Как провести дидактическую игру в детском саду
Ведущая деятельность дошкольника — игра, с помощью неё малыш познаёт окружающий мир. Общепризнанно, что игровой дефицит отрицательно сказывается на формировании личности ребёнка. Значительную часть времени дошкольник проводит в детском саду среди сверстников, под контролем воспитателей. Только педагог, владеющий игровыми технологиями, может достичь высоких результатов в работе с детьми.
Содержание
· 1 Значение дидактической игры в детском саду
o 1.1 Понятие дидактической игры
o 1.2 Структура дидактической игры
o 1.3 Виды дидактических игр
§ 1.3.1 Дидактические игры с предметами
§ 1.3.2 Таблица: пример усложнения игры в зависимости от возраста воспитанников
§ 1.3.3 Настольно-печатные игры
§ 1.3.4 Словесные игры
· 2 Картотека дидактических игр
o 2.1 Таблица: картотека дидактических игр в младших группах
o 2.2 Таблица: картотека дидактических игр в средней группе
o 2.3 Таблица: картотека дидактических игр для старших дошкольников
· 3 Подготовка и проведение дидактической игры
o 3.1 Таблица: структура конспекта дидактической игры
o 3.2 Таблица: пример конспекта дидактической игры в средней группе (фрагменты)
o 3.3 Видео: музыкально-дидактическая игра в младшей группе
o 3.4 Видео: дидактическая игра по математике в средней группе
o 3.5 Видео: дидактическая игра по патриотическому воспитанию
· 4 Анализ и оценка дидактической игры в детском саду
o 4.1 Таблица: образец протокола оценки дидактической игры
· 5 Организация досуга детей в ДОУ посредством дидактических игр
o 5.1 Примеры сценариев
Значение дидактической игры в детском саду
Необходимый минимум компетенций педагога заключается в умении отличать дидактическую игру (ДИ) от других игровых форм, в знании её структуры, видов, картотек базовых игр, основных регламентирующих требований. Используя игровые технологии, воспитателю не следует забывать, что, играя, ребёнок удовлетворяет свои ключевые потребности, осваивает такие виды деятельности, как труд и учёба, развивается и формируется как личность. Поэтому подходить к организации игровой деятельности детей воспитатель должен ответственно, опираясь на базовые педагогические знания.
Понятие дидактической игры
Активность дошкольников имеет разные формы, одна из них — игровая деятельность. Для воспитателя игра — это и инструмент обучения и воспитания, и форма организации жизни детей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Научно обоснован и подтверждён практически факт, что игра — наиболее продуктивная форма занятия или непосредственно образовательной деятельности (НОД) дошкольников.
НОД в ДОУ осуществляется в соответствии с санитарными правилами и нормами (САНПИН 2.4.1.3049–13), которыми определяется, в частности, их продолжительность (до 10 минут для малышей, до 30 минут для старших возрастных групп). Отметим, что не все игры дошкольников дидактические (их также называют учебно-предметными или обучающими). С. Л. Новосёлова в программе «Истоки» (1997) классифицирует игры, исходя из того, кто выступает инициатором — взрослый или ребёнок. Признаки, по которым легко отличить ДИ:
· её инициатором всегда будет взрослый (педагог);
· такая игра направлена на решение учебной задачи («дидактика» в переводе с древнегреческого — обучающий);
· для детей обучающий характер игры не должен быть очевидным.
В игре дошкольники познают мир и учатся взаимодействовать
Воспитателю важно понимать, что образовательные результаты, которые он хочет получить, зависят от того, что дошкольник не знает о необходимости их достижения. В игровой ситуации ребёнку важна сама возможность активности, успеха, удовольствия. Образовательные результаты являются для него побочным эффектом, обучение происходит непреднамеренно. Большая ошибка начинать игру со слов: «Ваша игровая задача — научиться различать цвета и находить по этому признаку предметы».
Обучающие игры имеют многовековую историю, содержат элементы фольклора и отражают национальные особенности. До нашего времени дошли такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока», «Барыня» и другие. Предки закладывали в игры обучающий смысл и воспитательный характер, тем самым передавая жизненный опыт от поколения к поколению, готовя детей к ранней взрослой жизни. В настоящее время такие игры направлены не столько на подготовку дошкольников к взрослой жизни, сколько на организацию досуга.