Как изменить свои убеждения

Итак, задай самому себе следующий вопрос. Какие убеждения и представления о самом себе и своей жизни, которых ты неосознанно придерживаешься, тебе следует изменить, чтобы создать новое состояние бытия? Над этим вопросом стоит поразмышлять, ибо, как я уже говорил, мы даже не подозреваем о множестве убеждений, в которые подсознательно верим.

Мы часто принимаем из нашего внешнего окружения определенные сигналы, которые затем побуждают нас вырабатывать убеждения, которые могут быть истинными, а могут и не быть. В любом случае в тот момент, когда мы принимаем некое убеждение, оно оказывает воздействие не только на наше функционирование, но и на тот выбор, который мы делаем.

Вспомни эксперимент из главы 2 с женщинами, проходившими математический тест, которые сначала прочли поддельные исследовательские отчеты о том, что мужчины сильнее в математике…

С учетом вышесказанного взгляни на этот список наиболее распространенных убеждений и посмотри, каким из них ты, возможно, даешь в себе приют без полного осознания этого:

Я не силен в математике. Я робок. Я вспыльчив. Мне недостает ума и изобретательности. Я недалеко ушел от своих родителей. Мужчины не должны плакать или обижаться. Мне не найти пару. Женщины во всем уступают мужчинам. Жизнь – это серьезно. Жизнь трудна. Я никогда не добьюсь успеха. Чтобы чего-то достичь в жизни, мне надо трудиться изо всех сил. В моей жизни нет ничего хорошего. Мне не везет. Ничего не бывает по-моему. У меня ни на что не хватает времени. Пусть о моем счастье пекутся другие. Вот получу эту вещь, сразу стану счастливым. В этой жизни трудно что-то изменить. Реальность – это линейный процесс. Все болезни от микробов. Я легко набираю вес. Мне нужно восемь часов сна. У меня всегда что-то болит, и это норма. Мои биологические часы тикают. Красиво – это значит вот так. Смех без причины – признак дурачины. Я сам по себе, а Бог – сам по себе. Я негодяй, и Бог меня не любит…

Этот список можно продолжать бесконечно, но идея ясна.

Поскольку убеждения и представления основаны на прошлом опыте, следовательно, каждое из этих убеждений о себе самом, которых ты придерживаешься, пришло из твоего прошлого. Так они настоящие или ты их попросту выдумал? Даже если они были истинными в какой-то момент времени, это вовсе не означает, что они верны сейчас.

Однако мы смотрим на это по-другому, потому что испытываем зависимость от наших установок, испытываем зависимость от эмоций нашего прошлого. Мы считаем свои убеждения истиной, а не частным мнением, которое можно изменить. Когда мы имеем о чем-то очень сильные убеждения и прямо перед нами находится свидетельство противоположного, то мы скорее всего не заметим его, ибо наше восприятие определяется нашими неосознаваемыми установками.

Мы выработали у себя рефлекс верить во всевозможные вещи, которые не обязательно истинны, – а ведь многие из этих вещей отрицательно сказываются на нашем здоровье и счастье.

Хорошим примером служат некоторые культурные предрассудки или поверья. Достаточно вспомнить историю о проклятии вуду из главы 1: пациент был убежден, что скоро умрет, потому что колдун вуду его проклял. Иные культурные убеждения могут вызвать преждевременную смерть. Например, американцы китайского происхождения, болезнь которых сочетается с годом рождения (который китайская астрология и китайская медицина считают неблагополучным), умирают примерно на пять лет раньше. К такому выводу пришли исследователи Калифорнийского университета в Сан-Диего, которые изучили свидетельства о смерти почти 30 тысяч американцев китайского происхождения. Этот эффект сильнее проявился у тех, кто был больше привержен китайским традициям и убеждениям, причем такие же результаты были выявлены почти для всех изученных основных причин смерти. Американцы китайского происхождения, родившиеся в «года, связанные со склонностью к новообразованиям и опухолям», умирают от лимфатического рака на четыре года раньше, чем их соплеменники, родившиеся в другие года, или чем американцы некитайского происхождения с таким же видом рака.

Как показывают эти примеры, мы поддаемся внушению только тому, что сознательно или неосознанно считаем истинным. Эскимосу, который не верит в китайскую астрологию, так же трудно внушить идею о том, что он восприимчив к определенной болезни из-за того, что он родился в год Тигра или в год Дракона, как убедить римского папу в том, что он скоро умрет, потому что его проклял колдун вуду.

