Краткая характеристика глобальных проблем

Урок 1.

Уважаемые студенты! Готовимся к дифференцированному зачёту. Выполняем задания на первом уроке и ответы отправляем мне на почту в печатном виде через 30 минут. Иначе я буду снижать оценки. Ответ содержит комбинацию цифр,, тех высказываний, котрые вы считаете верными.

Например,

2, 3, 5, 7, 10.

Файл должен быть озаглавлен так: Иванов, 23 гр.

Выберите верные утверждения. Ответ запишите цифрами.

1) Наибольшее количество беднейших стран мира находится в Азии.

2) Главная роль в формировании мирового хозяйства принадлежала машинной индустрии.

3) Япония является одной из многонациональных стран мира.

4)Важную роль в формировании мирового хозяйства играет транспорт.

5) Россия занимает первое место в мире по добыче нефти.

6) Главный путь развития техники и технологии – революционный.

7) Канада – самое большое по площади государство мира.

8) Странами – членами «Большой семёрки» являются США и Канада.

9) Для Японии характерна высокая плотность населения

10) Китай относят к странам с постиндустриальным типом экономики.

 

Критерии оценки для задания:

«5» - 0 ошибок;

«4» - 1-2 ошибки;

«3» - 3-4 ошибки;

«2» - 5 и более ошибок

 

Урок

Ознакомьтесь с материалом лекции. Вопросы, которые встречаются в лекциях, направлены на общее понимание изучаемого материала. Вы их отвечаете устно.

Тема лекции: Глобальные проблемы человечества

Учебные цели лекции:

Образовательная: способствовать усвоению знаний о сущности и особенностях проявления глобальных проблем человечества

Развивающая: содействовать развитию интереса к изучению основных вопросов о географических аспектах современных глобальных проблем человечества

Воспитательная продолжить формирование положительных мотивов учения; показать значение рассматриваемых вопросов лекции в формировании общих компетенций и будущей профессиональной деятельности.

Учебно-методическое оснащение:  учебник «География 10-11 класс» авт. Гладкий Ю.Н., Николина В.В., презентация по теме лекции, материал лекции, Интернет-ресурсы.

 

Понятия и термины по теме «Глобальные проблемы человечества»

1. Глобальные – глобалистика – наука.

2. Ойкумена – населенная и освоенная человеком часть Земли.

3. Экологическая проблема – проблема взаимоотношения общества и природы, сохранения окружающей среды – так можно определить эту проблему с географической точки зрения.

4. Ключевая – проблема мира и разоружения.

5. Экологическая

6. Демографическая

7. Насущная – проблема дефицита сырья, топлива и продовольствия.

8. Освоение Космоса и Мирового океана.

9. Узловая – преодоления экономической отсталости отдельных стран мира.

10. Ключевая – ключ к решению всех проблем.

11. Насущная – ежедневно, ежечасно требует решения.

Все мы обязаны своей жизнью нашей планете — прекрасной и единственной Земле-матери, голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед... нами, перед Варваром-Человеком. Получив неограниченную власть над природой и, надменно упиваясь этой властью, он, считающий себя «венцом природы», забыл, что сам является ее скромной частицей.

Про глобальные проблемы человечества слышал, пожалуй, каждый человек. Но не каждый понимает, что эти проблемы не являются заботой будущих поколений, а уже мы ощущаем последствия от необдуманного влияния человека на природу. Постоянные засухи, или, наоборот, наводнения, землетрясения и цунами, кислотные дожди и озоновые дыры – все эти проблемы человечества подробно будут рассматриваться в ходе нашей встречи.

Развитие технологий и постоянно возрастающее количество людей на земле поставило перед человечеством ряд острых проблем в сфере экономики и экологии, многие из которых требуют принятия незамедлительных мер. К сожалению, большая часть населения планеты до си пор не осознает опасности сложившейся ситуации.

«Мы и сейчас еще не поняли и не хотим понять,— горестно восклицает современный русский писатель В. Астафьев,— что животные, птицы, рыбы, растения без нас проживут, а вот нам без них не прожить и дня единого». Это «золотые» слова, вдумайтесь в них.

Глобальные проблемы затрагивают основы существования цивилизации. Человечество сможет выжить только в том случае, если осознает всю пагубность своих нынешних деяний и найдет верный путь к «вратам истины».

 

Краткая характеристика глобальных проблем

(Используйте слайды презентации)

Проблемы гонки вооружений и угроза войны, терроризм (все современные войны в состоянии оказать роковое влияние на природу нашей планеты)

Энергетическая и сырьевая проблема (главным направлением является переход от энергозатратной к энергосберегающей экономике внутри стран)

Демографическая проблема

Существуют три стадии демографического перехода:

характерно высокие показатели рождаемости и смертности (она уже пройдена практически всем человечеством)

характерно развитие экономики, прогресс здравоохранения; при этом рождаемость остается высокой, а смертность резко снижается; в результате численность населения быстро увеличивается (на этой стадии сейчас находится большая часть стран «третьего мира»); характерно снижение показателей рождаемости (стремление иметь много детей уменьшается и потому, что снижается детская смертность, и потому, что общество имеет другие экономические и социальные цели и задачи). Для этой стадии характерно примерное выравнивание показателей рождаемости и смертности. Она характерна для развитых стран Европы и Америки, а также для Японии.

Продовольственная проблема

Нехватка продовольствия в современном мире объясняется неприродными, а социально-экономическими причинами. В развивающихся странах преобладает нерациональное, хищническое природопользование. В результате эрозии почв, засоления орошаемых земель, неумеренного выпаса скота, примитивной агротехники, возделывания одних и тех же культур в условиях большой плотности населения происходит деградация (ухудшение) почв и снижение плодородия. В результате эрозии развивающиеся страны ежегодно теряют 4-5 млн. га сельскохозяйственных земель. Поэтому доля сельскохозяйственного производства развивающихся Стран в мире составляет 53%, а доля населения - 77%. Отсюда недоедание, что сказывается на здоровье, работоспособности, умственном развитии людей.

Экологическая проблема

Экологическая драма разворачивается на наших глазах: выбывают из оборота плодородные почвы, увеличивается площадь пустынь, иссякают пригодные для питья пресные воды, вырастают горы отбросов. «Озоновая дыра» и кислотные дожди. Чернобыль и Тримайл (трехмильный остров в США — место размещения одной из АЭС. В 70-е годы там произошла серьезная катастрофа на станции, загрязненный Мировой океан и трагедия Амазонии...) Одна американская газета писала, что третья мировая война уже фактически началась, она ведется против природы.

Разорванность человека и окружающего мира сквозит в творчестве Иннокентия Анненского, проникнутом трагизмом. Городские пейзажи вытесняют живую природу из мыслей, из чувств, из переживаний: «На меня вообще природа действует не так сильно…», - читаем в дорожном письме И.Анненского- воспринимается только окультуренная даже не природа, а «окружающая среда»: парки, сады с прудами, аллеи с фонарями, часто из-за оконного стекла.

Хищническое уничтожение лесов вызывало тревогу у лучшей части русской интеллигенции. Устами пьесы «Дядя Ваня» доктора Астрова А.П.Чехов говорил: «… леса трещат под топором, гибнут миллионы деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи… Человек одарен разумом и творческой силой, чтобы приумножить то, что ему дано, но до сих пор он не творил, а разрушал. Лесов все меньше и меньше, реки сохнут, дичь перевелась, климат испорчен, и с каждым днем земля становится все беднее и безобразнее».

ЛЗ. Является ли сегодня человек властелином природы?

Вывод: Человек сегодня — никакой не властелин и не царь природы. Восторгаясь его разумом, мы должны научиться восторгаться вдвойне гармонией, красотой природы, неисчерпаемостью ее тайн. Она вечна, тогда как человеческая жизнь — всего лишь миг, мгновение.

Преодоление отсталости развивающихся стран – крупнейшая общемировая проблема. Экономическое и социальное развитие в них осложняется наследием колониального прошлого, действиями современных монополий, которым удалось во многом сохранить систему эксплуатации стран Азии, Африки и Латинской Америки. Последствия этого трагичны и выражаются в огромных масштабах их отсталости. В наименее развитых странах 66% взрослого населения неграмотно, а душевой доход составляет 100-200 $ в год, т.е. в 30 раз меньше, чем в развитых странах. К их числу относятся Мали, Нигер, Чад, Центральноафриканская Республика, Эфиопия, Сомали, Бангладеш, Непал, Бирма, Йемен, Гаити. Эти беднейшие страны иногда именуются также «четвертым миром». Из-за болезней, связанных с голодом и недоеданием, в развивающихся странах ежегодно умирает 30-40 млн. чел., в том числе 15-17 млн. детей.

Обострение социальных проблем. Уровень безработицы в этих странах таков, что фактически от 33% до 50% трудоспособного населения не имеют возможности участвовать в общественном производстве. В этих странах отстает наука и образование. В наши дни центр тяжести глобальных проблем все больше перемещается в страны «третьего мира». При этом пропасть между развитыми и большинством развивающихся стран постоянно возрастает. Поэтому бедственное положение их стало крупнейшей общемировой, общечеловеческой проблемой. Главный путь ее решения – проведение коренных социально-экономических преобразований во всех сферах жизни и деятельности этих стран. Это потребует продолжительного исторического срока, измеряемого жизнью нескольких поколений. Велика задолженность развивающихся стран, например, долг Бразилии составляет 115 млрд. $, Мексики – 105, Аргентины – 49, Индонезии – 43. Поэтому одно из условий преодоления отсталости – установление более справедливого международного экономического порядка; сокращение военных расходов и использований сэкономленных средств на помощь народам этих стран. Сохраняющаяся ситуация в развивающихся странах грозит социально-экономическими потрясениями мирового масштаба и вызывает обострение других глобальных проблем.

 

 

Домашнее задание: § 52, 54, 55.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: