемный вопрос: Как отличить вводные слова от слов-омонимов?

-Каким образом вы предлагаете записать тему нашего урока?

Отличие вводных слов от синтаксических омонимов.

- По каким признакам в предложении можно найти вводные слова?

· Не являются членами предложения, т.е. не входят в структуру предложения и не являются его частью;

  • Выделяются понижением тона и паузой в устной речи, запятой (запятыми) на письме;
  • Выражают отношение говорящего к сообщаемому (рассказать подробнее про смысловые группы вводных слов):

- различная степень уверенности (конечно, может быть, вероятно);

- различные чувства (к счастью, к сожалению, к удивлению);

- источник сообщения (по-вашему, по слова, помнится);

- порядок мыслей (во-первых, во-вторых, следовательно, например);

- способ оформления мыслей (словом, иначе говоря, вообще);

- призыв к собеседнику или к читателю с целью привлечь его внимание к сообщаемому (понимаешь, видишь ли, предположим, допустим).

(проверка по слайду №6 +свои примеры!)

3

 «Подумай!»

  1. Их неудовольствие очевидно.

Очевидно это апрельская капель…

Солнце светило ярко однако не грело.

Сегодня на улице однако вовсе не весенняя погода.

  1. Естественно все ждут прихода тёплого времени года.

Ваши распоряжения естественно подводят нас к правильному решению.

Действительно многие весной испытывают особый эмоциональный подъём.

Приглашение действительно на всю неделю.

- Как безошибочно проверить, что в одном предложении есть вводное слово, а в другом – нет?

Вводные слова обогащают нашу речь, но их неуместное, немотивированное, избыточное использование ведёт к засорению языка. Назойливое повторение вводных слов делает речь невыразительной, тусклой, часто косноязычной. Такую речь трудно и неприятно слушать. Она свидетельствует о низкой речевой культуре человека.

Домашнее задание

Выучить правила. Правила записать в тетради для правил.

Найти правильный вариант ответа. Расставить знаки препинания (устно):

1) Предложение с вводным словом:

А) Может это и правда а может и нет.

Б) Он вполне может успеть на поезд.

В) В сущности проблемы разобраться нелегко.

2) Предложение со словом, омонимичным вводному:

А) Я наверное никогда не обманывалась на твой счёт.

Б) Такое решение вполне вероятно.

В) Вероятно ты выполнишь мою просьбу.

3) Предложение со словом однако в роли вводного:

А) Он глуп однако хитёр.

Б) Скоро однако мы увидим море.

 

 

Выполнить контрольную работу на двойных листочках в линию:

Титульная страница:

Контрольная работа

по русскому языку

ученицы/кА 8-Б класса

Муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя школа № 15 города Макеевки»

ФИ в Р.п.

На развороте листа:

Шестнадцатое апреля

Контрольная работа по теме: «Предложения

С вводными и вставными конструкциями»

Тестовые задания

Вариант

1. Верное утверждение — в строке

А Обращения не являются членами предложения.

Б Обращение бывает только нераспространенным.

В Обращения являются второстепенными членами предложения.

Г Обращения не могут выражать уверенность, неуверенность, содержать указание на источник сообщения, порядок изложения мыслей и т. д.

2. Предложение с обращением (знаки не расставлены) — в строке

А Послушал сынок отца.

Б Ты Леонид опоздал на целый час!

В Стихнут бураны и вьюги.

Г Пусть для вас сияет солнце.

3. Предложение с нераспространенными обращениями (знаки не расставлены) — в строке

А Друзья мои я молод был.

Б Играйте же дети растите на воле на то вам и красное детство дано.

В Дробись дробись волна ночная и пеной орошай брега в туманной мгле.

Г Что же сероглазая девушка смеешься?

4. Распространенное обращение (знаки препинания не расставлены) — в строке

А Исполнись приятель гражданского пафоса!

Б Чудо жизни моей я в долгу у твоей доброты.

В Человек человек божия коровка одному весь свой век маяться ли ловко?

Г Я тружуся братец.

5. Предложение, в котором неверно расставлены знаки препинания,—

А Я видел вас, холмы и нивы.

Б Приди ко мне любезный, друг.

В Ой, цвети, кудрявая рябина.

Г Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать.

6. После обращения должен стоять восклицательный знак (знаки препинания не расставлены) в предложении

А Товарищи поплачьте один раз на свете о маленькой собачке что радовала вас...

Б Ты ж юность смейся и шали с кем хочешь будь что хочешь делай.

В С рожденьем снег.

Г Ну радость чем тебе не рай.

7. Предложение, в котором выделенное слово является вводным (знаки не расставлены),—

А К счастью дороги открыты для всех.

Б К счастью праздник все же состоялся.

В С высоты город кажется игрушечным макетом.

Г Мне это только кажется.

8. Предложение с ошибками в употреблении вводных слов —

А Птенец, видимо, только вылупился.

Б Город, казалось, спал.

В Ты, значит, не отвлекай нас попусту.

Г Глагол — это часть речи.

9. Предложение, в котором верно расставлены знаки препинания при вводных конструкциях,—

А Для меня, например, чтение — лучшее из занятий.

Б Все это конечно, пустяки.

В Мы например, больше любим театр, чем кино.

Г Книга быть может наиболее сложное и великое чудо из всех чудес.

10. Предложение со вставными конструкциями (знаки не расставлены) —

А Крупные, красивые птицы их было всего тринадцать летели треугольником.

Б Должно быть я долго был в отлучке.

В Как-то вечером раздался стук должно быть в дверь.

Г Словом ужин был чрезвычайно весел.

11. Вводное слово есть в предложении (знаки препинания не расставлены)

А Прости меня собачка что я тебя не спас.

Б В декабре в Одессе жуть каплет сеет брызжет мочит.

В Еще пожалуйста сыграй моя свистулька!

Г Пойду пожалуюсь весне на то что холод не уходит.

12. Соответствует схеме (знаки препинания опущены) предложение

А И Божий мир красив и дивен и полон чар и как дитя поэт наивен хоть веком стар.

Б Мои шаги усталы и неловки и на простой хозяйственной веревке тряпьем намокшим сохнут паруса.

В О земля Кобзаря я в закате твоем как в оправе на степную полынь с тополиных страниц обронен.

Г Покойся в сердце мой Толстой не рвись не буйствуй мы все привычною стезей проходим путь свой.

Вариант II

1. Верное утверждение —

А Обращения — это часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него.

Б Неодушевленные существительные не могут быть обращениями.

В Обращение не может выделяться запятыми, только восклицательным знаком.

Г Обращение — слово или сочетание слов, называющее лицо или предмет, к которому обращаются с речью.

2. Предложение с обращением (знаки не расставлены) —

А А вы друзья как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь.

Б Пусть для вас сияет солнце.

В Чем-то вас мне попотчевать?

Г Шумит, гудит ветер в печных трубах.

3. Предложение с обращением, выраженным субстантивированным словом,—

А Здравствуй, милая мама! Как я скучал по тебе!

Б Милая, родная, дождалась я вас.

В Долгожданная, любимая жена, встречей живу.

Г Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.

4. Предложение, в котором неверно расставлены знаки препинания,—

А О тонкая береза! Что загляделась в пруд?

Б Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель, дорогой.

В Благословляю вас, леса, сады и рощи.

Г Ты, ветер, утренним дыханием счастливый парус напрягай.

5. Распространенное обращение (знаки препинания опущены) — в предложении

А Да брось ты свой венок дай боль твою Ленцкевич неужто мы с тобой друг друга не поймем?

Б Дуй ветер так чтоб нам дышать невмочь...

В Пусть пока что в долгу полюбите меня дорогие!

Г Пойте всю мою ночь почти весело пойте о славе соловьи запорожских времен.

6. Группа слов, где все слова вводные,—

А конечно, безусловно, будто, бесспорно

Б во-первых, следовательно, итак, все-таки

В к счастью, действительно, значит, например

Г наконец-то, таким образом, пожалуйста, здравствуйте

7. Предложение, в котором выделенные слова являются вводными (знаки не расставлены),—

А Ты чувствуется к уроку не готов.

Б В дыхании ветра в щебете птиц в ласковых лучах солнца во всем чувствуется приближение весны.

В Ученые говорят о глобальном потеплении на планете.

Г Человек говорит что ко всему привыкает.

8. Предложение с вводным словом (знаки препинания не расставлены) —

А И скоро будет собственная нефть, шотландская, в бутылках из-под виски.

Б Эй живой кто-нибудь выходи помоги!

В А впрочем концертный зал на тыщу с лишним мест не так уж безнадежен это храм и храм искусства.

Г Такой мороз что коль убьют то пусть из огнестрельного оружья.

9. Конструкция с вводными предложениями (знаки не расставлены) —

А К нашему удивлению сильная команда проиграла более слабой.

Б Кажется ты что-то скрываешь.

В Друзья без всякого сомнения познаются в беде.

Г Лето считает мама я проведу у бабушки в деревне.

10. Предложение со вставной конструкцией (знаки препинания не расставлены) —

А Прости меня прелестный истукан.

Б Баран трясет кудряшками они же руно вдыхая запахи травы.

В В ночном саду под гроздью зреющего манго Максимильян танцует то что станет танго.

Г Прощай размах крыла расправленный полета вольное упорство и образ мира в слове явленный и творчество и чудотворство.

11. Предложение со вставными конструкциями, в которых неверно расставлены знаки препинания,—

А Сани резко стукнуло о торчавшую из воды сваю (след унесенного моста) и перевернуло.

Б Он встал и, прихрамывая, он был на протезе, подошел к окну.

В Мой приход — я это мог заметить — сначала несколько смутил гостей.

Г Ребенок затих, но, по-моему, ненадолго.

12. Соответствует схеме (знаки препинания опущены) предложение

А И Божий мир красив и дивен и полон чар и как дитя поэт наивен хоть веком стар.

Б Мои шаги усталы и неловки и на простой хозяйственной веревке тряпьем намокшим сохнут паруса.

В О земля Кобзаря я в закате твоем как в оправе на степную полынь с тополиных страниц обронен.

Г Покойся в сердце мой Толстой не рвись не буйствуй мы все привычною стезей проходим путь свой.

 

Успехов вам!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: