Алгебра 11 класс
Геометрия 11 класс
«ГИА-2018 по математике. Типичные ошибки».
В 2017 – 2018 учебном году ГИА проводилось по текстам следующего варианта (№ 15).
I часть
При выполнении заданий 1 – 12 следует записать только ответ.
№ 1. Длина шага отца 70 см, а сына 50 см. Какое наименьшее расстояние они должны пройти, чтобы каждый сделал целое число шагов?
Ответ: ________________________________
№ 2. Вычислите:
.
Ответ: ________________________________
№ 3. Упростите выражение
.
Ответ: ________________________________
№ 4. Найдите значение выражения
.
Ответ: ________________________________
№ 5. Решите уравнение:
.
Ответ: ________________________________
№ 6. Решите неравенство
.
Ответ: ________________________________
№ 7. Решите уравнение 
Ответ: ________________________________
№ 8. Найдите множество значений функции
.
Ответ: ________________________________
№ 9. Найдите угловой коэффициент касательной к графику функции
, в точке
?
Ответ: ________________________________
№ 10. Дан параллелепипед
. Назовите вектор, начало и конец которого являются вершинами параллелепипеда, равный сумме векторов
Ответ: ________________________________
№ 11. Объем треугольной пирамиды равен 24 дм3. Высота пирамиды
дм. Найдите площадь основания данной пирамиды.
Ответ: ________________________________
№ 12. На диаграмме показана среднемесячная температура воздуха (в градусах Цельсия) в Краснодаре по результатам многолетних наблюдений. Найдите по диаграмме количество месяцев с начала февраля по конец мая, когда среднемесячная температура в Краснодаре ниже 5°.

Ответ:________________________________
II часть
При выполнении заданий 13 – 18 следует записать решение и ответ.
№ 13. Упроститевыражение
.
№ 14. Решите уравнение
.
№ 15. Найдите наибольшее значение функции
на отрезке
№ 16. Околоправильного четырехугольника описана окружность и в него вписана окружность. Длина большей окружности
см. Найдите сторону четырехугольника и площадь меньшего круга.
№ 17. Найдите область определения функции
.
№ 18. Основанием прямой треугольной призмы служит прямоугольный треугольник с гипотенузой 13 см и катетом 5 см. Высота призмы равна радиусу окружности, вписанной в основание призмы. Найдите площадь боковой поверхности призмы.
Решение заданий 19 – 20 должно содержать обоснование.
В нём необходимо записать последовательные логические действия и их объяснения.
№ 19. Найдите площадь фигуры, ограниченной заданными линиями
и
.
№ 20. Черезвершину конуса проведена плоскость под углом
к плоскости основания. Эта плоскость пересекает основание по хорде, которая видна из центра основания под углом
. Найдите объем конуса, если расстояние от центра основания до хорды равно 6 см.
Нужно отметить, что по предметной комиссии № 2 результаты ГИА – 2018 несколько ниже, чем ГИА – 2017: появились «2», увеличилось количество «3» и уменьшилось количество «5».
Это объясняется следующими причинами:
· изменение содержания вариантов – облегчение 1 части (было15 заданий, стало 12) и усиление 2 части (было 4 задания, стало 6 заданий). Задания, требующие обоснований, в этом году носили комплексный характер и включали в себя проверку знаний различных разделов.
· Ужесточение оценочной таблицы: чтобы получить «3» учащемуся необходимо было решить около 60% предложенных заданий, а для «5» - более 90%.
Однако, полученные результаты более точно отражают реальную картину уровня знаний математики в школах республики. Тому способствовали следующие моменты:
· относительно стабильная политическая обстановка;
· достаточное время для подготовки. Все задания в составе «Банка заданий ГИА» были в свободном доступе в течении учебного года. И учащиеся имели возможность готовиться к данному испытанию.
· писали в своих школах, в знакомой обстановке, что способствовало снизить уровень напряженности и максимально сосредоточиться на выполнении работы.
Остановимся подробнее на типичных ошибках, допущенных в заданиях по алгебре. С заданиями 1 части в основном справились все учащиеся. Хотя имелись неправильные ответы к отдельным заданиям.
№ 1. Задание по математике 5 – 6 класса.
Длина шага отца 70 см, а сына 50 см. Какое наименьшее расстояние они должны пройти, чтобы каждый сделал целое число шагов?
Решение: НОК(70;50) = 

Ответ: 350 см.
Типичные ошибки:
В основном с заданием справились. Единичные ошибки при переводе в другие единицы измерения (хотя этого делать не надо), вычислительного характера.
№ 2. Алгебра
Вычислите:
.
Решение:
.
Ответ: 0,04.
Типичные ошибки:
Не всегда доведено решение до конца. Выполняли преобразование и в ответ записывали
. А задание вычислить, то есть правильный ответ 0,04.
№ 3. Алгебра.
Упростите выражение
.
Решение:
.
Ответ: – 1.
Типичные ошибки:
В основном дан правильный ответ. Встречались работы с ответом 1.
№ 4. Алгебра
Найдите значение выражения
.
Решение:
.
Ответ: 4.
Типичные ошибки:
В основном дан правильный ответ. Повторяющихся неправильных ответов не было
№ 5. Уравнения и неравенства
Решите уравнение:
.
Решение:
;
,
;
,
;
,
.
Ответ:
,
.
Типичные ошибки:
Отсутствие записи
. Вычислительные ошибки. Не выполнено деление на 4.
№ 6. Уравнения и неравенства
Решите неравенство
.
Решение: применяем метод интервалов.
Ответ:
.
Типичные ошибки:
Неверно определены нули функции, стоящей в левой части неравенства. Неверно используются скобки.
№ 7. Уравнения и неравенства
Решите уравнение
Решение:
;
;
;
.
Ответ: – 1.
Типичные ошибки:
В основном дан правильный ответ. Закономерность в неправильных ответах не прослеживалась.
№ 8. Функции
Найдите множество значений функции
.
Решение: так как
, то
. Значит,
.
Ответ:
; ИЛИ
; ИЛИ
.
Типичные ошибки:
Встречались работы, в которых неправильно определен интервал; неверно использованы скобки; место
писали
.
№ 9. Начала математического анализа
Найдите угловой коэффициент касательной к графику функции
, в точке
?
Решение:
;
.
Ответ: 2.
Типичные ошибки:
В основном дан правильный ответ. В ряде работ дан ответ 1, что свидетельствует об ошибке при нахождении производной.
Однако имеют место ряд замечаний, которые не связаны с математикой, а скорее относятся к сфере внимательности обучающихся, но их было значительное количество:
· ответы записаны не в своих строчках;
· допущены исправления;
· не указаны единицы измерений.
На II части остановимся поподробнее.
№13. Алгебра
Упроститевыражение
.
Решение: 
.
Ответ:
.
Типичные ошибки:
Низкая культура ведения математических записей: положение дробной черты; запись названий тригонометрических функций, греческой буквы α. Встречались ошибки практически на всех этапах решения. Допускались ошибки при преобразовании суммы тригонометрических функций в произведение. Пропущен этап вынесения общего множителя за скобки. Встречался ответ
.
№ 14. Уравнения и неравенства
Решите уравнение
.
Решение:
.
Пусть
, тогда
и
. Получаем приведенное квадратное уравнение
.
По обратной теореме Виета находим корни
и
.
1)
;
;
.
2)
;
;
.
Ответ: 2; 3.
Типичные ошибки:
Допускались ошибки при решении квадратного уравнения, показательного уравнения. Встречались работы с перековерканной фамилией Виета.
№ 15. Начала математического анализа
Найдите наибольшее значение функции
на отрезке
Решение:
,
.
.
.
Найдем критические точки.
существует на всей
и
если
;
;
;
и
.
Отрезку
принадлежит критическая точка
.
;
;
.
Так как
, то наибольшее значение функции равно 5.
Ответ: 5.
Типичные ошибки:
Не все учащиеся приступали к решению данного номера. Допускались ошибки при нахождении производной, при решении дробно рационального уравнения, при вычислениях. В ряде работ не записан ответ.
№ 17. Элементарное исследование функции
Найдите область определения функции
.
Решение:
.
:
;
. Так как
, то
.
,
.
Ответ:
,
.
Типичные ошибки:
Не все учащиеся приступали к решению номера. Те же, кто решал, в основном с заданием справлялись. Имели место работы с ошибками при решении простейшего тригонометрического уравнения.
№ 19. Алгебра и начала математического анализа
Найдите площадь фигуры, ограниченной заданными линиями
и
.
Решение:
Построим графики данных функций
и
.
Найдем абсциссы точек пересечения графиков функций, решив уравнение:
;
;
,
.


Ответ: 4,5.
Типичные ошибки:
И к данному заданию приступали не все учащиеся. Практически во всех работах есть замечания к рисунку: наличие всех обязательных элементов системы координат; изображение параболы; выделение искомой области. При детальном описании построения графиков (что не является обязательным) допускались недочеты, описки, вычислительные ошибки. В ряде работ отсутствовал этап аналитического определения границ интегрирования, для этого использовался лишь рисунок. Встречались ошибки при составлении интеграла для нахождения искомой площади; при нахождении первообразной; вычислительные ошибки.
Подводя итог всему вышеизложенному, отметим: Выпускники 2018 года показали прочные знания по основному программному материалу. Однако имеют место ряд недочетов, на которые нужно обратить внимание в наступающем учебном году. Это прежде всего графическая культура, она по прежнему остается на низком уровне. Второе слабое место – это использование математической символики и ведение математических записей: расположение дробной черты относительно строки, запись показателей степеней, индексов, логарифмов, интегралов и т.д. Так же много замечаний на использование и понимание учащимися математических терминов, на умение строить математические предложения, обосновывать решение.
Домашнее задание: Просмотрите экзаменационную работу. Обратите внимание на типичные ошибки.