Но стоит только любому из нас принять, поверить и положиться на результат без сознательного обдумывания или анализа, как он тут же становится внушаемым по отношению к этой конкретной реальности. У большинства людей такая вера внедряется далеко за пределами сознательного разума прямиком в подсознание, что, собственно, и порождает болезнь. Так позволь же задать тебе еще один вопрос. Сколько у тебя личных убеждений, основанных на культурных установках, которые могут и не быть истинными?

Изменить убеждения непросто, но возможно. Просто представь, что произойдет, если ты сумеешь успешно оспорить свои бессознательные убеждения. Что если вместо того, чтобы думать и чувствовать: «У меня никогда не хватает времени, чтобы все довести до конца», ты будешь думать и чувствовать: «Я живу в безвременье, и я успею все завершить»? Что если вместо веры в то, что «вселенная в заговоре против меня», ты поверишь, что «вселенная мой друг и работает мне во благо»? Какая великолепная вера! Как бы тебе думалось, как бы тебе жилось, как бы ты ходил по улице, если бы верил, что вселенная любит тебя? Как ты думаешь, твоя жизнь изменилась бы?

Когда ты изменяешь веру, тебе приходится начинать с того, чтобы принять саму эту возможность, затем изменить уровень твоей энергии с помощью воодушевления, о котором я рассказывал выше, и, наконец, позволить своей биологии реорганизовать саму себя. Нет необходимости думать о том, как именно произойдет эта биологическая реорганизация или когда это должно случиться – это работает твой аналитический ум, который тащит тебя назад в состояние бета-волн и делает тебя менее внушаемым. Вместо этого тебе просто нужно принять окончательное решение. И как только амплитуда или энергия этого решения становится больше, чем жестко связанные программы в твоем мозге и эмоциональная зависимость в твоем теле, ты тут же станешь выше своего прошлого, и твое тело среагирует на новый образ мыслей, и ты сможешь осуществить настоящее изменение.

И ты уже знаешь, как это сделать. Подумай о моменте в твоем прошлом, когда ты решился изменить нечто в самом себе или в своей жизни. Если ты помнишь, наступил момент, когда ты, вероятно, сказал самому себе: «Мне наплевать, как я себя чувствую [тело]! Не важно, что там происходит в моей жизни [внешнее окружение]! Мне все равно, сколько времени это займет [время]! Я доведу это до конца!»

И тут твоя кожа вмиг покрылась мурашками. А все потому, что ты перешел в измененное состояние бытия. В тот момент, когда ты почувствовал эту энергию, ты посылал своему телу новую информацию. Ты почувствовал вдохновение и вышел из своего привычного состояния пассивной жертвы. Это произошло потому, что одной только мыслью твое тело перешло от жизни в одном и том же прошлом к жизни в новом будущем.

Эффект восприятия

Подобно вере и убеждениям, наше восприятие прошлого опыта – не важно, положительного или отрицательного, – напрямую влияет на подсознательное состояние нашего бытия и наше здоровье. В 1984 году доктор медицины Гретхен ван Бемель, в те годы заместитель директора клинической электрофизиологии Глазного института Доэни в Лос-Анджелесе, обнаружила замечательный пример этого. Она обратила внимание на тревожную тенденцию среди камбоджийских женщин, обратившихся в клинику Доэни. У этих женщин в возрасте от 40 до 60 лет, живших неподалеку в городке Лонг-Бич, штат Калифорния (который называют «маленьким Пномпенем», потому что там проживает что-то около 50 тысяч камбоджийцев), были серьезные проблемы со зрением, включая слепоту, причем в непропорционально высоких масштабах.

Физически глаза женщин были совершенно здоровы. Доктор ван Бемель провела сканирование мозга женщин, чтобы установить, как работают их зрительные центры, и сравнить с тем, как видят их глаза. Она обнаружила, что у каждой из женщин была совершенно нормальная острота зрения, в основном 20/20 или 20/40, но когда они пытались читать оптометрическую таблицу, их зрение падало почти до слепоты. У некоторых женщин абсолютно отсутствовало восприятие света, и даже не было реакции на тени – несмотря на то, что физически их глаза были в полном порядке.

Когда доктор ван Бемель пригласила доктора философии Патрицию Рози из Университета штата Калифорния в Лонг-Бич, чтобы вместе исследовать женщин-камбоджиек, то они обнаружили, что те из них, у кого со зрением было совсем плохо, прожили большую часть жизни под властью красных кхмеров или в лагерях беженцев во времена диктатора Пол Пота. Геноцид, проводимый красными кхмерами, унес жизни по меньшей мере полутора миллионов камбоджийцев между 1975 и 1979 годом.

В те годы 90 % обследованных женщин потеряли членов семьи (некоторые – до десятка), а 70 % насильно заставляли смотреть, как их самых близких зверски пытали и убивали – иногда целыми семьями. «Эти женщины видели то, что их психика просто не могла принять, – рассказала доктор Рози газете Los Angeles Times. – Их глаза попросту отключились, отказываясь видеть еще одну смерть, еще одну пытку, еще одно изнасилование, еще один голод».

Одну женщину заставили смотреть, как прямо перед ней убивали ее мужа и четырех детей, после чего она тут же потеряла зрение. Другой женщине пришлось смотреть, как каратель из числа красных кхмеров насмерть забил ее брата и трех его детей, причем ее трехмесячному племяннику размозжили голову об дерево. Она начала терять зрение сразу после этого. Женщины терпели избиения, голод, немыслимые унижения, сексуальное насилие, пытки и 20-часовой принудительный труд. Несмотря на то, что теперь они были в безопасности, многие из этих женщин рассказали исследователям, что они предпочитают оставаться дома, где им приходится снова и снова переживать свои воспоминания обо всех этих зверствах, которые возвращаются к ним в виде повторяющихся ночных кошмаров и навязчивых мыслей.

Задокументировав 150 случаев психосоматической слепоты у камбоджийских женщин в Лонг-Биче, – что составило самую большую известную группу подобных жертв во всем мире, – в 1986 году ван Бемель и Рози представили свое исследование на ежегодном собрании Американской физиологической ассоциации в Вашингтоне, округ Колумбия. Аудитория была потрясена.

Женщины в этом исследовании частично или полностью ослепли не из-за какого-то физического нарушения, но потому, что события, которые им пришлось пережить, имели такое эмоциональное воздействие, что они буквально «выплакали свои глаза до слепоты». Повышенная эмоциональная амплитуда, вызванная тем, что их заставили вынести зрелище жесточайших расправ, привела их к нежеланию видеть вообще. Событие создало физические изменения в их биологии – не в глазах, а прежде всего в мозге, – что изменило их восприятие реальности на всю оставшуюся жизнь. И поскольку они продолжали снова и снова проигрывать эти ранящие душу сцены в своей памяти, зрение к ним так и не вернулось.

Безусловно, это исключительный пример, однако наши прошлые травматические переживания, наверное, оказывают и на нас похожее воздействие. Если у тебя есть нарушения зрения, то, вероятно, какие-то вещи ты предпочел бы не видеть из-за болезненных или устрашающих переживаний прошлого? Аналогично, если у тебя есть нарушения слуха, то, возможно, в твоей жизни было нечто, что тебе не хотелось бы слышать?

На рисунке 7–2 представлена диаграмма, описывающая, как все это происходит. Кривая линия на графике отражает относительное измерение состояния бытия человека, которое начинается на нормальном, или базовом, уровне перед тем, как происходит некое событие. Пиковый выброс на кривой указывает на сильную эмоциональную реакцию на событие – например, когда камбоджийские женщины переживали зверства красных кхмеров. Это ужасное переживание оставляет неизгладимый нейронный след в их мозге и химически меняет их тело, а также состояние их бытия – их мысли и чувства, установки и убеждения и, наконец, их восприятие. Это выразилось в том, что женщины вообще больше не желали смотреть на мир, а их биология подчинилась этому отказу, реализовав его через нейронную перестройку и химическую ресигнализацию.

 

Рисунок 7–2. Высокозаряженное переживание в нашей внешней реальности отпечатает себя на схеме мозга и будет эмоционально запечатлено в теле. В результате мозг и тело живут в прошлом, а событие изменяет состояние нашего бытия, равно как и наше восприятие реальности. Это уже другая личность

Несмотря на то, что кривая на графике со временем падает и выравнивается, то место, где она заканчивается, отличается от того места, с которого она начиналась – что указывает на то, что переживание изменяет человека. Что касается камбоджийских женщин, то они фактически жили в прошлом, потому что на них повлияло нейронное и химическое запечатление, порожденное ужасным переживанием. Они стали другими людьми; событие изменило состояние их бытия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: